Проект "откуда к нам пришел самовар". Когда и где появился самовар

Утро - самая важная часть дня, ведь это его начало. И как пройдет утро - так пройдет и весь день. Поэтому, правильное утро является залогом успешного дня. Многие люди свой день начинают с кофе, поскольку он помогает проснуться, а его несравнимый аромат поднимает настроение. Однако, есть и те, кто предпочитает начинать свой день с чая. И в этом тоже что-то есть! Чай по своим полезным свойствам во многом превосходит кофе, а его аромат ничуть не уступает кофейному. Не важно, какому напитку человек отдает предпочтение утром, его употребление происходит «на автомате». Мы кипятим чайник, чтобы заварить чай или кофе, и не задумываемся о самом процессе употребления напитка, не задумываемся об истории его возникновения, а также о том, как происходило это раньше. В этой статье мы поговорим о чаепитии, а именно о традициях и предметах быта, без которых не могла обойтись ни одна чайная церемония, а также которые по сей день являются ее символами.

Каждая страна имеет свои, абсолютно не похожие на другие, чайные традиции и сопровождающие ее атрибуты. Но только русское чаепитие ассоциируется с самоваром, о котором речь пойдет ниже. Однако, невозможно рассказать о самом главном атрибуте, без которого, порой, даже сегодня не обходится русское чаепитие, не слова не сказав о чае. Ведь именно с появлением чая на Руси появляется и самовар.

Когда стали пить чай на Руси

Сложно сказать, когда конкретно на Руси стали пить чай. Однако, согласно историческим сведениям, впервые знакомство с чаем на Руси произошло в 16-17 вв., что существенно раньше, чем в Англии и Голландии. Так, впервые узнали о существовании чая в 1618 году, когда казаку Ивану Петелину со своим отрядом удалось добраться до Китая, из которого он привез специально для Михаила Федоровича Романова несколько ящиков с чаем. Но, к сожалению, этот напиток в те далекие времена не пришелся по вкусу царю. Второе знакомство Москвы с чаем произошло в 1638 году. Тогда монгольский Алтын-Хан через российского посла Василия Старкова осмелился передать чай в качестве подарка царю. Но и эта попытка привить любовь России к новым напиткам не увенчалась успехом, и царь Михаил Федорович отдал предпочтение традиционным русским напиткам.

И только по истечению тридцати лет чай снова попал в Россию. Причиной этому стала болезнь сына царя - Алексея Михайловича, которому чай был предложен придворным лекарем в качестве лекарства. В связи с этим, этот напиток, к которому люди так привыкли сегодня, в далеком 17 веке стал считаться исконно лекарственным средством.

Однако, уже в конце 17-го века отношение к чаю кардинально меняется, и на Руси зарождаются первые традиции чайных церемоний.

Стоит отметить, что в это время побаловать себя чаем могли позволить только царские семьи, бояре, дворяне и богатые купцы, поскольку он был очень дорогим напитков. Простым людям чай был не по карману. И это не удивительно, ведь в те времена еще не было железнодорожного сообщения или других вариантов передвижения, и чтобы доставить чай из Китая в Россию требовалось целых 16 месяцев. Именно за такой срок сухопутные караваны преодолевали расстояние между странами. Чай был дорогим напитком вплоть до 19 века, пока не появилось железнодорожное и морское сообщение, а также новые поставщики. С этого момента стоимость этого чудесного напитка существенно снизились, и чай стал доступным абсолютно всем сословиям.

Это интересно знать.

  • Некоторые исторические источники приписывают заслугу появления чая на Руси Петру І. Однако, данное утверждение ошибочное. Петру I принадлежит введение употребления кофе, а также по его заслуге в России появился и первый самовар.
  • Статистика утверждает, что с увеличением потребления чая в 1830 - 1840 гг. наблюдалось значительное падение популярности крепких спиртных напитков.
  • В Петербурге до 19 века чай можно было приобрести всего лишь в одном магазине! В то время, как в Москве чаем торговало более сотни.

Когда появился первый самовар

Традиционным напитком до появления чая на Руси был сбитень. Для его приготовления использовалась вода, мед, а также лекарственные и пряные травы. Готовился этот русский традиционный напиток в приспособлении, которое в настоящее время принято считать предшественником самовара. Оно называлось - сбитенник. Как и самовар, в нижней части сбитенника имелось поддувало, а внешний его вид напоминал современный чайник. Внутри такого «чайника» находился специальный сосуд для углей. Именно от своего старшего брата (от сбитенника) самовар и позаимствует в дальнейшем такой же сосуд.

Появление чая на Руси способствовало не только зарождению новых традиций, но и экономическому и промышленному развитию. Его появление стало причиной стремительного развиваться международных торговых отношений, открытия новых фабрик и заводов. Так, первая фабрика по производству самоваров в России была открыта в Туле слесарем Лисициным. Кстати, сбитенники, о которых речь шла выше, также выпускались в Туле. До этого момента, производство самоваров было кустарным.

Самые первые самовары производились на Урале с 1738 года, а именно - в Суксуне, однако, в очень малом количестве. И были это самовары-кухни, которые предназначались не только для приготовления чая. Такие самовары разделялись на три части, две из которых предназначались для приготовления пищи, а третья использовалась для заваривания чая.

Часто считают, что самовар является исконно русским изобретением. Но это очень ошибочное утверждение. Например, есть сведения, что некие устройства, которые можно назвать прототипами самоваров, были известны еще древним римлянам. Чтобы вскипятить воду, римляне использовали сосуд с водой и раскаленный камень. Камень бросался в сосуд, в результате чего вода в нем закипала. А вот в Китае было устройство, схожее с самоваром наличием трубы в нем и поддувала.

В Россию же, как говорилось выше, первый самовар привез Петр I из Голландии.

В Европе в то время самовар называли «чайной машиной».

Это интересно знать.

Общее название «самовар» появилось не сразу. Устройство, для кипячения воды, в разных регионах называли по-разному. Например, в Курске его называли «самокипец», в Ярославле он имел название «самогар», а в Вятке пользовались «самогреями».

С постоянно растущей популярностью чаепития в России, самовары становились все более востребованными, и уже спустя некоторое время фабрик, занимающихся изготовлением самоваров, насчитывалось более 28. В год они выпускали до 120 тысяч самоваров.

Изготовление самоваров являлось процессом долгим и сложным, требующим умения, в котором были задействованы рабочие самых различных специальностей - начиная от наводильщиков, которые сгибали медные листы и задавали форму, и заканчивая чистильщиками.

Материалом для изготовления первых самоваров служила красная и зеленая медь, а также мельхиор. Такие изделия были очень дорогими. Но, спустя некоторое время, самовары стали делать из более дешевых сплавов, типа латуни.

Стоимость самовара была прямопропорциональна его весу - тем самовар стоил дороже, чем его вес был больше. Объем самовара, как правило, составлял от трех до восьми литров. Самовары такого объема были более популярными. Но для больших компаний выпускали и самовары значительно большего объема - на 12-15 литров.

Это интересно знать.

  • Самый маленький самовар был произведен в Москве. Он имеет высоту, меньшую, чем 4 мм. И предназначен для кипячения воды в количестве… всего 1 капли! Однако, это не единственный миниатюрный самовар. Николаю Алдунину, которого еще называют «российским левшой», удалось из золотых 12 деталей собрать самовар высотой всего 1,2 мм. Но в таком самоваре вряд ли удастся вскипятить даже каплю воды.
  • Изготовленный в 1922 году в Туле 260-литровый самовар необходимо кипятить на протяжении 40 минут. А вот чтобы вода в нем остыла, следует ждать аж двое суток. Вес этого самовара составляет 100 кг. Его владельцем являлся председатель ВЦИК Калинин, которому самовар был подарен. В первой половине 20 века это был единственный огромный самовар.
  • А вот на сегодняшний день объем самого огромного в мире самовара составляет 360 литров. Этот самовар имеет высоту около 2 метров и его вес составляет 205 кг. Страна-производитель данного гиганта - Украина. Благодаря такому самовару можно одновременно напоить чаем 10 тысяч человек!

Разновидности и конструкция самовара

С момента своего появления и до сегодняшнего дня самовар потерпел множество различных изменений. Причиной этому является как культурные веяния, так и научно-технический прогресс. За все время существования самовара, он менял свои формы и художественное оформление. Также менялись и способы кипячения в нем воды. И только сама конструкция самовара длительное время оставалась неизменной.

