Как появился чай на руси. Как появился чай на Руси (11 фото)

Но, самое главное, новое, что пришло с Востока вместе с чаем как заваркой - это особое ритуальное действие, своего рода праздник. Причина популярности чая отчасти была именно в самой церемонии, правда, адаптированной к психологии русского человека.
Какое же оно настоящее русское чаепитие?
Восточная чайная церемония в своей основе направлена на само углубление человека, общение со своим внутренним миром. Она как бы вырывает его из будничной суеты. Способы самой заварки чая и его подачи на стол - это подготовка почвы для отстранения от всего суетного.
Русская же церемония чаепития направлена на получение абсолютно противоположного эффекта - объединения духовного мира людей, собранных за столом, раскрытия каждой отдельной души перед обществом, семьей, друзьями, получение новых знаний. Чаепитие создает условия для задушевного разговора.
За чашкой чая решались все семейные дела, заключались торговые сделки, велись дружеские беседы, возникали новые знакомства. Сердечность и простота - характерная черта русского чаепития. Атмосфера русского чайного действа была душевной и приятной.
Было замечено долгим жизненным опытом, что чай приводит человека в мирное, благодушное настроение. После чая человек делается как-то мягче, добрее. За чаем, при успокоительном шипении самовара, разные жизненные невзгоды представлялись менее обостренными, в более мягком свете, многие ссоры иногда совсем прекращались после нескольких стаканов чая.
Чай, а точнее способ его приготовления, идеально вписался в нашу ментальность: доброта, теплота и близость, - все это создало свою национальную традицию чаепития.
Душистый полезный чай с медом, молоком, сладостями смешивался с терпкими ароматами весеннего вечера и располагал к долгим задушевным беседам и решению - в том числе и деловых - вопросов.
В отличие от традиций Китая и Японии, в России ценилось не только качество приготовляемого напитка, но и выпечка и сладости, подаваемые к чаю. Бисквит, сухари "аглицкие", бриоши, булочки, калачи и к ним варенье клубничное, земляничное или малиновое. Мёд, колотый сахар, ватрушки, баранки, пряники, пироги, фрукты и ягоды были непременными атрибутами русского чаепития.
Чаепитие стало в России особой национальной традицией. Чай пили несколько раз в день. Именно с него день и начинался, будь то дворец в Царском Селе или провинциальная усадьба с ее размеренным и неторопливым бытом.
Москва в скором времени стала "чайной столицей" России, где с утра до вечера "гоняли чаи". Чай стал истинно московским напитком. Настоящий чай по мнению москвичей, должен быть очень горячим, хорошего сорта и обязательно крепким, густым, он должен "бежать по чашке тёмною струей". И лучше пить чай не внакладку, а вприкуску, чтобы не перебивать сахаром его настоящего вкуса.
По приказу Петра Первого в Москве на западный манер учредили аустерии - ресторации, где чаем с кренделями угощали даром. Но лишь тех посетителей, кто читал приносимую сюда первую русскую газету "Ведомости". В стране открываются чайные, вырабатывается чайный этикет, появляется особый вид приглашения в гости "на чай".
Долгое время чай оставался "городским напитком", причем, преимущественно московским. Даже в Петербург, где был открыт только один специализированный магазин, чай привозили из Москвы, где их было уже около ста.
А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой были ценителями и любителям чая и считали его напитком не только для тела, но и для души.
Чай широко используется в русских национальных праздниках, потребление чая остается отличительной русской чертой. И.Г.Коль пишет, что "чай является утренним и вечерним напитком русских, так же, как “Господи, помилуй! их утренней и вечерней молитвой". К. фон Шенкенберг упоминает в своем путеводителе чай как "повсеместно употребляемый и желанный напиток".

Впервые чай стали употреблять давным-давно. До сих пор в горах Китая растет кустарники дикого чая. Но кто именно додумался заваривать листья этого растения сейчас уже невозможно сказать. Тем не менее, в древних китайских письменных источниках указано, что более 5 000 лет назад, чай научились культивировать и выращивать на плантациях. Таким образом, с уверенностью можно сказать, что в Китае пили этот замечательный напиток уже более 5 тысячелетий назад.

В первую очередь чаепитие связано с древними национальными традициями разных стран. Многие народы, особенно восточные, считают чай продуктом первой необходимости, а для кого-то чай такой же не заменимый продукт как хлеб или рис (на Востоке).

