Что обычно готовят на поминки. Скорбные хлопоты: что обычно готовят на поминки

Умерших принято провожать, поддерживать, а главная наша обязанность — это молиться за них, потому что сами за себя молиться они уже не могут, а помощь им нужна почти всегда.Читайте о том на 9, 40 дней и годовщину смерти.

Усопших по христианской традиции поминают трижды. В день похорон, на 9 и на 40 дней. В день похорон на обед приглашают всех, кто пришел попрощаться на кладбище.

Следует помнить, что поминальный обед – это всего лишь обед и ничего больше. Ни в коем случае не следует превращать его в долгое застолье с излишествами. Ни в коем случае на столе не должно быть спиртных напитков. Еда должна быть максимально простой, сытной.

Обязательно горячей (особенно зимой и в межсезонье). Для того чтобы уставшие люди, пришедшие простится с близким и родным человеком могли успокоиться, согреться и совместно помолится об упокоении, вспомнить человека и его добрые дела.

Если поминки приходятся на постный день – то и обед готовится постный. Я приведу два варианта поминального меню, с учетом скоромных и постных дней вы сможете выбрать более для вас подходящий вариант.

Многие «обычаи» соблюдаемые с невероятным упорством, не имеют никакого отношения к Православию. Например, принято ставить рюмку с водкой прикрытую куском хлеба, якобы для покойного. Но подумайте сами – зачем вашему дорогому покойнику на том свете водка?

По вашему ему не мешает «замахнуть сто грамм» перед тем как явится на суд к Отцу Небесному? Согласитесь – это не просто глупо, но и кощунственно. Точно так же как положить в гроб сигареты, или даже втыкание зажженных сигарет в могилу. Вместо свечи – сигарета.

Даже если ваш близкий был при жизни заядлым курильщиком и выпивохой, после смерти он нуждается единственно в ваших молитвах, а не в алкоголе и никотине.

Для этого существует традиции дарить пришедшим на похороны небольшие вещицы для поминания. Эти вещи – действительно поминальные, служат нам напоминанием, своеобразным «будильником». Пользуясь такой вещью, мы вспоминаем, по какому поводу она у нас оказалась, и возносим молитву за этого человека.

Что приготовить на поминальный обед

Что приготовить на поминальный обед

Чаще всего таким вещами являются носовые платки. Но моя бабушка, например, на похороны себе собирала вещи заранее, и помимо носовых платков, приготовила расчески для женщин и мыло для мужчин. Она была практичная, и знала, что носовым платком в деревнях не часто пользуются. А вот мыло и расческа нужны ежедневно, и значит поминать её будут чаще.

Традиции завешивать зеркала в доме умершего, не использовать за поминальным столом вилки и ножи – тоже языческие и не имеют никакого отношения к Христианству.

Точно также расхожая фраза «земля ему пухом» — никак не годится для прощания с покойным. В «земле пухом» нуждаются лишь те, кому придется копать могилу. А родственникам умершего лучше выражать соболезнование словами «упокой Господи его душу».

Перед началом поминальной трапезы читается молитва «Отче наш» и 17 кафизма из Псалтири. По окончании обеда читается молитва « со святыми упокой Христе, душу раба Твоего (имярек) в месте злачне, в месте покойне и сотвори ему вечную пямять». После чего все присутствующие троекратно поют «Вечная память» и расходятся.

Если людей пришло много, то поминальные обед проводят в две-три очереди. Как правило, в первую очередь за стол усаживают приехавших издалека гостей. Во вторую – все остальные гости. В третью очередь за стол садятся близкие родственники и те, кто помогал хоронить и накрывать стол. Вот поэтому обедать не принято долго. Помолились, поели, помолились. Быстро привели стол в порядок и накрыли опять.

Ещё одно заблуждение – что на поминках не благодарят. Какое отношение к покойному имеют слова благодарности в адрес тех, кто готовил обед и накрывал на стол? Сдержанные и искренние слова благодарности всегда к месту.

Меню поминального обеда на 40 дней

На поминальный обед принято готовить суп. Это либо борщ (который может быть постным) либо суп-лапша домашняя. На второе блюдо – котлеты, либо жареная курица, либо жареная рыба.

Если вы подаете мясное блюдо, то отдельно, на общие тарелки можно поставить рыбное блюдо. В качестве гарнира – картофельное пюре или гречневая каша. Можно приготовить салат из овощей по сезону. Но рекомендую не выкладывать его на общие тарелки, а добавлять по 2-3 ложки салата в качестве подгарнировки ко второму блюду.

Напитки – компот из свежих ягод или сухофруктов или кисель. Чай и кофе – по желанию. Обязательно готовят кутью, которую заранее освящают в церкви. Это блюдо символизирует Жизнь Вечную и попробовать его должен каждый из гостей.

Блины (по 1-2 на каждого гостя) выкладывают либо на общие тарелки, либо на небольшую пирожковую тарелку для каждого гостя непосредственно. Принято печь небольшие сдобные булочки и ставить вазы с конфетами. Как правило, булочки и конфеты гости не съедают за столом, а берут с собой. Чтобы позже, возможно дома, помянуть ещё раз усопшего.

В скоромные дни, если в качестве второго блюда подают мясо, на стол отдельно на общие тарелки можно поставить жареную рыбу.

Теперь я приведу пропорции и количество продуктов, которые вам потребуются для приготовления поминальных обеденных блюд.

Кутья

На поминальный стол для 50 человек:

500 граммов круглого риса

200 грамм изюма без косточек

200 грамм кураги

3 столовые ложки меда

1 чайная ложка соли

Курагу порежьте небольшими кусочками и замочите вместе с рисом в кипятке на 30 минут. Затем откиньте на дуршлаг.

Рис промойте, залейте 1 литром воды, посолите и сварите не размешивая на среднем огне. Варите рис 7-10 минут после закипания. Затем снимите с плиты и оставьте под крышкой на 10 минут. Затем всыпьте изюм и курагу, добавьте мед и хорошо размешайте. Подавать кутью следует в маленьких пиалках с чайной ложкой. Каждый из присутствующих должен съесть три чайные ложки этого блюда.