Составляющие самовара:

  • Емкость для воды
  • Сосуд для топлива
  • Круг, имеющийся в верхней части стенки самовара
  • Шейка
  • Две ручки
  • Поддон
  • Репеек - фигурная пластинка, крепящаяся к стенке самовара
  • Ручка крана
  • Донышко
  • Паровичек
  • Конфорка
  • Тушилка для кувшина

Однако, в конце 19 века на фабрике братьев Черниковых был разработан улучшенный самовар, оборудованный боковой трубой, с помощью которой усиливался поток воздуха. Благодаря новой конструкции, время, необходимое для закипания воды, существенно сократилось. Позже появились самовары, работающие на керосине, а также электрические. Однако, последние, по сути, сложно назвать самоваром. Это, скорее, электрочайник нестандартной формы.

В настоящее время самовары не являются обязательным атрибутом быта. Их заменила более мобильная и удобная бытовая техника - электрочайники. Однако, это совсем не значит, что купить самовар невозможно. Они, как и раньше, являются традиционным символом настоящего русского чаепития. А, кроме того, настоящий старинный русский самовар сегодня считается предметом искусства и антиквариатом.

Стоит сказать, что все же настоящим самоваром принято считать жаровой самовар. Именно этот самовар поможет окунуться в далекие времена и воссоздать чаепитие с учетом всех русских традиций. Чаепитие за самоваром создает волшебную атмосферу, наполненную теплом, добротой и уютом.

В Коломне. Частная коллекция семьи Буровых, представленная в музее, состоит из более чем 400 самоваров. Бывшие военные Буровы собирали самовары по всей России в течение многих лет. Проведена огромная работа по реставрации. Еще около 100 моделей самоваров ожидают реставрации.

Все фотографии ниже были сделаны в Доме Самовара в Коломне.

Самовар – это водонагревательный прибор, который в быту был очень удобен. Воду можно было нагреть на любом открытом огне, например, в печку поставить чайник. Но очевидно, что целый день печка не топилась, потому что на это бы уходило слишком много топлива. На Руси печь протапливалась лишь один раз в сутки, а в холодные времена утром и вечером, то есть два раза за день. Поэтому, когда нужен был кипяток использовали самовар.

Самовар требует очень мало топлива. Он быстро закипает. Считается, что при правильном розжиге, литр воды закипает за одну минуту. Соответственно, 10-литровые самовары закипали за 10 минут. Такой же объем электрических самоваров закипает значительно дольше.

«Самовар» — русское изобретение?

Из этой статьи вы узнаете:

История говорит, что самовар – это не русское изобретение. Водонагревательные приборы были и в других странах, в частности, в Китае, и по всей видимости это заимствование из Китая, которое адаптировано уже русскими мастерами к нашим условиям.

Чай пришел на Русь в 17 веке, а точнее в середине 17 века при царе Алексее Михайловиче (как вы знаете, это отец Петра I). Во времена его правления купцы стали посещать Среднюю Азию. Мастеровые люди тоже видели эти водонагревательные приборы потому, что история китайских приборов, которые нагревают воду, к тому времени насчитывала уже порядка 1700 лет. Они были очень востребованы в обществе.

Композиция в русском стиле

Также самовары производились и в Европе. Например, во Франции. Это так называемые самовары «фонтан». В таких самоварах огонь никогда не разводили. В них была встроена колба, в которую засыпали битый лед для охлаждения содержимого самовара, для нагрева жидкости. Затем брали специальную чугунную гирю, раскаляли её в печи, после чего клали в ту же колбу. В таких самоварах, как правило, изготавливали .

Изготовлялись самовары также и в Англии. В основном, это были простые медные самовары. В Германии, чаще всего изготавливали кофейники с подогревом внизу на спирту.

Первое упоминание о самоваре

Первое упоминание о самоваре встречается на Руси в 1740-х годах. Это эпоха, следующая сразу за Петром I, который умер в 1725 году. И вот тогда, на Урале, в поселке Суксун, на суксунских медеплавильных заводах, где-то в описях, упоминается слово «самовар». В то же время слово «самовар» встречается в одной из описей имущества старо разрядного монастыря. В те времена самовары были довольно примитивной конструкции. Самых первых самоваров на сегодняшний день практически нигде не осталось. В основном, сохранились самовары 19 века, или конца 18 века.

Цена на самовар

Самовары, как предмет торговли были очень дорогими. В середине 19 века, во времена Гоголя, или царствования Николая I, средний самовар стоил 5-7 руб., что по тем временам означало цену коровы.

Материалы для изготовления самовара

При ручном изготовлении, самовар является крайне сложным в производстве изделием, этим и обуславливается его дороговизна.

В течение всего 19 века самовары делали из меди или из латуни. Классическая латунь имеет соломенно-желтый цвет, как золото 999 пробы. Когда в латуни меди было больше 80% она была характерного красноватого цвета, такой сплав называется томпак. Самовар соответственно томпаковый. Такие самовары были подороже и потяжелее, чем остальные. В простонародье все это называлось «самоварное» или «цыганское золото». Цыгане могли табором в складчину купить один экземпляр, разрезать его на нужные детальки и изготовить из них подделки ювелирных украшений, которые можно продавать как золотые. Хотя известно, что латунь и медь окисляются если в них регулярно кипятить воду. При нагревании до 100 градусов они контактируют с кислородом, который есть в воздухе, и тогда на них образовывается т.н. «патина».

Композиция в Доме Самовара

Виды покрытий самовара

Никелировка (как покрытие самовара) стала возможной только в конце 19 века с появлением электричества и изобретением в химии гальванических ванн. Металл растворяли в растворе подводили электричество к гальваническим ваннам, туда погружались изделия, а потом тонким слоем покрывали их никелем. Никель был хорош, т.к. этот металл прочный и твердый. Когда им покрывали самовар, он больше не царапался, был более износостойким и долговечным. Кроме того, никель почти не тускнеет, соответственно его не нужно было так часто начищать. А вот если самовары латунные или медные, то при постоянном кипячении, уже буквально через месяц после чистки, они покрывались большим налетом патины.

Известны также искусственно патированные специальным покрытием самовары. Это делалось для того, чтобы намеренно состарить их внешний вид.

Способы очистки самовара

Вообще, самовары очищали мелкодисперсным песком с небольшим добавлением воды. Смесь наносили на тряпочку и таким образом чистили. Кроме того, самовары чистили золой, которая оставалась от горения древесины. Начищали также тертым кирпичом, для этого его растирали в порошок, т.е. чистили абразивными материалами.

Начищать самовар было очень непросто. Хозяйка тратила на это много времени, поэтому начищали его только по большим праздникам.

Формы (фасоны) самоваров

Самая простая и распространенная форма самовара — это так называемая «банка».

Фасон самовара «банка»

Вообще, форм самоваров или, как говорили в народе, «фасонов» – десятки. Также очень популярен фасон «рюмка», когда самовар заужен к низу. Рюмка могла быть «гранной», «в три колонки», «в колонку елочкой», «витая колонка», «рюмка грань овалом», «рюмка гладкая» и так далее.

Фасон самовара «рюмка»

Формы и фасоны были строгие, однако из одного фасона в другой могли перетекать различные детали, какие-то элементы декора. Иногда, когда смотришь на самовар, очень сложно точно определить форму или фасон.

Вообще, самовары могли иметь самые причудливые формы. Например, самовар в виде «пушки» (похож на дуло старой пушки), «пули» (закругленный к низу), «арбуза» (абсолютно круглый), «груши», «тыквы», «гайки», «вазы» (она же «репка», производились «вазы дольчатые», «вазы с медальонами»), в виде «валенка» (большого и малого), «ферзя», посеребренные и многие другие.

Самовары фасона «арбуз»

Самовары могли быть различного литража. Маленький самовар называется « эгоист » . Он рассчитан на одну чашку напитка. Самовар « tet-a-tet » рассчитан на две чашки и т.д.

Маленький самовар

Самовары большого объема, так называемые «четырех-ведёрные» или «трактирные». Самовары русской выделки были очень добротные, толстостенные и считалось, что, сколько литров воды входит в самовар, сколько он весит пустой в килограммах. Они были очень громоздкими и непереносными. Их ставили в трактирах, рынках и других публичных местах.

Ниже представлены фотографии некоторых из них.