Веками сложено влияние чая на дух и тело человека. Кроме этого, издавна этот напиток считают целебным и полезным, который спасает от «тьмы болезней». С конца прошлого века стало популярным вести здоровый образ жизни, что успешно соединилось с модой на экзотику, а восточные блюда и напитки всегда были экзотичными для европейского человека. В связи с этим сегодня особую популярность имеют зеленый чай, белый чай, чай мате, чай каркаде, которые являются традиционными восточными напитками.

С началом великих открытий, и европейцы узнали о чае. Но стоит отметить, что китайцы тщательно скрывали и способ заваривания напитка и даже само чайное растение.

В конце концов один англичанин, живший в Китае, фамилия которого, к сожалению, не дошла до наших дней, провел целое расследование, в результате которого ему удалось добыть несколько семян чайного куста. После этого англичане стали выращивать чай в Индии, которая в тот период была их колонией.

В России чай стал известен с XVII века. Его завозили караванными путями из Китая через Монголию в Сибирь. Несомненно, чай завоевал сердца русского народа, ведь специально для приготовления ароматного чая в России был изобретен самовар.

Сегодня чай стал неотъемлемой частью жизни. Заваривание чая, чаепитие в спокойной обстановке носят почти ритуальный характер. Веселые дружеские беседы во время чаепития способствуют хорошему настроению, рождают положительные эмоции и мысли.

Казалось бы, о чае сейчас известно все. И, тем не менее, найти полезную и интересную информацию о том, как правильно приготовить чайный напиток, и тем более о том, как его пить – редкость. Иной скажет, что это дело не сложное: взял кипяток и заварил чаек, на это уменья не надо. Мы же считаем, что это – глубочайшее заблуждение!

Насколько важно уметь правильно заваривать чай, видно хотя бы из того, что даже из чая низкого сорта при правильном заваривании и тщательном обращении с ним можно получить приятный и полезный напиток.

Исстари на Руси пили клюквенные да брусничные морсы, всевозможные квасы, а из горячих напитков - сбитень: медовый настой со зверобоем, корнем валерьяны, лавровым листом и другими специями. Как же азиатский чай завоевывал русскую душу?

Пришествие чая: лжесвидетельство номер один

Источники XVIII-XIX веков нередко приписывали «введение» чая на Руси все тому же Петру I. Но нет… Петр привез из Голландии самовар, и Петр привез привычку пить кофе. Но русские уже знали к тому времени о существовании чая и начали пить его задолго до воцарения - и не только пить, но и лечить им боли в желудке.

Пришествие чая: лжесвидетельсво номер два

В своей книге «Чай» историк кухни с говорящей фамилией Похлёбкин писал о том, что в России узнали о чае в 1567 году, после того как побывавшие в Китае казачьи атаманы Петров и Ялышев описали обычай его употребления в Азии и Юго-Восточной Сибири. Эта версия берет свое начало в трудах XIX века известного собирателя исторических документов Ивана Сахарова, который ссылается на древнюю рукопись. Однако современные историки в большинстве считают эту рукопись поддельной, а само «посольство Петрова и Ялышева» - вымышленным.

Чай на Руси

Первые достоверно зафиксированные контакты России с Китаем относятся к началу XVII века: экспедиции 1608 и 1615 годах были неудачны, и лишь в 1618 году отряд казака Ивана Петелина добрался до Китая. Как раз описание его путешествия легло в основу той самой старинной рукописи, рассказывающей о посольстве Петрова и Ялышева.

Китайцы передали Михаилу Фёдоровичу Романову несколько ящиков чая, который на царя не произвел впечатления. Спустя двадцать лет, в 1638 году, целых четыре пуда сухого чайного листа привез в Москву российский посол Василий Старков в качестве подарка монгольского Алтын-хана царю Михаилу Федоровичу. Но Михаил Федорович остался верен исконно русским напиткам, и к чаю остался равнодушным. Впрочем, сибиряки пили и уважали чай задолго до миссии Старкова. Привозили этот товар из Монголии и заваривали его они крепко.

Первые регулярные закупки

Не полюбив вкус чая, его оценили на Руси за целебные свойства: в 1665 году лекари посоветовали Алексею Михайловичу, «маявшемуся болями в животе», лечение чаем - государю полегчало, и государство стало регулярные закупать траву в Китае. Практически весь ввозимый из Китая чай поступал в Москву, где продавался наряду с прочими товарами и был, несмотря на дороговизну, достаточно широко доступен. К середине XVII века в Москве уже можно было купить до десяти сортов чая.