Рецепты поминальных обедов на 9 дней

Суп-лапша домашняя

На 50 порций потребуется:

Мясо курицы (можно куриные окорочка) 1,5-2 килограмма

Морковь – 600 грамм

Масло растительное – 100 грамм

Вода – 12 литров

Соль – 2 столовые ложки с верхом

Молотый перец, зелень укропа свежая или сушеная, лавровый лист

Для лапши:

1 килограмм муки высшего сорта

6 яиц

1 чайная ложка соли

Сварите куриное мясо в подсоленной воде. Процедите бульон. Курицу переберите – отделите мясо от костей и порежьте небольшими кусочками. Морковь очистите, и натрите на мелкой терке. Спассеруйте морковь на растительном масле. Добавьте в бульон мясо курицы и пассерованую морковь и доведите до кипения.

Отдельно заранее приготовьте лапшу. Соедините яйца, соль и муку. Замесите крутое тесто. Разделите его на на 10 частей. Каждую часть раскатайте скалкой очень тонко и слегка подсушите. Затем из получившихся сочней нарежьте тонкую лапшу.

Непосредственно перед приходом гостей опустите лапшу в бульон с куриным мясом и пассерованой морковью. Доведите до кипения и сразу же снимите с плиты. Добавьте перец, укроп и лавровый лист.

Борщ постный

На 50 порций потребуется:

2-3 килограмма свежей или 2 килограмма квашеной капусты

1 килограмм свеклы

500 грамм репчатого лука

500 грамм моркови

300 грамм томатной пасты

3 килограмма картофеля

200 грамм растительного масла

10 литров воды

2,5 столовые ложки соли

Молотый перец

Зелень, лавровый лист

Очистите картофель, порежьте крупными кубиками. Когда вода закипит, опустите в неё картофель и посолите.

Свежую капусту мелко нашинкуйте. Если капуста квашеная – хорошо промойте её проточной водой и откиньте на дуршлаг. Свеж ую капусту добавляйте в суп вместе с картофелем. Квашеную – почти в самом конце – когда картофель сварится.

Варите картофель (с капустой или без) 25 минут после повторного закипания.

Мелко порежьте лук, измельчите морковь на терке и спассеруйте с половиной растительного масла. За 5 минут до готовности добавьте весь томат. Отдельно спассеруйте на оставшемся масле порезанную мелкой соломкой свеклу.

После того, как картофель и капуста будут готовы, опустите в суп пассированные овощи (лук, морковь, томат и свеклу). Доведите до кипения, проварите 5 минут и выключайте. Добавьте зелень, лавровый лист, специи. Можно заправить борщ измельченным чесноком. Дайте борщу настояться под крышкой 15-20 минут и затем разливайте по тарелкам.

Если день для поминовения не постный, вы можете приготовить борщ на мясном бульоне.

Блины скоромные

На 50-60 блинов потребуется:

8 яиц

3,5 стакана муки

1 литр молока или кефира

5 стаканов воды

6 столовых ложек сахара

1 чайная ложка соды

2 чайные ложки соли

8-10 столовых ложек растительного масла

Все продукты хорошо размешайте венчиком, чтобы не оставалось комочков. Дайте тесту постоять 20 минут и затем испеките тонкие блинчики. Готовые горячие блинчики можно смазывать растопленным сливочным маслом. Подавайте блины на тарелках, свернув уголком или трубочками.

Постные блинчики

На 50-60 блинов потребуется:

4,5 стакана муки

7 стаканов воды

2 чайные ложки сухих активированных дрожжей

4 столовые ложки сахара

1,5 чайные ложки соли

6 столовых ложек растительного масла

Воду подогрейте до 30-40 градусов. В теплой воде разведите дрожжи и сахар и оставьте на 10 минут. Затем всыпьте соль, всю муку. Хорошо размешайте венчиком, в конце добавив растительное масло. Получившееся тесто оставьте в теплом месте на 30 минут. Затем испеките тонкие блинчики. Готовые горячие блинчики можно смазать немного медом. Подавайте блины свернув уголком или трубочками, либо на общих, либо на порционных пирожковых тарелках.

Жареная рыба

На 50 порций потребуется:

6 килограмм филе любой рыбы

Соль, перец

Мука для панировки (200 грамм)

250 грамм растительного масла для жарки

Рыбу разморозьте, порежьте на нужное количество порций. Смешайте соль и перец с мукой. Каждый кусочек рыбы панируйте в муке и обжаривайте с двух сторон на растительном масле.

Картофельное пюре

На 50 порций потребуется:

8 килограмм картофеля

Соль

Картофель очистите, порежьте на 4 части. Промойте и переложите в подходящую кастрюлю. Залейте водой, добавьте соль. Варите 30=35 минут после закипания.

Затем слейте отдельно картофельный отвар. Горячий картофель переложите в миску и быстро растолките в пюре. Понемногу вливайте горячий картофельный отвар в толченую картофельную массу и хорошо размешивайте до получения нужной консистенции пюре. В конце заправьте сливочным или растительным (если день постный) маслом и ещё раз размешайте.

Рецепты поминальных обедов на 1 год

Гречневая каша

На 50 порций потребуется:

1,5 килограмма гречневой крупы

1,5 столовые ложки соли

Сливочное или растительное масло

Переберите и промойте гречку. Залейте 5 литрами воды. Посолите. Варите до готовности. Готовую кашу заправьте сливочным или растительным маслом.

Компот из сухофруктов

На 50-60 порций потребуется:

15 литров воды

1 килограмм сухофруктов

1 килограмм сахара

1 чайная ложка лимонной кислоты

Сухофрукты замочите холодной водой на час, а затем тщательно промойте избавляясь от посторонних примесей. В кастрюлю с водой переложите сухофрукты, всыпьте сахар. Доведите до кипения и варите 20 минут. За пару минут до конца варки добавьте лимонную кислоту. Готовому компоту нужно дать настояться. Поэтому варить его нужно заранее, с вечера. Остывший компот переставьте в холодильник.