Праздничные самовары

Экспонат коллекции

Также производились керосиновые самовары. Внизу у такого самовара была колба, в которую заливался керосин, там также был фитиль и регулятор пламени. Также существовал «спиртовой» самовар. В колбу заливается спирт, который при горении нагревал воду. Из-за сложности конструкции керосиновые и спиртовые самовары стоили очень дорого и особым спросом не пользовались.

Дорожные самовары. От стандартных самоваров они отличаются, в основном, только объемом и обязательными съемными ножками для лучшей транспортировки. Их брали в дальние путешествия.

Армейский полевой самовар. В основном, он был предназначен для офицерского состава. У такого самовара съемные ножки, краны с 3 сторон для быстрого разбора воды, ручки были с 4 сторон для удобства переноски.

Праздничный пасхальный самовар. Этот самовар напоминал по виду пасхальное яйцо. Такие самовары выставляли только один раз, на пасхальную неделю, а в остальные дни пользовались обычными самоварами. Если же в доме было несколько самоваров — этот дом считался богатым или зажиточным.

Известен праздничный самовар, в виде фонаря или так называемая «банка гранёная». Он очень толстостенный, потому что узоры на нём были сделаны кислотой. Существуют латунные самовары, расписанные под хохлому и жостовская роспись.

Основные части самовара

За исключением мелких деталей, самовар состоит из двух больших частей: «тулово» и «топка» (она же кувшин). Обе детали покрывались изнутри пищевым оловом, а также пайка всего самовара была оловянная. Олово, как известно, металл легкоплавкий, он плавится при трехстах градусах. Температура в топке самовара могла достигать 450 градусов, если он топился дровяными лучинами, и больше, если это был древесный уголь. Так что, если самовар наполнить не до конца, а, например, только до половины и развести в нём огонь, детали в нём распаивались и самовар приходил в негодность.

Внутреннее устройство самовара

Кроме того, конструктивной особенностью является то, что два основных элемента (тулово и топку) нужно соединять таким образом, чтобы получилось единое целое. Паять топку нужно специально, только внизу изделия. Такая сложность изготовления и обуславливает его большую цену. Поэтому даже в 19 веке такой бытовой прибор был далеко не всем по карману. Например, в крестьянской среде, самоваров практически не было. Были они у аристократии, в купеческой среде, в зажиточной городской среде у мещан и только при Александре III и Николае II, самовар стал более-менее входить в крестьянскую среду.

Производство самоваров

К концу 18 века производство самоваров в России стало концентрироваться в основном Туле. Хотя были и другие места их производства, например, фирмы Аленчикова-Зимина производили самовары в Москве и Петербурге. Производство самоваров в Туле легко объясняется тем, что там работали мастера-оружейники, которые умели хорошо обращаться с металлом. Некоторые из них переквалифицировались и стали выпускать самовары. Самовар в продажной цене почти не уступал оружию и поэтому их с удовольствием изготовляли бывшие мастера-оружейники. На протяжении 19 века в Туле было порядка 70 артелей, которые занимались изготовлением различных самоваров после революции 1917 года осталось всего два завода первый назывался «патронный завод», второй назывался «завод Штамп», который к слову, работает до сих пор и до сих пор выпускают самовары (правда в очень малых количествах).

Часть экспозиции

Часть экспозиции

Основные знаменитые мастера, которые работали в Туле: братья Ломовы, Баташовы, Шимарины, Воронцовы, Берта Генриховна Тейле, которая унаследовала фирму от своего мужа и другие.

Самовары также изготовляли в польском царстве в конце 19 века фирмой Фраже. Фирма Фраже известна тем, что они изобрели метод глубокого посеребрения. Их самовары были очень нарядными и очень ажурными, в основе своей самовар был медный с латунными элементами, поддон с ножками были латунными, поддувало, краник ручки, так же латунные.

Самовары сегодня

В наши дни самовары чаще всего используются для декора помещений, чтобы создать интерьер в «русском» стиле. В продаже имеются, как традиционные модели на дровах, так и электрические самовары. Основным производителем по-прежнему остается тульский завод «Штамп». Акцент при изготовлении смещен на дизайн, т.к. в наши дни самовар — это скорее предмет декора, а не первой необходимости.

Чаще всего современные покупатели используют самовар в загородном доме, на даче, в бане.

Мы надеемся, что после прочтения этой статьи у вас возникнет желание посетить музей «Дом Самовара» в Коломне, а может быть кто-то решится приобрести самовар. В этом случае мы можем смело порекомендовать вам интернет-магазин «Сеньор Фарфор». Также в магазине Сеньор Фарфор Вы можете купить фарфоровую посуду и другие предметы сервировки.


Поделитесь рецептом любимого чая с читателями нашего сайта!

September 15th, 2013

"… Давай-ка наколем лучины,
Раздуем себе самовар!
За верность старинному чину!
За то, чтобы жить не спеша!
Авось, и распарит кручину
Хлебнувшая чаю душа "
Александр Блок

Самовар- по определению В.И.Даля - ««водогрейный, для приготовления чая, сосуд, большей частью медный, с трубой и жаровней внутри» . Это краткое определение дает и основную характеристику конструкции самовара, и объясняет его появление среди прочей посуды.

Самовары появились в тот период русской истории, когда в быту стала закрепляться новая для россиян культура - культура чаепития.

Чай попал в Россию в 1638г. под названием «китайская трава». Его привез сын боярский Василий Старков, который был послан с дарами к одному из западно-монгольских ханов. Русскому дипломату в обмен на соболей был буквально навязан довольно значительный запас чая - 64кг. При дворе Михаила Федоровича напиток был испробован, понравился царю и боярам и после вошел в употребление. В 1679г. был заключен первый договор на поставку чая из Китая.

Первоначально чай пили как лекарство (от желудочных колик, например), но, заметив, что он обладает еще одним замечательным свойством - снимает усталость и повышает жизненный тонус, стали употреблять при завершении трапезы или как самостоятельный напиток.

Для приготовления кипятка и стали использовать вновь изобретенный предмет, самовар, с внутренним нагревательным элементом, трубой-жаровней.


Китайский самовар (хого) 火

Эта идея «самоварящего», то есть самонагревательного, сосуда, достаточно стара. В Китае, например, с давних пор пользуются предметом под названием «хо-го».

Он представляет собой круглый сосуд, отчасти похожий на кастрюлю, внутри которого находится труба-жаровня с колосниковой решеткой. Кастрюля опирается на цилиндрический поддон с отверстиями для тяги и ножки. Такой прибор использовали для приготовления пищи.


В Древнем Риме также использовалась идея внутреннего нагревателя (аутепса и каеда). Аuthepsa представляла подобие римской крепости, сделанной из бронзы, с башнями и зубцами и двойными стенками. Посередине ее клались горячие угли, над которыми можно было варить пищу, установив на треножнике котел. В то же время в двойных стенках нагревалась вода, потом она выпускалась через кран. Такие приборы служили также в Южной Италии и Греции для отопления жилища, наряду с жаровнями и переносными печами.

Сaeda служила для приготовления горячего вина, а точнее смеси из вина, меда и воды. Внешний вид сосуда напоминал горшок на трех ножках. В среднее, пустое пространство, снабженное внизу решеткой, клались угли. Вокруг этого пространства находился напиток. Сосуд был закрыт крышкой, исключая отверстия над пространством для углей. Подобные бронзовые сосуды были очень дороги. Найдены были они при раскопках богатых вилл в Помпеях, римском городе, погибшем при извержении вулкана Везувий в I веке н.э.


Так что русский самовар явился продолжением в цепочки похожих приборов, но уже именно, как сосуд для приготовления кипятка к чаю.

В тридцатых годах XVIII века появляются пер-вые русские серебряные чайники для завари-вания чая. Со второй половины XVIII века, по мере распространения чая, начинается изго-товление медных и латунных чайников. Этим же временем датируется ряд чайников-самова-ров и самоваров-«кухонь

Самой первой фабрикой, занявшейся самоварами была Верхне-Иргинская фабрика медных изделий купцов Осокиных. Ее основали двоюродные братья Петр и Гаврила Осокины из Балахны. Приказчиком у них работал нижегородец Родион Набатов, старообрядец, а другими работниками завода были сплошь земляки и единоверцы Набатова - беглые раскольники из Нижегородской губернии. Изделиями иргинского завода в основном была посуда: точеная - четвертины, кумганы, чайники, винокуренная - казаны и трубы. И кому-то из котельников (их было семеро, во главе с мастером Иваном Смирновым) пришла идея соединить котел с трубой и создать походный кипятильный прибор, который разогревался бы сам собой, без печки или котла. Так, между сентябрем 1738 года и февралем 1740 года появился первый русский самовар.