Самой слово «чай» на русском языке впервые встречается в медицинских текстах середины XVII века. Название, по всей видимости, заимствовано непосредственно из китайского языка, в котором (на кантонском диалекте) слова «ча» и «чаэ» обозначают, соответственно, «чай-напиток» и «чай-лист»).

Чай покоряет Россию

С этого момента чай, доставлявшийся в Россию посуху через Кяхту и Сибирь, стал основным товаром на Макарьевской (Нижегородской) ярмарке: с его перепродажи начинался очередной торговый сезон. Импорт чая удваивался каждые двадцать лет - и русские купцы стали открывать свои фабрики в Китае. Отечественная любовь к чаю поднимала целые индустрии: миллионы тульских самоваров, тысячи чайных сервизов из фарфора и фаянса, массовый чайный фарфор на любой вкус! К XIX веку цены на чай упали благодаря новым поставщикам - Индии и Цейлону и благодаря новым путям доставки - по железной дороге и по морю. Чай стал ежедневным массовым удовольствием для всех сословий.

Особенности русского чаепития

По статистике 1830-1840 годах, в тех районах, где росло потребление чая, падало потребление крепких спиртных напитков. А пили его в основном в городах, на территории Европейской России и Сибири. В то же время на Украине, в Среднем Поволжье, на Дону, равно как и в Белоруссии, чай был практически неизвестен. И если в Москве количество чайных магазинов превышало сотню, а количество чайных – три сотни, то в Петербурге до середины XIX века существовал всего один магазин на весь город.

В целом Россия всегда потребляла больше чёрного чая, чем зелёного, но до начала XIX века высококачественный зелёный чай составлял заметную долю в чайном импорте. В 1860-х - 1880-х гг. зеленый чай резко подскочил в цене и стал стоить в 6-10 раз дороже черного. На этом его поставки прекратились.

В Россию попадали также очень редкие китайские чаи, например, жёлтый китайский «императорский» чай, который китайцы продавали только русским и только за меха. В числе чёрных чаёв ввозились как ординарные сорта, так и дорогие «цветочные» (типсовые) чаи.

Дворяне пили высшие сорта китайского чая, дорогие и редкие, или же завезённый из Европы ароматизированный чай. Купечество предпочитало не столь дорогие, но дающие тёмный настой чаи; пили в большом количестве, но заваривали слабее, чем в дворянской среде. На чашках завода Ситегина в 60-е годы девятнадцатого века можно встретить надписи: «Кяхтенский чай и муромский калач - завтракает богач».

Обставили Англию

Во второй половине XIX века к районам, пьющим чай, присоединились такие сильные игроки как Одесса, Полтава, Харьков, Ростов, Оренбург, Самар, Уральск и Астрахань. Поэтому к началу XX века Россия стала лидером по абсолютному потреблению чая в мире (исключая Китай, по которому нет достоверных сведений о собственном потреблении чая в это время). Кстати в этом раунде мы оставили позади англичан. Да, и наша традиция пить чай разбавленным – «зов предков», в чьи времена чай был дорог и дефицитен.

История появления чая на Руси тесно связана с активным продвижением русских на восток, завоеванием Сибири, происходившим в конце 16 – начале 17 века. Казачьи экспедиции встречали на своем пути не только полудикие народы, охотников и оленеводов. Они приближались к границам огромной древней империи, родине пороха, бумаги и чая. Ответ на вопрос, откуда в России появился чай, не вызывает сомнений – полюбившийся нашему народу напиток пришел из Китая.

Старинный документ, который многие исследователи считают подделкой, рассказывает о казачьей экспедиции 1567 года. Атаманы Ялышев и Петров, побывавшие в Китае, описывают обычай заваривать для питья листья особого кустарника. Даже допуская правдивость сведений, нельзя начать отсчет истории чая на Руси с этого события, ведь диковинный напиток тогда никого не заинтересовал.

Большинство исследователей сходятся в том, что шествие чая по Руси государству началось в 1638 году. Именно тогда послы царя Михаила Федоровича побывали у правителя западных монгольских земель Алтын-хана. Богатые дары получил от них хан и по обычаю должен был ответить русскому царю не менее дорогими подарками. Вместе с соболиными шкурками и китайским шелком хан передал послу свертки, содержавшие около 64 килограммов сушеных листьев неизвестного русским растения (монголам чай был известен с 12 века). Послом выступал Василий Старков, сын томского боярина. Не сразу согласился он принять странную траву, боясь уронить честь своего государя. Однако монголам почти удалось убедить его в ценности подарка.