Кисель из свежих ягод

На 50-60 порций потребуется:

1,5-2 килограмма свежих (можно свежемороженых) ягод на ваш вкус (вишня, смородина либо любая ягодная смесь)

1 килограмм сахара

100 грамм картофельного крахмала

15 литров воды

Сварите ягоды с сахаром. Отдельно небольшим количеством холодной воды разведите крахмал. Затем добавьте крахмал в воду с ягодами, размешайте. Доведите до кипения, но не кипятите. Снимите кисель с плиты и оставьте остывать.

Постная булочка

На 50 порций потребуется:

2 килограмма муки высшего сорта

1 литр и 100 граммов воды

1 маленькая пачка сухих активированных дрожжей

300 грамм сахара

1,5 чайные ложки соли

50 грамм растительного масла

Воду нагрейте до 30-40 градусов. В теплой воде разведите дрожжи и сахар. Оставьте дрожжи на 10 минут. Затем добавьте соль, всыпьте всю муку и замесите тесто. В конце замешивания в тесто влейте растительное масло.

Дайте тесту подняться 2 раза. Затем разделите тесто на 50 равных частей. Сформируйте булочки и разложите на смазанном растительным маслом противне. Дайте булочкам время для расстойки (30-40 минут). Затем выпекайте в нагретой до 220 градусов духовке в течение 15-20 минут. Готовые горячие булочки можно смазать сахарным сиропом.

Вместо обычных булочек из этого теста вы можете испечь постные духовые пирожки с начинкой из варенья, или сформировать сахарные плюшки.

Ещё раз искренне пожелаю, чтобы мои советы вам никогда не пригодились. Но если всё-таки вам придется ими воспользоваться – то надеюсь, что они помогут вам сэкономить и время и деньги в это непростое для вас время.

Похороны и первые поминальные дни проходят в атмосфере скорби и всеобъемлющего горя. А когда проходит первый год, боль от потери притупляется, но многие люди все так же хотят сделать все по православным традициям, чтобы ушедший навсегда человек покоился с миром.
В годовщину смерти родственники приходят на кладбище и посещают могилу, устраивают поминальный обед и раздают поминальное угощение всем, кто знал или даже не знал покойного. Очень важно в этот день соблюсти основные каноны православия и достойно отдать свой последний долг умершему.

Что заказать в церкви на годовщину смерти

Молитва всегда считалась самым лучшим оберегом, как для живых, так и для мертвых. По церковным канонам считается, что многие души подвергаются страшным мукам. Добрые мысли и искренние молитвы к Богу могут помочь им найти успокоение.

Чтобы достойно помянуть ушедшего из жизни человека через год после кончины, люди заказывают в церкви Божественную Литургию. Это нужно сделать заблаговременно, например, с вечера на утреннюю службу, или рано утром до начала богослужения. Утром прийти на службу и выстоять ее до конца, молясь вместе со священником об отпущении грехов ушедшего близкого человека.

На годины смерти в церкви заказывают также сорокоуст. Если дата попадает на дни празднования Пасхи, можно заказать пасхальный канон. Церковные молитвы во время службы действуют намного сильнее, чем обычная молитва дома или на кладбище.

В церкви можно купить и поставить свечу, помолиться за упокой и просить в это время перед иконами святых о даровании ушедшей душе Царства небесного и отпущения всех вольных и невольных грехов. В память об ушедшем можно также взять в церкви просфору, богослужебный хлеб, который нужно съесть на голодный желудок.

Сходить на могилу

По традиции, на годовщину смерти родственники посещают могилу, убираются на ней, возлагают цветы и зажигают свечу или лампадку. Затем в умиротворенной атмосфере кладбища хорошо постоять тихонько у могилы, вспомнить все хорошее, связанное с покойным и помолиться за упокоение души. Те, кто хочет в полной мере добросовестно придерживаться церковных правил, приглашают священника на могилу для проведения ритуала на годовщину смерти.

Если позволяет сезон, у могилы высаживают живые цветы, а также красивый куст или дерево. В славянских традициях для кладбища наиболее популярны хвойные и вечнозеленые растения, как символ вечности, а также береза, калина, сирень.

К годовщине обычно стараются поставить памятник, оградку и окончательно оформить могилу. У могилы вкапывают стол со скамьей, за которым семья может собраться, чтобы помянуть усопшего. Чтобы осталась память для потомков, на памятнике размещают фотографию умершего. В церковных правилах не оговариваются сроки установки памятника на кладбище. Это делается на усмотрение родственников.

Поминальный стол на годовщину смерти

На годовщину смерти проводят четвертый со дня похорон обязательный поминальный обед. На поминки на 1 год принято приглашать самых близких людей, которых родственники выбирают сами. Стол в этот день может быть очень богатым и разнообразным.

  • В память о почившем для него оставляют место за столом и ставят символический прибор - тарелку и рюмку с водой и кусочком хлеба сверху. Православная церковь категорически отрицает алкоголь на поминках и считает употребление спиртного грехопадением, которое может очень сильно навредить вознесшейся душе.
  • Перед началом обеда старший член семьи или тот, кто берет на себя эту роль, должен прочитать молитву и высказать слова благодарения покойному. Затем подается символическое поминальное блюдо - кутья, которую обязательно должен отведать каждый участник застолья.
  • Поминальное меню включает набор традиционных блюд, которые с древних времен несут определенную символику. Например, первое горячее блюдо с поднимающимся паром символизирует легкий и скорый путь вознесения души на небо. На поминках обычно подают суп с лапшой, щи, борщ или солянку.
  • На второе часто подается каша, так как зерно несет в себе вечную жизнь. Оно способно очень долго храниться, прорастать и приумножаться в колосе, затем новые зерна образуют новый жизненный цикл. Во многих местностях традиционно обязательно готовят на поминки любимое блюдо покойного.
  • Остальные блюда могут быть очень разнообразными: рыба в любом виде, мясные рулеты, запеканки, нарезки, голубцы, сыры и колбасы, заливное и пр. Обязательно на поминальном столе присутствуют пирожки с любыми начинками.
  • Полноценный обед включает также сладкие блюда на десерт. Напитки подаются безалкогольные.