СБИТЕННИК. XVIII в.

Предшественником чая в России был сбитень.

В древности называли его еще и «взваром», потому что варили и настаивали для его приготовления различные духовитые травы, которые собирались на лесных полянах и луговинах.

В сбитень добавляли мед для сладости и различные пряности. Изначально это был хмель, позже - привозные имбирь, корица, лавровый лист. Долгое время сбитень был конкурентом чаю из-за дороговизны последнего.

Торговцы горячем сбитнем обыкновенно составляли часть толпы во время любого народного гулянья или ярмарки.

Для удобства уличной торговли сбитнем послужил и самовар - уже в середине 18 века изготавливали круглые чайники на высоких ножках - сбитенники - внутри которых, как в самоваре находилась труба-жаровня, наполненная углями, для постоянного подогрева сбитня.

Обычно торговали сбитнем дюжие мужчины, так как нужна была немалая физическая сила таскать в руке сбитенник, на плечах связки баранок (обычный компонент для угощения сбитнем), вокруг туловища - лубяной пояс для стаканов. Таких продавцов еще называли «ходебщик» - не стоял он на одном месте, а ходил-бродил по улицам, предлагая свой товар.
Во 2-й половине 19 столетия старинный самовар-сбитеник сменил самовар магазинный или «лавочный» .

Такие же ходебщики с горячим сбитнем или уже чаем (чай потеснил конкурента, так как стал относительно дешев, да и более скор в приготовлении) заполняли улицы в и площади в базарные или праздничные дни. Роль самовара для уличной торговли осталась прежней, а вот внешний вид изменился - теперь он выглядел как обычный самовар, с цилиндрической формы корпусом, краном и поддоном с ножками, но вот ручка только была необычной. Она была перекидной, в виде высокой дуги, с длинным валиком-держаком посередине.

Именно кран самоварный оказался более удобен в использовании, чем длинный носик сбитенника: если сбитенник наклоняли чуть сильнее, чем нужно, драгоценный напиток без пользы выливался на землю, ну а кран, как уж не клони самовар, надежно запирает жидкость.

Сбитень - любимы напиток простонародья, а вот в дворянских семействах, по примеру европейских бар, с удовольствием начали употреблять в 18 веке заморский кофе. Еще Петр I активно насаждал обычай пить «кофий» среди русских бояр, и труды его увенчались успехом - во времена Екатерины II с кофе начинался день во многих столичных семействах:

-А я, проспавши до полудни,
Курю табак и кофе пью (Г.Державин)

В середине 18 века начали изготавливать самовары для варки кофе, так как удобнее и быстрее это делать было именно в «самоварящем» сосуде, не требующем большого количества ни топлива, ни времени.

кофейный самовар

Отличие кофейного самовара от обыкновенного состояло лишь во внешней форме - чуть сплющенный цилиндр корпуса и параллельные корпусу плоские ручки. К кофейному самовару прилагалась рамка с петлей, в которую подвешивали мешочек для кофейных зерен, предварительно смолотых.

Кофе, сбитень, чай - все это напитки, только в кипятке в каждом случае заваривают разные продукты: или сухой чай, или кофейные зерна, или душистые травы. Но самовар служил не только для кипячения воды. В конце 18 - начале 19 века в нем можно было варить и кашу! Появились так называемые «кухни» - самовары для приготовления пищи. Внутри самовара начали варить бульон, похлебку, кашу, делали это с помощью вес той же трубы-жаровни, которая изнутри нагревали воде до нужной температуры, а затем в самоварный корпус засыпали крупу, клали мясо, коренья, или картофель.

Многие самовары-«кухни» могли приготовить полный обед. Изнутри они делились на отсеки стеночками, у каждого отсека была отдельная крышка, к одному из отсеков приделывали кран, и одновременно готовили два блюда плюс кипяток для чая. Конечно, использовали такие чудо-печки только в дорожных условиях, когда на изысканность обеда не особенно обращали внимание.

На почтовых станциях и в придорожных трактирах тоже можно было встретить подобные кух ни.

Незаменимым средством, облегчавшим тяготы передвижения по дорогам России, был горячий чай. На почтовых станциях чаем угощали господ и ямщиков, самовары ставили в чистой половине и в ямщицкой. Зимой в дороге алкогольные напитки употреблять не рекомендовалось, так как при больших морозах опьянение могло привести к трагедии, а чай бодрил, поднимал настроение.

Почтовые станции располагались в России на расстоянии примерно от 18 до 25 верст. Гостиницы и трактиры имелись при почтовых станциях первого и второго разрядов, которые строились в губернских и уездных городах. Небольшие населенные пункты имели станции 3-4 разрядов. Путешественники были вынуждены иметь при себе запасы провизии, так как на почтовых станциях нельзя было найти ничего, кроме помятого и нечищеного самовара.

"Теперь у нас дороги плохи,
Мосты забытые гниют,
На станциях клопы для блохи
Заснуть минуты не дают.
Трактиров нет. В избе холодной
Высокопарный, но голодных
Для виду прейскурант висит
И тщетный дразнит аппетит.
"

(А.С.Пушкин)


дорожный погребец.

Для чайного и столового прибора предназначался погребец . Это был специальный ящик для посуды, чаще всего плетеный из лозы, но мог быть изготовлен из дерева, кожи и даже серебра (для особо знатных и состоятельных путешественников). В погребце было все: и жестяные тарелки для стола, ножи, вилки, ложки, столовые и чайные, чашки, чайники, перечница, горчичница, водка, соль, уксус, чай, сахар, салфетки и прочее.

Кроме погребца и ящика для харчей, был еще ящик для дорожного складного самовара . Дорожные самовары для удобства упаковки имели съемные ножки, иногда съемный кран, и вислые ручки на шарнирах. К тому же удобная форма корпуса (в виде коробки или цилиндра) позволяла не тратить время и нервы на укладку и упаковку такого предмета.


Многие ходили в трактиры именно для чаепития:


«В Москве много трактиров, и они всегда битком набиты преимущественно тем народом, который в них только пьет чай…Это народ, выпивающий в день по пятнадцать самоваров, народ, который не может жить без чая, который пять раз пьет его дома и столько же раз в трактирах…» (В.Г.Белинский «Петербург и Москва»).

Такие же огромные самовары вывозились во время народных гуляний за город, и оборотистые трактирщики зарабатывали немалые деньги таким образом: кто же откажется попить чайку на свежем воздухе, наслаждаясь и вкусным напитком и отличной погодой одновременно.

За чаепитием в трактирах обсуждались новости, решались важные вопросы, заключались договора.


Еще одна разновидность самовара (относительно размера) - это самовары небольшого объема, до 1,5 литров. У них много названий: «солитер», «тет-а-тет», «эгоист», «отрада холостяка», «миниатюра» , но это не видовое обозначение, а только определение, принятое в той или иной части общества. Так, небольшие самовары называли французским словом «солитер» в значении «одиночный, единственный» или «тет-а-тет» в значении «на две персоны», но определенные размеры не были закреплены ни за одним значением, так как все это были обиходные название, принятые в «высшем свете».

Потребители попроще те же самовары называли «эгоисты» или «отрада холостяка», в прейскурантах некоторых самоварных фабрик небольшие самовары помещали в разделах «миниатюры».


Высота самовара 23 см, ширина 11 см.
Единственное стойкое название подобных изделий, употребляемое тульскими фабрикантами практически всегда - это самовары «детские» (для самоваров от 16 до 32 сантиметров высотой) и еще «детские игрушечные» (для самоваров от 10 до 16 сантиметров высотой). Но определение «игрушечный» не означало, что предмет только имитирует настоящий самовар. Это тоже были самые настоящие жаровые самоварчики, только небольших объемов (на 50-100г воды), а топливом для них могли служить щепки и лучинки. Играя в куклы. Девочка могла и по-настоящему растопить самоварчик, устроить кукольное чаепитие и поучиться всем премудростям ведения чайного стола, столь необходимые ей в будущем.