В 1639 году послы доставили в Москву дары монгольского хана. По некоторым источникам, царь пригласил бояр отведать присланный продукт. В сухом виде чайные листья не впечатлили русских вельмож, однако, расспросив послов, чай заварили как полагается. И самому правителю, и его приближенным понравился на вкус крепкий напиток. Но дальше дело не пошло, чай кончился, и о нем на время забыли.

В 1654 году в Китай с посольской миссией отправился Байков Федор Исакович. Целью поездки было установление дипломатических и торговых отношений с Поднебесной. Выполнить эту задачу Байкову не удалось, однако перед возвращением в Россию он закупил чайные листья, поскольку привык во время пребывания в Китае ежедневно пить бодрящий горячий напиток.

Распространение чая и возникновение чайных традиций

Следующее упоминание о чае относится к 1665 году. Документы сообщают, что именно горячим чаем лечился царь Алексей Михайлович от простуды. Лечение оказалось эффективным, слух о чудодейственной траве начал распространяться по Москве, где впервые и появился китайский чай. С этого момента можно говорить о растущей популярности напитка на территории России.

Первые документальные сведения о торговле чайными листьями на Руси относятся к 1674 году. Начинают налаживаться торговые связи с Китаем, московские купцы везут из Поднебесной шелк-сырец, жемчуг, краски, и, конечно же, чай. Он продается в московских аптеках в качестве лекарственного средства.

Еще одна дата, о которой стоит упомянуть – 1689 год. Именно тогда был заключен договор с Китаем, определявший границы государств и положивший начало регулярным торговым отношениям. Из России в Китай и обратно двинулись караваны, груженные ценными товарами – денежного оборота между странами на тот момент не существовало, торговля носила характер обмена. Русские купцы везли в Поднебесную империю дорогие меха, икру, золото. Возвращались караваны с грузом китайских тканей, чая и других товаров.

Продолжительность путешествия каравана от китайской границы до Москвы составляла несколько месяцев, что обусловило очень высокие цены на чай в этот период (конец 17 — первая половина 18 века).

Чайная торговля практически целиком находилась в руках московских купцов. Лишь очень богатые люди могли позволить себе покупку заграничного деликатеса. При этом настой чайного листа постепенно перестает восприниматься исключительно как лекарство, он становится излюбленным напитком знати и купечества, являясь своеобразным свидетельством достатка. Начинает формироваться особая, русская культура чаепития. Доступен чай в этот период преимущественно зажиточным горожанам , для периферии напиток остается малоизвестным.


Начало чайного «бума» в России

С 1728 года, когда был подписан так называемый Кяхтинский трактат между Россией и Китаем, торговля из караванной постепенно превращается в приграничную. Крошечный городок Кяхта на границе двух миров становится центром бурно развивающейся чайной торговли. Количество ввозимого на территорию России чайного листа стремительно растет.

По имеющимся данным, в 1811 году в страну было ввезено 80 000 пудов этого товара, а в 1820 году – свыше 100 000 пудов. Именно чай составлял 88% процентов всей российско-китайской торговли в тот период.

Пьют его не только москвичи. Напиток становится неотъемлемой частью культуры русского населения Сибири (сказывается соседство народов, для которых употребление чая давно стало ежедневной необходимостью, – монголов и китайцев). Большой популярностью пользуется он среди народов Поволжья, особенно у татар.

Отношение русских к напитку ясно отражается в дошедших до нас записях купца, датированных 1764 годом: «Чай – непременный продукт в нашей торговле с Китаем, мы привыкли к китайскому чаю, и от этой привычки уже не сможем отказаться».

Любопытно происхождение слов, обозначающих чай, в разных языках. В северных провинциях Китая, где закупали товар русские торговцы, он назывался «ча», отсюда и взяло свое начало русское имя для этого растения и напитка. В Европу же чайный лист доставлялся морским путем из южных районов Поднебесной, где его обозначали словом «те» — вот почему в европейских языках чай называют созвучным именем.