Так как в этот день собираются родственники и близкие для семьи люди, они могут вместе вспомнить счастливые моменты, посмотреть старые фотографии, видео. Нужно все хорошее и благодарить покойного и судьбу, за то что этот человек встретился на жизненном пути.

Поминки в пост

Если годины выпали в церковный пост, то его нужно строго соблюсти. Поминки в пост проводятся без употребления мясопродуктов. Все они удачно восполняются сытными грибными блюдами. Прекрасной заменой мясу является также чечевица.

Постное меню может быть не менее богатым и вкусным, чем обычное: любые овощные салаты, котлеты капустные или морковные, фаршированные овощами или рисом кабачки, перцы, баклажаны. Стол можно разнообразить также кашами и соленьями.

Главное в этот день - единение семьи в общем воспоминании о покойном, в общей молитве за него и закреплении доброй памяти о нем, которая останется в сердцах родных на всю жизнь.

После похорон члены семьи умершего обычно собирают близких родственников, знакомых, сослуживцев, друзей покойного на поминки, на которые старались без приглашения не приходить, т. к. по природной народной деликатности учитывали, что семья могла быть стеснена в средствах из-за внезапных материальных расходов, а также решения семьи собрать только узкий круг людей.
В некоторых районах не было принято приглашать на поминки, и на них мог прийти каждый, близко знавший усопшего по жизни, совместной работе. Такой приход означал проявление уважения к покойному и его семье. Духовенство на поминки приглашалось формально, фактически стараясь в них не участвовать.
Придя в дом с кладбища, обязательно мыли руки, вытирали полотенцем. "Очищались" также прикосновением рук к печи, хлебу, раньше даже специально топили баню и мылись в ней, переодевали одежду. Существовал обычай для тех, кто целовал покойного в губы - должен был потереться губами об определенные точки печи (у душника). Этот обычай у славян очевидно связан с представлениями об очистительной силе огня и направлен на то, чтобы оградить себя от покойного.
За то время, пока умершего доставляли на кладбище и хоронили в доме завершались приготовления к трапезе. Старались уборку в доме сделать до того, как умершего опустят в могилу, хотя по времени это было трудно подгадать. Расставляли мебель, мыли полы, весь накопившийся за три дня мусор сметали по направлению от большого угла к порогу, собирали и сжигали. Полы требовалось мыть тщательно, особенно угол, ручки, порог. После уборки комнату окуривали дымом ладана или можжевельника.

Поминальная трапеза в православной традиции трактуется как продолжение богослужения путем вкушения пищи, поэтому в ритуале поминок придерживаются определенных правил и традиций.
Поминки - это своего рода христианская милостыня для собравшихся, как трактуется в Священном Писании. Поминальные тризны существовали и в древнейшие времена, когда язычники вкушали пищу на могилах умерших соплеменников. Эта традиция вошла в христианские обряды, и древнехристианские поминальные трапезы преобразовались в более поздние времена в современные поминки.
Поминальные обеды устраивают по обычаю троекратно, что якобы совпадает с троекратным изменением тела покойного (на третий день изменяется образ, на девятый - распадается тело, на сороковой - истлевает сердце). Троекратное поминовение совпадает также с верованиями о путешествии души на тот свет.
Поминают усопшего и в другие дни (полгода, год, день рождения, день Ангела усопшего). Существуют и так называемые календарные поминки, связанные с определенными праздниками, сопровождающими хозяйственно-бытовой уклад крестьян, и вошедшие в церковную обрядность.

Стремясь похоронить умершего по народным обрядам и в соответствии с церковными правилами, родные и близкие покойного часто формально следуют выполнению обрядовых действий, не вдаваясь в их значение.
По церковному установление символики поминовения усопших в третий день после смерти заключается в том, что скончавшийся был крещен во имя Отца, Сына и Святого Духа, верил в Триединого Бога - Троицу Единосущую и Нераздельную. Живые в своих молитвах умоляют Святую Троицу простить усопшему его прегрешения, содеянные словом, делом и помышлением, и зачесть ему три добродетели: веру, надежду и любовь.
Имеет значение для православных и то неизвестное, что касается загробного состояния души. Когда святой Макарий Александрийский, как написано в Священном Писании, просил Ангела, сопровождающего его в пустыне, объяснить значение церковного поминовения в третий день, то Ангел ответил, что в продолжении двух дней душе, с находящимися при ней ангелами, позволяется ходить по земле, где она хочет, поэтому любящая душа скитается около дома, в котором находится тело, как птица, ищущая себе гнездо. Добродетельная душа ходит там, где творила правду. В третий же день, в подражание Христу, душа возносится на небеса для поклонения Богу.