В XVIII веке в домах европейских и русских вельмож на парадных обеденных столах мож-но было видеть фонтаны, этакие «самовары наоборот». Фонтаны использовались для ох-лаждения вина: в центре фонтана также про-ходила труба, но вместо углей наполняли ее льдом. Вокруг в свободное пространство на-ливали вино.

Самовар - это именно русское изобретение, отражающее русские традиции чаепития, соответствующий именно русскому образу жизни.

И нигде, никогда, ни у какого народа этот предмет утвари не пользовался таким особым почитанием и уважением как в России. Ни один из известных самоварящих сосудов не был наполнен таким колоритом и одухотворенностью, только в России у самовара был своеобразный культ. В каждом доме, в каждой семье у самовара было особенное положение: лучшее место в комнате отводили сияющему самовару, на чайном столе он занимал центральное место. С уважением его называли «друг семьи» и «генерал стола». И только в России стал он неотъемлемой частью истории народа, его культуры и быта.

Одной из самых ярких и показательных черт русского традиционного быта издавна считается чаепитие за самоваром. Самовар был не обычной принадлежностью домашнего хозяйства, а своеобразным олицетворением достатка, семейного уюта, благополучия. Его включали в девичье приданое, передавали по наследству, дарили. Тщательно начищенный, он красовался на самом видном и почётном месте в комнате.

Смеркалось. На столе, блистая, Шипел вечерний самовар, Китайский чайник нагревая, Под ним клубился легкий пар. Разлитый Ольгиной рукою. По чашкам темною струею Уже душистый чай бежал... "Евгений Онегин", Пушкин .

Самовар - русская чайная машина - так её называли в Западной Европе. Слово "самовар" перешло от нас почти во все языки мира. Происхождение этого слова теперь не всем понятно, поскольку сочетание "сам варит" в соединении со словом "вода" кажется неправильным. Но всего лишь сто лет назад слово "варить" употреблялось не только в отношении еды (варить суп, рыбу), но и применительно к воде, наравне со словом "кипятить". Более того, в самоварах не только кипятили воду, но и варили пищу и сбитни. Так что самовар можно считать прадедушкой нынешних мультиварок

Существует легенда, согласно которой самовар в Россию из Голландии завёз Пётр I, но в действительности самовары появились через полвека после смерти царя Петра. Первоначально в России самовар начали делать на Урале. 275 лет назад на Иргинском заводе на Урале появился первый самовар. История его создания довольно интересна и поучительна. Хороший пример антикризисного управления в период очередного "усиления роли государства в экономике страны".

Есть в Китае, откуда был завезен в Россию чай, родственный прибор, в котором тоже есть труба и поддувало. Но настоящего самовара нет больше нигде, хотя бы потому, что в других странах кипятком сразу заваривают чай, примерно как кофе.


Китайский хо-го, "двоюродный родственник" самовара

Своим появлением самовар обязан чаю. В Россию чай был завезен в XVII веке из Азии и применялся в то время как лекарство среди знати.

Чай ввозился в Москву, а позднее в Одессу, Полтаву, Харьков, Ростов и Астрахань. Чайная торговля являлась одним из обширных и выгодных коммерческих предприятий. В XIX веке чай стал русским национальным напитком.

Чай был конкурентом сбитня, любимого напитка Древней Руси. Этот горячий напиток приготовлялся с медом и лекарственными травами в сбитеннике. Сбитенник внешне напоминает чайник, внутри которого помещалась труба для закладки угля. Бойкая торговля сбитнем шла на ярмарках.

В XVIII веке на Урале и в Туле появились самовары-кухни, которые представляли собой братину, разделенную на три части: в двух варилась пища, в третьей - чай.

Сбитенник и самовар-кухня явились предшественниками самовара. Внешне сбитенник напоминает чайник с большим изогнутым носиком, но внутри у него припаян кувшин, куда накладывали угли (позднее такое устройство кувшина мы увидим в самоваре), а внизу сбитенника -поддувало. Такие сбитенники делали в Туле. Они служили для приготовления горячего ароматного народного напитка (сбитня) из воды, меда, прянностей и трав.


Самовар-кухня, первая половина 18 века. Сбитенник и самовар-кухня явились предшественниками самовара.

УРАЛЬСКИЙ САМОВАР. НЕ ОН ЛИ БЫЛ ПЕРВЫМ В РОССИИ?
Н. КОРЕПАНОВ, научный сотрудник Института истории и археологии Уральского отделения РАН (г. Екатеринбург)

В 1996 году Тула отметила двухсотпятидесятилетие отечественного самовара. Как считают большинство исследователей, два с половиной века назад в городе оружейников началось промышленное производство этого уникального изделия. За исходную дату - 1746 год - взято упоминание о самоваре, найденное в описи имущества Онежского монастыря. Однако не все здесь однозначно и бесспорно. Кроме Тулы родиной самовара называют и три уральских завода - Суксунский, принадлежавший Демидовым, Троицкий, которым владели Турчаниновы, и Иргинский, его хозяевами были некие Осокины. Рассказывая об истории техники и ее достижениях, мы часто упоминаем о "левшах" - безымянных русских умельцах. Хотя в истории нет ничего безымянного, а есть лишь имена забытые. Попробуем выяснить, кто же все-таки был "автором" первого самовара?

Обратимся к историческим документам, хранящимся в Государственном архиве Свердловской области. Один из них весьма любопытен и принадлежит таможенной службе. В нем говорится, что 7 февраля 1740 года на Екатеринбургскую таможню доставили с реки Чусовой, с Курьинской пристани Акинфия Демидова, некоторые изъятые товары, а именно: шесть кадушек меда, шесть кулей орехов да медный самовар с прибором. Пострадавшими в этом деле оказались купцы Иргинского завода. Служащие таможни перевесили мед и орехи, описали изделие: "Самовар медный, луженый, весом 16 фунтов, заводской собственной работы". Как видим, удивления от увиденного таможенники не выказали. И тем не менее следует отметить, что слово "самовар" в документах горнозаводского Урала прежде не встречалось. Поэтому следует объяснить, откуда ехали купцы и откуда везли самовар, содержащий, по сведениям таможни, 16 фунтов меди с оловом.

За место под завод на речке Иргине, притоке Сылвы, рядом с рудной горой Красный Яр, бились с 1727 года две компании: трое московских купцов с калужанином против посадских людей из города Балахны - Петра и Гаврилы Осокиных, двоюродных братьев. Казна поддержала Осокиных... Первую медь Иргинский завод выдал в декабре 1728-го. Медь хотя и была с большим содержанием железа, но для монетного дела все же годилась.

Откуда Осокины набирали на свой завод людей, никто толком не знал, лишь изредка в Екатеринбурге получали жалобы от кунгурского воеводы: "В Суксунский и Иргинский заводы приходят пришлые люди многое число непрестанно, а какие они урожденцы, того не объявляют, а приказчики о том виду не дают. А пришлые, приходя со оных заводов, чинят Кунгурского уезда крестьянам бои... А поймать их не можно, ибо ходят многолюдством и, учиня бой, убегают на заводы". Заводские приказчики тоже жаловались, но друг на друга. Начались нескончаемые тяжбы за рудники и леса: Иргина и соседний Суксун превращались в соперников.

Суксунский завод Акинфия Демидова имел своих мастеров. На Иргине у новоиспеченных заводчиков мастерам взяться было неоткуда. Плавке меди в саксонских печах с вододействующими мехами местных обучали два мастера из Екатеринбурга. Меднокотельного мастера Степана Логинова прислала Казань, меднопосудного мастера Алексея Стрежнина - Пермь. По тем временам выделывание медной посуды уступало по прибыльности разве что монетной чеканке. Собственно говоря, фабричная медная посуда и родилась здесь из денежных заготовок. Когда в Екатеринбурге прекратили чеканить квадратные деньги - так называемый плат (сколько стоит по весу - таков и номинал), а чеканка новых монет пока не предвиделась, Главный командир горнозаводского Урала генерал Геннин решил хоть чем-то возместить заводские расходы. Так появилась Екатеринбургская меднопосудная фабрика, а за ней еще такие же - и в других местах.

Но вернемся к присланным специалистам. Котельник Логинов подготовил для Иргинского завода двух мастеров, посудник Стрежнин набрал девятерых учеников и, проучив год, самовольно отбыл восвояси: не смог смириться с необходимостью поточного производства. Для него, выросшего из самоучки-листобойщи ка, каждое изделие должно было быть уникальным, неповторимым. А тут шла массовая продукция. И девять его учеников-подростков были определены доучиваться к подготовленным Логиновым молодым Семену Зылеву и Ивану Смирнову. Эти одиннадцать человек и составили штат котельной фабрики.