На пути к престолу Божию душа проходит испытания духов по своим земным делам. Испытания эти называются "мытарствами" и начинаются обычно в третий день по смерти. Все пространство (по христианской мифологии) представляет собой несколько судилищ, где приходящая душа обличается бесами в грехах. Каждое судилище (мытарство) соответствует определенному греху, злые духи называются мытарями. Всего указано двадцать мытарств, соответствующих определенной группе грехов в зависимости от степени тяжести (например, грех словом, лжи, осуждения и клеветы, чревоугодия, лени, воровства, сребролюбия, скупости, лихоимства, неправды, зависти, гордыни и тщеславия, ярости и гнева, убийства, волхования, блуда, прелюбодеяния, содомские и др.), т. е. перечислены основные человеческие пороки.
На 9-й день близкие молятся об усопшем, чтобы душа его удостоилась быть чести причисленной к лику святых и получила награду райского блаженства.
Святой Макарий Александрийский по откровению от Ангела говорит, что после поклонения Богу в третий день, душе повелевается показать различные обители святых и красоту рая. Все это душа смотрит шесть дней, любуясь красотой и забывая свою скорбь, которую имела, будучи в теле.
Если же она виновата в грехах, то начинает скорбеть и укорять себя, что провела жизнь беспечно и не послужила Богу как должно. После рассмотрения рая душа (на девятый день своего разлучения с телом) возносится на поклонение Богу.
Число сорок - знаменательное, часто встречается в Священном Писании. По свидетельству того же святого Макария, после второго поклонения Господь повелевает показать душе ад со всеми его муками, и тридцать дней душа, водимая по мукам ада, трепещет, чтобы ей не была уготована такая участь.
В сороковой день оканчиваются мытарства, и душа в третий раз возносится на поклонение Богу, который совершает над ней суд и определяет место в ожидании Страшного Суда по её земным делам и по благодати молитв Церкви и близких в течение этих сорока дней.
Суд сорокового дня - суд частный для определения положения души, которое согласно учению Православной Церкви может измениться по молитвам родных и близких, совершению ими милостыни и добрых дел в память об усопшем.
На поминальные трапезы собирали в первую очередь родственников, ближайших друзей, а раньше также - обязательно убогих и нищих. Особо приглашали тех, кто обмывал и обряжал покойного. Всем родственникам умершего после трапезы полагалось сходить в баню помыться.
Наиболее важным считался сороковой день. Считалось, что после сорочин душа уходит далеко-далеко, и поэтому к этому сроку торопились все сделать. Заказывали поминальную литургию (панихиду или сорокоуст в церкви), отдавали что-нибудь на помин души и церковному притчу. За отпевание до сорокового дня всегда платили деньги.
Поминки девятого, сорокового и других дней смерти состояли обычно из посещения родственниками умершего кладбища и поминальной домашней трапезы для приглашенных.


В настоящее время поминки иногда более напоминают языческие тризны, которые устраивали древние славяне, верившие, что чем богаче и пышнее проводы умершего, тем лучше он будет жить в ином мире. Определенную роль в этом играют и элементы тщеславия, престижа, финансового состояния родственников покойного, а также незнание церковного устава в этом вопросе.
Соблюдение норм в православной поминальной трапезе требует, чтобы перед началом ее кто-нибудь из близких читал 17 кафизму из Псалтири перед зажженной лампадкой или свечой. Непосредственно перед едой читают "Отче наш...".
К поминальному столу было принято подавать ритуальные кушанья: канун (сыта), кутью (коливо), блины, кисель. Кроме этих обязательных блюд обычно подают холодные рыбные закуски, сельдь, шпроты, рыбные кушанья, рыбные пироги, что имеет определенную связь с христианской символикой.
В скоромные дни разрешались мясные блюда: жаркое, мясная тушенка, пироги "кулебяка", борщ, каша, лапша с птицей. Горячая пища считалась обязательной, т. к. верили, что душа покойного отлетает вместе с паром.

В настоящее время меню поминального стола тоже состоит из определенного набора блюд в зависимости от того, на какие дни приходятся поминки (постные или скоромные).
В качестве закусок подают салаты из свеклы с чесноком, редиса, огурцов, помидоров, брынзы с помидорами, свежей и квашеной капусты; икру из яблок, овощей (моркови, кабачков, баклажанов), винегрет, винегрет с сельдью и др. Из горячих блюд, помимо названных, подают котлеты, баранину тушеную, птицу запеченную или жареную в растительном масле, утку с квашенной капустой, баклажаны жареные, перец фаршированный, картофель отварной, голубцы, фаршированные овощами. Из постного дрожжевого теста делали пирожки с картофелем, ягодами, яблоками, сухофруктами, курагой, грибами, капустой, рыбой, крупой, рисом и т. п. Обязательными были поминальные блины. На стол ставили пряники, коврижки, оладьи, конфеты. Торты и пирожные не рекомендовались. Из напитков - кисель из ягод, лимонный напиток с медом, яблочный, из ревеня, квас из сухарей.
Старались, чтобы на столе стояло четное количество блюд, смена их не практиковалась, но придерживались определенной последовательности приема.
Старинным поминальным блюдом, с которого начинали поминальный обед был канун (сыта), которое раньше готовили из бобов с сахаром или наводили с медом крошеный на воде хлеб или пресные коржи, которые поливали сладкой сытой. В старину употреблялась пшеничная или ячменная кутья. Позже поминальную кутью (коливо) делали из вареного риса, облитого разведенным на воде медом, и сладких плодов (изюма). По традиции с кутьи, а ее съедали три ложки, начинался поминальный обед.
Кутью положено предварительно освящать в храме. Здесь тоже имеется своя символика, в которой зерна служат знаком воскрешения, а мед (изюм) знаменует духовную сладость благ вечной жизни в Царствие Небесном. В кутье как бы заключены представления древних о бессмертии души.

Православные каноны устанавливают, что на поминальном столе не должно быть спиртного, т. к. главное в поминках не еда, а молитва, явно несовместимая с нетрезвым состоянием, в котором вряд ли допустимо просить у Господа улучшения загробной участи почившего. Недаром народная пословица гласит "Питие есть веселие души", но в такой день вряд ли веселье будет праздничным.
В реальной жизни редко какие поминки обходятся без спиртных напитков. Это в основном крепкие напитки (водка, коньяк), сухие красные вина. Сладкие и игристые спиртосодержащие напитки обычно исключаются. Присутствие спиртных напитков на поминальном столе отчасти объясняется тем, что они способствуют снятию эмоционального напряжения, стресса, связанного с потерей родных и близких.
Застольная беседа в основном посвящается поминовению усопшего, воспоминаниям добрым словом о его делах на земле, направлена и на утешение родных.