И вот что интересно. Кроме Зылева, остальные десять человек говорили "по-нижегородски" - были земляками из Нижегородской губернии. Мастер Смирнов - раскольник из деревни Малиновки Нижегородского архиерейского села, семеро из девяти учеников родились в раскольничьих семьях сел Копосова и Козина (вотчины Троице-Сергиева монастыря). Родители их бежали на Урал в 1728-1730 годах вместе с тысячами других раскольников. А проложил им всем дорогу на Иргинский завод его приказчик, беглый крестьянин из того же Копосова Родион Федорович Набатов. Он и скрывал, сколько мог, то, что в середине 1730-х, с началом заводских переписей, оглушило горнозаводские власти. Тогда открылось, что Иргинский завод сплошь состоит из беглых раскольников, по большей части из Нижегородской губернии! Тех самых, из Керженской волости, прозванных в XVIII веке "кержанцами", а в XIX - "кержаками".

Между тем к 1734 году на Иргине уже во всю выпускали посуду литейную (горшки, котлы и меденники) и точеную (кружки, кунганы, лохани, четвертины и чайники), делали и винокурные приборы (казаны с трубами). Посуда конечно же попадала в хозяйский дом Осокиных, но главный ее поток шел в Балахну, на Ирбитскую и Макарьевскую ярмарки, на продажу в Кунгур, на казенный Ягошихинский завод (где нынешняя Пермь), на Яик. Продавалась посуда и при заводе. За четыре года произвели этого товара общим весом 536 пудов, и треть его - 180 пудов - разошлась именно на заводе. Посуду пускали и на вольную продажу, а при хроническом безденежье - и в уплату работникам.

25 сентября 1734 года Осокины разделились: Петру Игнатьевичу достался Иргинский завод, Гавриле Полуектовичу - выстроенный год назад Юговской завод. Но спустя месяц подули ветры перемен: в октябре в Екатеринбурге сменился Главный командир горнозаводского Урала. Вместо голландца Виллима Ивановича Геннина пришел Василий Никитич Татищев.

Вскоре по частным заводам разлетелись казенные шихтмейстеры, встали вровень с приказчиками и принялись объяснять, как нужно жить и работать. На Иргине приказчику Набатову был зачитан приказ: торговлю посудой прекратить, а медь в слитках сдавать в Екатеринбург по твердой цене. Приказчик в ответ объяснил, что разведанные руды "пресеклись, а накопанных хватит лишь до лета". Если же казне не обойтись без меди, то пусть одалживает руды до 25 тысяч пудов. И действительно, летом 1735-го на Иргине получили около 20 тысяч пудов заемной руды с Ягошихинского завода. И тем же летом восстали башкиры. А осенью начались гонения на раскольников, осмелевших, пока жили под началом веротерпимого голландца Виллима Геннина.

В сентябре последний раз послужил заводу Родион Набатов. С тремя демидовскими приказчиками подписал он челобитье "за всех староверцев", прося прислать двух-трех попов, "которые по старопечатным книгам веру хранить желают". А еще честно предупредил, что за заемную медную руду хозяину Осокину не рассчитаться, если только не пустить весь выплавленный металл на посуду, лучше на винокурную.

Башкирское восстание 1735-1740 годов породило знаменитую тогда "вольницу" - добровольные отряды заводских жителей и приписных крестьян для усмирения башкир. Так, 14 марта 1736 года мастеровые Иргинского завода организованно прекратили работу, разделились на группы и пошли маршем на Кунгур - записываться в боевые сотни на "башкирскую войну". Сперва записывались без всякого порядка, пока власти не установили предел: пятая часть работоспособных от завода или села. И только два завода - Иргинский и Юговской - познали "вольницу" сполна. Почти все их работники и больше половины приписных крестьян вдоволь потешились походной жизнью.

Первая, иргинская "вольница" вернулась к домам уже к июлю, хотя человек сорок остались в походе. То были раскольники, которые спасались, как умели, от крутого нажима, от мирных и немирных увещеваний перейти в лоно официальной церкви. И здесь новый приказчик Иван Иванович Швецов ничего не мог поделать, ибо запись в "вольницу", иными словами - бегство, была дозволена.

Так кому же из добровольцев той далекой, забытой войны с башкирами, знавших у себя на Иргине самые разные медные посудины, явилась мысль о переносной кухне? О походном кипятильнике, что скоро разогревался бы без печки и костра, легко прятался в дорожный мешок и мог создать домашний уют в самых тягостных условиях? В конце концов всякое изобретение является на свет, когда в нем есть нужда.

А заводская жизнь тем временем продолжалась. Заемная руда плавилась отвратительно. От 20 тысяч пудов получили всего 180 пудов чистой меди. Это еще не банкротство, но... Приказчик Швецов засыпал екатеринбургских начальников прошениями: "Прошу, дабы повелено было хозяевам моим из заемной казенной руды выплавленную медь в посуду переделать и продать на сторону вольным охотникам". В июле 1738 года Екатеринбург принял решение. В сентябре о нем стало известно на Иргине: делайте посуду и продавайте, куда хотите. Но - в последний раз!

И вот, получив свободу действий, заводчик Петр Осокин и приказчик Иван Швецов должны были крепко задуматься. Традиционной, обыкновенной медной посудой уже никого не удивишь, ею пользуются многие. А вот что действительно может заинтересовать, так это винокурное оборудование. Еще Родион Набатов предупреждал: хозяин Осокин расплатится по долгу, лишь пустив в продажу на Кунгурский кружечный двор, на частные и казенные винокурни потребные там дорогостоящие приборы - кубы, казаны и трубы. Трубы и казаны. Трубы и... Так это же - самовар?

Итак, в сентябре 1738-го на Иргине имелось 180 пудов грозящей убытками меди и специальное разрешение в последний раз в обозримом будущем сделать посуду. Фунт чистой меди по твердой цене для казны стоил 6 копеек, но было дозволено из той же меди изготовить "по своему усмотрению" некое изделие и продать подороже, чтобы вернуть долг деньгами.

И вот теперь снова вспомним об изъятом полтора года спустя екатеринбургскими таможенниками 16-фунтовом изделии. Оно было оценено купцами при допросе в 4 рубля 80 копеек. По тем временам за корову, в зависимости от сезона и возраста, платили от двух с полтиной до четырех рублей. Десять рублей стоил средней руки домик, двадцать - дом приличный.

В сентябре 1738 года на Иргине числилось семеро оставшихся котельников, тех самых, что обучались мастерству у Алексея Стрежнина и Степана Логинова. Их звали: Иван Смирнов, Петр Чесноков, Сергей Дробинин, Федос Закорюкин, Ларион Кузнецов, Матвей Алексеев, Никита Федоров. Теперь из таможенных документов XVIII века, с которых начался этот рассказ, нам известно, что руки этих иргинских умельцев сработали между сентябрем 1738-го и февралем 1740 года "свое изделие", как они его назвали.

Принято считать, что самовар появился благодаря распространению в России чаепития. Но раскольники чая не пили, употребляли сбитень - напиток на медовой основе. (Не случайно в феврале 1740 года в Екатеринбург вместе с самоваром доставили кадки с медом.) А любой знаток скажет, как много общего у самовара со сбитенником.

Самовар грушевидный. 1940-е годы.

Самовар вазой. Ренессанс. Латунь никелированная. Начало XX века.

Самовар Флорентийская ваза. Медь. Чеканка. 1870 год.

Самовар Египетская ваза. Латунь никелированная. 1910-е годы.

Правда, в конце XIX века появился самовар керосиновый, а фабрика братьев Черниковых наладила производство самоваров с боковой трубой, что усиливало движение воздуха и ускоряло процесс кипения.

Накануне Отечественной войны 1812 года самым крупным предприятием по выпуску самоваров был завод Петра Силина, находившийся в Московской губернии. Он вырабатывал в год их около 3000 штук, но к 1820-м годам всё большую роль в самоварном производстве стала играть Тула, которую называли самоварной столицей.В 1850 году в одной только Туле было 28 самоварных фабрик, которые выпускали около 120 тысяч штук самоваров в год и множество других медных изделий.

Для начала XIX века характерны такие фасоны: яйцевидный с петлеобразными ручками, "ампир", "кратер", напоминающий древнегреческий сосуд, ваза с вогнутыми овалами выглядит особенно торжественно из-за ножек в виде львиных лап. Все подчинялось в это время господствующему стилю, характерному в декоративно-прикладном искусстве в начале XIX века.Помимо обычных самоваров изготовляли дорожные. Съемные ножки укреплялись в специальные пазы. Форма - прямоугольник, куб, многогранник. Такие самовары удобны для транспортировки, в походе, для пикников.

XIX век - "золотой век" самоварного дела в России. Каждая фабрика старалась придумать свой, непохожий на другие самовар. Отсюда такое разнообразие самоварных форм: конические, гладкие, граненые, шарообразные, в стиле "неогрек", воспроизводившем античные формы амфор. Крайне разнообразны были размеры и емкости самоваров: от стакана до двадцати литров. В конце ХIХ-начале XX века самовары имели самые различные обиходные названия, указывающие на форму изделия: "банка", "рюмка", "ваза", "желудь", "дуля", "репка", "пасхальное яйцо", "пламя" и т. д.

Самовар яйцевидный. Латунь. Начало XIX в.

Самовар дорожный. Медь. Начало XIX века.

Самовар ампирный. Латунь. Начало XIX века.

Самовар буфетный. Латунь никелированная. 1923 г.

Самовар Тула - Город-Герой. Латунь никелированная. 1978 г..

Самовар Теремок Латунь. Начало XX века.

Одновременно шли поиски универсального использования самоваров: создавались самовары-кофейники, самовары-кухни, домашние самовары, дорожные и т.д.

Однако большинство из них не получило распространения, и в XX веке стали использовать лишь самовары для кипячения воды и подачи к чайному столу. Жизненными оказались три типичные формы самоваров: цилиндрическая, коническая (типа вазы) и сферическая приплюснутая (типа репки). При этом разнообразными стали конструкции кранов, ручек, ножек, конфорок.В это время частым спутником самовара становится бульотка (от французского bonillir - кипеть) - небольшой сосуд на подставке со спиртовкой. Бульотка обычно ставилась на стол, наполненная горячей водой. При помощи спиртовки вода поддерживалась в состоянии кипения, пока не закипал заново залитый холодной водой самовар.Наибольшего развития самоварное производство в России достигло в 1912-1913 годах, когда ежегодно только в Туле их выпускали 660 тысяч штук. Первая мировая война приостановила выпуск самоваров, который возобновился только после окончания гражданской войны.

Непросто было овладеть ремеслом самоварщика.

Вот что вспоминает старожил-самоварщик деревни Маслово Н. Г. Абросимов: "Работать учеником начал с 11 лет. Три с половиной года обучался этому ремеслу. Для стенки (корпуса) резали определенного размера латунь, затем ее свертывали в цилиндр, и эта форма наводилась в двенадцать приемов. Латунь с одной стороны надрезали зубцами и затем ударами молотка закрепляли по соединительному шву, после этого несли в кузницу. Потом мастер (наводильщик) повторял операции по заделке шва с помощью молотков и напильников и каждый раз закреплял отжигом в кузнице. Бегали в кузницу от мастера к мастеру и обратно мальчики-ученики и постепенно присматривались, как работает мастер.

Немало пота пролито и бессонных ночей проведено, прежде чем по заказу фабриканта стенка сделана. А привезешь сдавать в Тулу фабриканту, иногда брак обнаружит. Труда много затрачено, а получать нечего. Работа тяжелая, но полюбил я ее, приятно было, когда из листа латуни сделаешь чудо-стенку".

Сложен и многообразен процесс изготовления "тульского чуда", который составлял 12 приемов. В производстве существовало строгое разделение труда. Почти не было случаев, когда мастер изготовил бы полностью весь самовар. В самоварном деле было семь основных специальностей:

Наводильщик - сгибал медный лист, спаивал его и выделывал соответствующую форму. За неделю он мог выделать 6-8 штук заготовок (смотря по форме) и получал в среднем 60 копеек за штуку.

Лудильщик - вылуживал внутреннюю часть самовара оловом. Делал 60-100 штук в день и получал по 3 копейки за штуку.

Токарь - точил на станке и полировал самовар (при этом рабочий, который вертел станок (вертельщик) получал 3 рубля в неделю). Токарь мог выточить 8-12 штук в день и получал 18-25 копеек за штуку.

Слесарь - делал ручки, краны и т. п. (ручки - к 3-6 самоварам в день) и за каждую пару получал 20 копеек.

Сборщик - из всех отдельных частей собирал самовар, припаивал краны и т. п. В неделю делал до двух дюжин самоваров и получал с одного 23-25 копеек.

Чистильщик - очищал самовар (до 10 штук в день), получал за штуку 7-10 копеек.

Токарь по дереву - изготовлял деревянные шишки к крышкам и ручки (в день - до 400-600 штук) и получал 10 копеек за сотню.

Длителен процесс изготовления самовара, прежде чем он появится в таком виде, в котором мы его привыкли видеть.

На фабриках шла сборка, отделка. Изготовление деталей - по домам. Известно, что целые деревни изготовляли одну какую-нибудь деталь. Сдача готовой продукции совершалась раз в неделю, иногда в две недели. Везли готовую продукцию для сдачи на лошадях, хорошо упакованную.

Самовары вошли в каждый дом, стали характерной чертой русского быта. Поэт Борис Садовской в предисловии к сборнику "Самовар" писал: "Самовар в нашей жизни бессознательно для нас самих, огромное занимает место. Как явление чисто русское, он вне понимания иностранцев. Русскому человеку в гуле и шепоте самовара чудятся с детства знакомые голоса: вздохи весеннего ветра, родимые песни матери, веселый призывный свист деревенской вьюги. Этих голосов в городском европейском кафе не слышно".

Накануне Отечественной войны 1812 года самым крупным предприятием по выпуску самоваров был завод Петра Силина, находившийся в Московской губернии. Он вырабатывал в год их около 3000 штук, но к 1820-м годам всё большую роль в самоварном производстве стала играть Тула.

Самовар - это часть жизни и судьбы нашего народа, отраженная в его пословицах и поговорках, в произведениях классиков нашей литературы - Пушкина и Гоголя, Блока и Горького.

Самовар - это поэзия. Это доброе русское гостеприимство. Это круг друзей и родных, теплый и сердечный покой.

Увитое хмелем окно веранды, летняя ночь, с ее звуками и запахами, от прелести которых сердце замирает, круг света от лампы с матерчатым уютным абажуром и, конечно же... ворчащий, сверкающий медью, пышущий паром тульский самовар на столе.

Тульский самовар... В нашем языке это словосочетание давно стало устойчивым. Нелепый, с его точки зрения, поступок А. П. Чехов сравнивает с поездкой "в Тулу с собственным самоваром".

Уже в то время о самоваре складывались пословицы ("Самовар кипит - уходить не велит", "Где есть чай, там под елью рай"), песни, стихотворения.

Газета "Тульские губернские ведомости" за 1872 год (№ 70) о самоваре писала так: "Самовар - Друг семейного очага, лекарство прозябшего путника..."

История русского самовара не слишком длинна – около двух с половиной столетий. Но сегодня самовар – неотъемлемая часть русского чаепития. Образцы русских самоваров можно встретить на антикварном рынке. Цена таких самоваров зависит, конечно же, от известности фирмы или мастера, от сохранности образца, от материала изделия. Цены коллекционных самоваров начинаются от 500 долларов. Самые дорогие самовары – самовары фирмы К.Фаберже, цены на которые могут достигать до 25 000 долларов.

Самовар может создать удивительно теплую и уютную обстановку в доме, добавить неповторимого колорита семейным и дружеским посиделкам, напомнить о давно забытых, но таких приятных русских традициях.

На протяжении полутора веков самовары были неотъемлемой частью русского быта. Они представляют собой устройство для кипячения воды и приготовления чая. Изначально вода в них нагревалась внутренней топкой, которая представляла собой наполняемую древесными углями высокую трубку. Чуть позже появились керосиновые, электрические и прочие виды самоваров. В настоящее время они практически повсеместно вытеснены чайниками.

Старинные самовары: немного истории

Сегодня эти старинные устройства с изысканным художественным оформлением популярны среди коллекционеров и просто истинных ценителей.