Для верующих имело значение и то, на какой день приходились поминки: на скоромный или постный, т. к. соответственно менялся ассортимент блюд согласно требованиям Поста. Если поминки приходились на время Великого Поста, то в будни они не совершались, а по обыкновению переносились на ближайшие (вперед) субботу или воскресенье. Также поминальные дни, которые приходились на Светлую седьмицу (первую неделю после Пасхи) и на понедельник второй пасхальной седмицы - переносятся на Радоницу (вторник второй недели после Пасхи).
Перед началом трапезы иногда еду окуривали кадильницей с ладаном.
Еду подавали в повседневной (не праздничной хрустальной или ярко расписанной фарфоровой) посуде, по возможности, спокойной цветовой гаммы.
Ели по обыкновению столовыми или десертными ложками, старались не пользоваться ножами и вилками. В некоторых случаях, при наличии в семье столового серебра, родственники умершего пользовались серебряными ложками, что тоже служит свидетельством придавать серебру магические очистительные свойства.
При каждой смене блюд православные старались прочесть молитву.
Поминальный стол часто украшали ветками ели, брусники, мирта, черной траурной лентой. Скатерть стелили однотонную, не обязательно белого цвета, чаще приглушенных тонов, которую по краям могли декорировать черной лентой.
Сервировка стола была обычной, за исключением того, что в столовый прибор не входили острые предметы (нож, вилка), а ложки клали тыльной стороной вверх.
Существует традиция на поминальный стол для усопшего ставить прибор (на пустую тарелку кладут параллельно нож и вилку), ставят зажженную свечу, часто декорированную в основании черной лентой, а также рюмку (стопку) с водкой, прикрытую куском черного хлеба.
Традиция оставлять на столе для покойного посуду и еду, также как и занавешивание зеркал, окон, экранов телевизора не имеет никакого отношения к Православию, истоками своими восходит к язычеству, но в реальной жизни имеет широкое бытование. Этот пример, как и многие другие, свидетельствуют о том, что современная похоронно-погребальная обрядность синкретична, т.к. включает в себя разнородные компоненты народной культуры, неотъемлемой частью которой у славянских народов является Православие.
Народной традицией регламентировался и порядок размещения людей за поминальным столом. Обычно во главе стола сидел хозяин дома, глава семьи, по обе стороны которого располагались родственники в порядке близости родства по старшинству. Для детей, как правило, выделяли отдельное место в конце стола. В некоторых случаях, по желанию близких родственников умершего, их сажали рядом (по обе стороны) с отцом или матерью, если умирал кто-нибудь из родителей. Место, где обычно сидел покойный, оставляли незанятым, спинку стула украшали траурной лентой или веткой ели.


Сложился и особый порядок поминального обеда, основным содержанием которого было поминовение усопшего через вкушение пищи, перемежающееся у православных чтением молитв, воспоминаниями о добрых земных делах и личных качествах покойного. Первое слово говорил по традиции глава семьи, затем право вести застолье передавалось обычно специальному, уважаемому человеку, которого близкие родственники покойного просили исполнить эту обязанность "томады-ведущего". По традиции близкие родственники старались не говорить прощальных слов, но в реальной ситуации поминального обеда, как правило, им также предоставлялось слово.
Поминальные слова было принято произносить стоя, а после первого почтить память покойного минутой молчания, также стоя.
При большом количестве гостей за стол садились в несколько смен.
Хлеб, пироги было принято разламывать руками, а не резать. Остатки поминального обеда, а особенно выпечку всегда раздавали присутствующим "на вынос" с тем, чтобы те и дома могли еще раз со своими домочадцами помянуть добрым словом умершего, тем более, что не все могли по разным причинам присутствовать на поминках. Крошки хлеба на следующий день носили на могилу, тем самым как бы приобщая покойного к информации о том, как проходили поминки.
Последним поминальным блюдом обычно был кисель, чай. Православные заканчивали трапезу благодарственной молитвой "Благодарим, Тя, Христе Боже наш..." и "Достойно есть...", а также пожеланием благополучия и выражением сочувствия родным умершего.

Благодарить за угощение не было принято. Поев, ложку обычно клали на стол, а не на тарелку. Кстати, следует упомянуть, что по обычаю, если во время обеда ложка падала под стол, то ее не рекомендовалось поднимать.
Вставая из-за стола, часто кланялись в ту сторону, где стоял прибор умершего, обращаясь к "нему" со словами типа "поели, попили, пора и домой, а тебе пусть земля будет пухом", после чего, попрощавшись с родными умершего, расходились по домам. Сидели за столом, как правило, долго, что считалось хорошей приметой, т. к. много чего доброго можно было вспомнить о покойном. В некоторых местах существовала примета, мол кто первый встанет из-за поминального стола - скоро умрет, поэтому старались первыми стол не покидать.
Существовал также обычай оставлять до сорока дней прибор с рюмкой водки, прикрытой хлебом. Верили, что если жидкость убывает, то значит, что душа пьет. Также на могиле оставляли водку и закуску, хотя это не имеет отношения к православным обрядам.
После ухода гостей, домашние, если успевали, обычно мылись до захода солнца. Со стола можно было ничего не убирать, но стремились чем-нибудь накрыть все столовые приборы и оставшуюся пищу, кроме предназначенной умершему. На ночь закрывали крепко все двери и окна. В сумерках уже старались не плакать, чтобы "не призвать покойного с кладбища" по народному поверью.
После похорон близкого человека многие люди, особенно близкие родственники, соблюдали траур.
Самый глубокий траур - до года - должна была соблюдать вдова. Ранее в это время на ней была только одежда преимущественно черного цвета, украшения полностью отсутствовали. Естественно, в глазах окружающих неприличными считались даже помыслы о повторном браке до истечения срока траура.