В Россию традиции чаепития, как известно, пришла с Востока, где для приготовления чайных напитков существовала специальная посуда. Но самовар в виде всем нам привычного устройства придумали именно русские мастера.

Точную дату появления таких изделий назвать сложно, но пиком их популярности считается 19-й век. В это время было открыто множество фабрик по всей стране, выпускающих такую продукцию. Но среди них особенно прославились именно мастера Тулы. Такие фабриканты, как Лисицыны, Капырзины, Ломовы, Шемарины, Горнины, Воронцовы, Баташевы, Тейле и многие другие, известны были как в России, так и в Европе.

Первыми производителями самоваров в Туле стали братья Лисицины, которые в конце 18 века открыли самоварное заведение. Их изделия славились своими изысканными формами. Также хорошо известны старинные тульские самовары Ломовых, которые в то время выпускали около 1000 изделий в год.

Как правило, производством продукции занимались всей семьей, и свой опыт и инструменты передавали по наследству. Именно поэтому на одном изделии могло быть несколько клейм мастеров. Тульские самовары изготавливали не только непосредственно в самой Туле, но также и в ее окрестностях, но это не мешало называть все самовары из этих мест тульскими.

Для изготовления изначально использовалась медь (точнее сплав меди с цинком). Но так как было принято эти изделия начищать до блеска, медный самовар очень быстро выходил из строя. Через некоторое время мастера стали использовать латунь и мельхиор.

Виды конструкций

По способу нагрева воды старинные самовары подразделяются на:

  • Жаровые (угольные, дровяные), с которых собственно и начиналась история самоварного дела. Для нагрева воды можно использовать практически любые древесные горючие материалы (уголь, дерево, шишки, и т. д).
  • Электрические. Вода нагревается с помощью нагревательного элемента. Основным достоинством является отсутствие дыма и копоти.
  • Комбинированные, совмещающие в себе два типа нагрева воды - от электричества и от тепла сгорающего топлива.

На рубеже XIX-XX века стали выпускаться новые виды самоваров: керосиновые, изделия «Паричко» и медные приборы Черниковых с боковой трубой.

Также старинные самовары различаются по форме. Самыми дешевыми считаются банки, затем по возрастанию цены рюмка, шар и далее ваза, яйцо.

Объем самоваров

Данные устройства различаются по литражу.

Самые ходовые старинные самовары - угольные от 3 до 7 литров. Изделия менее 3 литров обычно стоят дороже своих больших аналогов, поскольку они сложнее в изготовлении и встречаются реже.

Самовары электрические бывают от 1,5 до 3 л. Большие размеры встречаются довольно редко.

Материал для изготовления

Самовары изготавливаются из разных материалов. Самыми распространенными являются латунные изделия, а также из меди, мельхиора и томпака.

Медные самовары считались праздничными, поэтому они самые дорогие. Сейчас продаются в основном латунные с медным покрытием изделия, но можно найти и старинный медный самовар. В продаже же чаще всего встречаются латунные устройства золотого цвета (выглядят они очень нарядно, но нуждаются в тщательном уходе за своей поверхностью) и латунные с никелированным покрытием (имеют серебристый цвет, выглядят тоже красиво, но не требуют особого ухода).

Широко распространены также латунные самовары с росписью.

Жаровые самовары

С точки зрения антикварной ценности наибольшую привлекательность имеют именно самовары на угле, где основное топливо - уголь. Поскольку что в те времена уголь по карману был далеко не всем, для топки зачастую использовали дрова, которые закладывали во внутреннюю трубу.

В среде антикваров не менее востребованы старинные самовары на дровах. Визуально от угольных аналогов они мало чем отличаются. Но истинные ценители древности их различат мгновенно.

Наибольшую ценность имеют подлинные изделия 17 - начала 19 веков, каждое из которых по-своему уникально и является произведением искусства. Стандартом высочайшего качества старинного самовара считается клеймо мастера.

Достоинства и недостатки дровяных самоваров

Это настоящие старинные самовары, а, значит, можно прикоснуться к настоящей русской традиции чаепития, которой уже почти две сотни лет. Плюс жаровых изделий - нагретая вода в них медленнее остывает.

Среди недостатков можно выделить:

1) Жаровые самовары старинные (цены на них самые разные) нужно нагревать, когда они заполнены полностью водой. Если это правило не соблюдать, они могут распаяться. Поэтому при необходимости в остывшем устройстве подогреть воду нужно обязательно долить жидкость, а уже потом заново разогреть. Однако растопить потухший самовар непросто, поэтому, скорее всего, придется не доливать, а слить воду, убрать старое топливо, налить воду и вновь растопить.

2) Растапливать угольные самовары можно только в открытых помещениях, либо трубу вставлять в специальную вытяжку.

3) Жаровые самовары гораздо дороже подобных электрических.

Электрические самовары

Эти изделия пришли на смену жаровым аналогам уже в эпоху развитого социализма. По своей конструкции они устроены гораздо проще и не имеют традиционной изысканности форм и элементов. Именно поэтому самовары электрические обладают наименьшей коллекционной ценностью.

Достоинства и недостатки электрических самоваров

Электрические варианты удобнее разогревать, причем при любом объеме воды (лишь бы был покрыт ТЭН). Они могут использоваться в закрытых помещениях. У большей части электросамоваров имеется термовыключатель.

Главным минусом электрического самовара является то, что это не самовар, а, скорее, электрочайник нестандартной формы. Здесь нельзя почувствовать запах шишек или яблоневых веточек. После нагревания он быстрее жарового остынет, поскольку внутри него нет медленно остывающих углей. Им нельзя пользоваться на природе, так как там нет электричества.

Комбинированные старинные самовары

Поскольку прогресс не стоит на месте, покупка самовара комбинированного будет очень удачным приобретением, объединяющим достоинства жаровых и электрических собратьев. Растопить такое устройство можно дровами, а когда остынет вода, подогреть ее электричеством. Использовать его можно как на природе, так и в помещении.

Единственный минус комбинированных самоваров - их стоимость, которая выше и дровяного, и электрического варианта подобного объема и формы.

Сколько стоит старинный самовар?

Желающие иметь у себя в доме старинный самовар без особых проблем могут его приобрести на антикварном рынке, который очень успешно снабжает всех желающих такими изделиями, которые отличаются внешним видом, качеством, художественными достоинствами, временем изготовления, объемом и ценой. Простым покупателям, в отличие от коллекционеров, разобраться во всех тонкостях довольно сложно, хотя порой даже коллекционеры не знают, как оценить то или иное изделие. Ведь, например, только одна тульская фабрика В. С. Баташева изготавливала более 50 форм и размеров различных самоваров, а если учесть еще и других производителей, то не так-то уж просто становится определить цену этого популярного товара.

Как мы уже сказали, стоимость старинных самоваров может быть самой разной, что зависит от множества факторов. И в первую очередь здесь важен именно возраст изделия (чем оно старше, тем ценнее). К примеру, устройство, которое выпущено в царские времена, в несколько раз ценится дороже, чем советские аналоги.

Немаловажное значение также имеет уникальность самовара. Эксклюзивные вещи, ручная работа всегда оценивались достаточно высоко, а если еще и возраст изделия солидный, то это, без сомнения, антиквариат. Это же можно сказать и о форме.

Еще одним критерием, влияющим на цену самовара, является известность фабрики-производителя, наличие штампа изготовителя либо клейма фабриканта. Так, например, самовар старинный с медалями стоит гораздо дороже. Кроме того, важна сохранность и художественная ценность декоративных элементов.

Все самовары условно можно разделить на 3 категории:

  1. Самовары старинные (цены на них самые разные). Изготовлены они, как правило, на самом высоком художественном уровне и выполнены из дорогого материала. На антикварный рынок такие экземпляры попадают нечасто, и стоимость здесь определяет, как правило, продавец. Покупателю остается либо приобретать за эту цену, либо же искать по другой цене. Стоимость такого товара доходит до нескольких десятков тысяч долларов.
  2. К этой категории относятся изделия, которые имеют хорошую художественную проработку, нестандартную форму, покрыты серебром. Таких самоваров на рынке гораздо больше, поэтому продавец с покупателем могут договориться в цене. Диапазон цен колеблется в пределах 10 тыс. долларов.
  3. В эту категорию входят массово выпускаемые изделия, обыкновенные и чисто функциональные. Цену на такой товар предлагает, как правило, покупатель. Стоить такие самовары могут приблизительно 500 долларов.