Мужчина-вдовец в большинстве случаев носил траур полгода. Дети должны были соблюдать траур по умершим родителям год, последовательно переходя от черных до более светлых оттенков одежды. Этот траур по умершим отцу или матери по продолжительности делился на глубокий - полгода, обыкновенный - три месяца и полутраур - остальные три месяца, когда к черному цвету одежды примешивался белый и серый. По бабушке и дедушке было принято носить полугодовой траур, который также условно поровну подразделялся на глубокий и полутраур. Такой же срок траура был по умершим сестре и брату.
Траурная одежда была темная, черного или синего цвета, в которой полностью исключались оттенки красного. Чаще не новая. В настоящее время при отсутствии в гардеробе подходящей одежды, головного убора, покупают черное платье (костюм), головной платок. Раньше во время траура даже не старались особо следить за одеждой, ибо, по народным поверьям, тщательный уход за ней являлся проявлением неуважения к памяти покойного. У женщин в период траура голова должна быть покрыта платком.
Существовал широко распространенный обычай в этот период не стричь волосы, не делать нарядные пышные прически, а в ряде случаев - даже заплетать косы девушкам. Вообще на Руси внешние знаки траура дольше должны были соблюдать, как правило, женщины, а мужчины черного, темного цвета одежду могли надевать только в дни поминовений, что не подвергалось осуждению в общественном сознании даже деревенских жителей.
Знаки траура в доме сохранялись продолжительное время в зависимости от уклада жизни. В большинстве случаев - до 40 дней, а также - до года.
В семьях верующих траур отмечался усиленными молитвами, чтением религиозных книг, воздержанием в пище, времяпрепровождении. Не было принято участвовать в различных увеселениях, праздниках, азартных играх.
Если на период траура выпадало венчание кого-либо из родственников, то в день свадьбы траурный наряд снимали, но на следующий день надевали снова.
В публичные и увеселительные места во время глубокого траура не было принято выезжать, даже появление в театре считалось допустимым только после полного снятия траура. Произвольное сокращение траура в обществе с определенным укладом, соблюдением народных традиций тотчас резко бросается в глаза и может вызвать осуждение.
В современных условиях, как правило, такое продолжительное время траура, как раньше, не соблюдают, особенно в городе. Все это индивидуально и в каждом конкретном случае зависит от целого ряда обстоятельств.
Нося траур, не следует выказывать безграничное горе, демонстрируя его окружающим. Все следует делать с достоинством, так как смысл траура заключается не только в соблюдении внешних приличий, признаков душевного состояния человека, но и в том, что он - время углубления человека в самого себя, время раздумий о смысле жизни. В конечном итоге от того, как мы чтим память своих родных, так и другие, возможно, будут чтить нашу память, ибо никто не вечен в этом мире.

Великий пост – самый главный и строгий из всех православных постов. Поминки в Великий пост происходят в особенные дни. Это родительские субботы: вторая, третья и четвёртая. Поминки 9 и 40 дней в этот период переходят на следующую субботу или воскресение.

В это время проводятся литургии Иоанна Златоуста или Василия Великого. Также подходят Благовещение Пресвятой Богородицы, четверг и суббота на Страстной седмице. Можно подать записку об упокоении на литургию. О том, возможно ли провести в конкретный день панихиду, нужно узнать в храме заранее. Если поминки в Великий Пост выпадают на наиболее строгие недели — первую, четвертую и седьмую, то на поминальный обед приглашают только ближайших родственников. Следует не забывать молиться за упокой и совершать в память о покойном хорошие дела, давать милостыню.

Церковь не запрещает собираться семье и друзьям усопшего. Но стоит помнить, что, согласно правилам, во время Великого поста рыбу допустимо употреблять на Благовещение и в Вербное воскресение. Растительное масло разрешено добавлять в пищу только по выходным и дням памяти самых почитаемых святых. Если среди приглашенных есть люди, строго придерживающиеся поста, следует позаботиться о специальных постных кушаньях. Задача поминального обеда – укрепить силы для совершения молитвы.

Традиционно постный стол включает солёные огурцы, кислую капусту, горох, картофель, каши без сливочного масла и молока, изюм и орехи. Бублики, баранки, сайки и прочий хлеб.

Поминки в Великий пост: какие блюда подать?

Славянские народы с давних пор готовят на поминальный обед кутью. Это очень простое в приготовлении блюдо из вымоченных и отваренных зерен пшеницы, изюма и меда. Позднее пшеницу стали заменять на рис. В постное время блины, без которых не обходятся поминки, пекутся без яиц и молока. Вкус от этого не страдает.

Компот – традиционный напиток. В давние времена он назывался «узвар» и готовился из засушенных фруктов и меда. В наши дни можно сделать компот из сушеных абрикосов либо из замороженных ягод, например, клюквы с сахаром или мочёной брусники. Не нужно заменять компот соками или газированной водой.

Еще одно важная часть трапезы – пироги. По традиции их дают после окончания обеда всем гостям. Для теста также не используются яйца. Начинкой может быть лук, щавель или грибы.

Первые блюда

Хороший выбор – отдать предпочтение супам, конечно, не на мясном бульоне. Можно добавить чечевицу или фасоль. Грибной суп с подсушенным хлебом будет аппетитным и приятным на вкус, не уступая привычному мясному кушанью.

Вторые блюда

Блюда с добавлением грибов можно подать и на второе. Например, потушить картофель с грибами или отварить его и полить грибным соусом, либо заменить картофель макаронами. Овощи, добавленные в рис, придадут вкуса и сделают блюдо сытнее. Готовится оно просто, как вегетарианский плов. Котлеты подойдут соевые либо приготовленные из капусты или моркови. Обжаренные в панировке котлеты приобретут отличный вкус и не уступят мясным.

Мочёные или соленые овощи, салаты без мяса и майонеза, винегреты подаются с первыми блюдами. Гарниром могут стать простые овощные салаты. Огурцы с помидорами, капуста с огурцами хороши для закусок.

Христианские поминки словно продолжают молитвы через вкушение пищи. Устройство поминального обеда считается милостыней от семьи умершего человека. Перед началом кто-то должен прочесть 17 кафизму из Псалтири над горящей церковной свечой. Затем читается «Отче наш». В поминальной трапезе обычно пользуются только ложками. По канону в пост запрещено спиртное, но в наше время на стол ставят водку, реже коньяк или красное вино. На краю стола оставляют рюмку с водкой, накрытую ломтем черного хлеба. Иногда это остается нетронутым в течение 40 дней.

Во времена Древней Руси готовили ещё и канун (сыту) из бобов с добавлением мёда и сахара, а также кисель. Сегодня выбор блюд остается за хозяйкой, хотя во время Великого поста он немного сужается. Не стоит забывать по окончании поминок раздать остатки гостям, чтобы они помянули умершего дома с теми, кто не пришел на поминальный обед.

Годовщина со дня смерти дорогого человека - не только тяжелое событие, но и повод еще раз вспомнить, каким он был при жизни. Важно начать приготовление к траурной дате заранее. Для умерших православных это очень значимый день. Душа покойного навсегда прощается с землёй. В православии Святая церковь установила необходимость помин усопшего на год со дня смерти как день рождения в новой вечной жизни. Человек умер телом, но душа его живёт.

Надо правильно провести годовщину смерти, ведь это подведение итога земной жизни. Показать, насколько дорог нам покойный, рассказать, вспомнить, каким человеком он был. Только молитвы живых людей способны помочь душе покойного дойти до царствия небесного. Молиться об усопшем надо не только в первые дни после кончины. Долг живых - молиться о душе усопшего постоянно, а особенно усердно - в памятные даты. Только наши молитвы могут спасти душу его.

К этому дню нужно завершить работы по установке постоянного памятника, ограды, замостить плиткой прилегающую территорию или посыпать её песком. В общем, навести порядок и облагородить могилу. Очень хорошо посадить многолетние цветы. Высадить деревья: хвойные, берёзу, или кустарники: калину, сирень, тую.

В годовщину обязательно до обеда надо посетить кладбище, отнести живые цветы. Зажечь свечу, прочитать молитвы. Можно пригласить священника провести службу на могиле, совершить чин литии .

Кто-то самостоятельно читает акафист и совершает литию, читают 17 кафизму. Попросите у покойного прощения и поблагодарите его за всё хорошее, что было и осталось в вашей жизни после него.

Что делать в этот день

Наступает первая годовщина со дня смерти. Что делать и как правильно всё организовать, ничего не упустив, - волнует каждого, кто с этим сталкивается. От нас зависит будущее вечной жизни покойного. Поминовение усопших по уставу православной церкви выглядит так:

Если поминки будут отмечать дома, накануне приготовьте зал. Расставьте фото с чёрной лентой, приготовьте для воспоминаний о покойном фотографии, видео и аудиозаписи, слайды. Разместите на столе живые цветы, подсвечники со свечами, чёрные ленты. Поставьте образы Спасителя и Богородицы, чтобы поминающие могли помолиться перед ними.

Если поминальный обед проводится в кафе, отнесите всё туда заранее, о траурном убранстве они позаботятся сами. За неделю пригласите на помин родных и близких друзей покойного, известите их о месте проведения обеда.

Продумайте и приготовьте вещи, которые раздадите пришедшим на память. Принято раздавать какие-то вещи покойного.

Существуют определённые обычаи на поминки 1 года, правила проведения . На поминальный стол приготовьте любимые покойным блюда. Лучше, если их будет чётное количество. Обычно поминальный обед на годовщину смерти меню дома состоит из самых простых блюд:

  • Борщ с мясом или рыбой.
  • Куриная или грибная лапша.
  • Мясное или рыбное блюдо.
  • Кисель, компот, морс, соки.
  • Пироги, пирожки, блины.
  • Мясные и рыбные нарезки, салаты, соленья.

Всё зависит от ваших возможностей . Главное - окружить любовью память о покойном, на поминах не надо скандалов, только тёплые воспоминания и хорошие слова. На столе поставьте тарелку для усопшего, а в неё - стакан с компотом, накрытый кусочком хлеба.

Перед началом поминального обеда кто-то из родственников должен прочитать 17 кафизму из псалтыри, можно чин литии. Желательно, чтобы поминающие до начала трапезы прочитали «Отче наш», а после каждой смены блюд читали: «Упокой, Господи, душу раба твоего (имя)». Важно помнить, что на поминах не пышность стола - главное, а молитва за усопшего, особенно усердная в памятные даты. Необходимо помолиться о душе усопшего и после окончания обеда .

После прочтения молитв поминать начинают с освящённой кутьи, которую готовят из пшеницы или риса. Зёрна, из которых готовят кутью, - символ начала новой жизни, возрождения, воскресения. Кутья на поминальном столе означает воскресение души, а сладости в ней - радость встречи в Царствии небесном.

Обязательны на поминальном столе и блины, обычно их подают с мёдом. Всё остальное - по желанию и возможностям тех, кто устраивает поминки.

Необходимо попросить прощения у усопшего за всё. За поминальным столом нужно поблагодарить покойного за то, что был в вашей жизни, за всё хорошее, предаться приятным воспоминаниям. Важно заранее продумать все слова на годовщину смерти, подготовить речь, чтоб потом от волнения не растеряться, когда будете говорить некролог. Многие заранее готовят поминальный стих на годовщину смерти, пишут сами или переписывают собственноручно готовый.

Очень важно поминать первую годовщину день в день, заранее нельзя. Почему? Ведь человек был ещё жив. Но бывают ситуации, когда с благословения священника приходится переносить помин на ближайшие выходные. Но в день годовщины обязательно посетите православную церковь, необходимо присутствовать лично на богослужениях, заказать поминовение усопшего, раздать милостыню, посетить кладбище, а позднее в выходные организовать поминки. И, конечно, не забывайте про ежегодный день поминовения усопших.