Чайная культура в России в 18-19 веке

Ближе к 19 веку чай перестал быть элитным напитком , доступным только богачам. Цена его снизилась, и напиток появился у простых людей. Чаепитие стало обязательным и любимым ритуалом как в светских гостиных, так и в крестьянских избах.

Употребление чая стремительно обрастало традициями – его пили с медом и с малиной, с традиционной сладкой выпечкой. Чаепитие прочно вошло в обычай приема гостей. В России принято заваривать чай в специальных небольших чайниках, а после разбавлять крепкий настой кипятком. Это специфический русский способ приготовления напитка, который появился как один из вариантов экономить ценные листья.

Свидетельства широкого распространения чайных традиций в России обнаруживаются и в записках европейских путешественников: «Русские, даже самые бедные, имеют дома чайник и медный самовар и по утрам и вечерам пьют чай в кругу семьи… Деревенская простота жилища образует разительный контраст с изящным и тонким напитком , который в нем пьют» — пишет Астольф де Кюстюн, посетивший Россию во времена правления Николая I.

Распространение чая в России не только навсегда отпечаталось в русской культуре и традициях, оно дало толчок к развитию новых видов промышленного производства. Так, в середине 18 века в стране начато производство первых самоваров, ставших одним из самых колоритных и узнаваемых символов российского быта. Следом за самоварами получило развитие производство особого, уникального русского фарфора, предназначенного большей частью именно для традиционного ритуала чаепития.

Современная жизнь россиянина немыслима без ежедневного употребления чая. Этот продукт уже несколько столетий неотделим от русской культуры и традиций гостеприимства.

Итак, как же появился чай на Руси? И как сформировалась особая традиция русского чаепития, уникальная во всем мире?

Появление чая на Руси - особенное явление для всей русской истории.

А знаете ли вы, что на Руси чай попробовали раньше, чем в Англии и Голландии?

В правление Ивана Грозного, в 1567 году, казачьи атаманы Петров и Ялышев, побывав в Китайской Империи, слагали небывалые похвалы вкусному местному напитку китайцев, называя его "китайской травой".

В западной же Руси чай впервые отведали в 1618 году, когда китайский посол подарил царю Михаилу Федоровичу, первому из Романовых, несколько сундуков чая. Но это скромное начало чайной истории на Руси вскоре забылось.

В далеком 1638 году монгольский хан Алтан Кучкун принимал в гостях русского посла, бояринова сына Василия Старкова, который прибыл к нему из Москвы с дорогими подарками. По душе монгольскому правителю пришлись дорогие соболя, золото, сукно и дикий мед. И в долгу он не остался - московскому царю отправил в подарок богатый караван, который вез ответные дары.

Среди знаменитых монгольских атласов и мехов лежали свертки с сухими листьями - четыре пуда чая, ценою в 100 соболей или, по тогдашним ценам, в 30 рублей. Посол Старков отказывался брать неизвестную ему сушеную траву, боясь гнева государева. Просил заменить ее мехами или драгоценными камнями, но хан настоял на своем. Дипломатические соображения пересилили, и московские послы были принуждены везти этот "негодный товар" в подарок царю.

В Москве царь Михаил Федорович повелел боярам испробовать заморской травы, присланной Алтын-ханом в подарок. Бояре собрались на совет и спустя три часа пришли к государю с докладом: "Пробовали всяко - трава жесткая, плохо жуется, на вкус горькая." Думал даже царь на хана обидеться - мыслимо ли дело: он хану в дар соболей дорогих отсылал, а тот в ответ горькую траву пожаловал.

К счастью, расспросил царь у посланника своего, что хан с травою делал. "Не знаем, листья какого дерева или травы, но варят их в воде" - отчитался посол Старков перед государем.

Тогда царь Михаил Федорович пригласил бояр на дегустацию заваренного чая, и, испробовав его, поминал ханский подарок только добрыми словами. А все сидевшие за столом бояре были очарованы ароматным бодрящим напитком.

Однако скоро присланные Алтын-ханом четыре пуда чая закончились, и вкус чая в Москве стали забывать.

Вспомнили о чае как о целебном напитке только в 1665 году, когда царь, уже Алексей Михайлович, вдруг занемог желудком. Незадолго до того русский посол Иван Перфильев вновь привез из Китая чай.

Прежде чем напоить царя, придворный лекарь Самойло Каллинс с дрожью в коленях сам отведал того зелья. Наконец Каллинс дал заключение, гласившее, что "питие это доброе" и царю давать можно. Царю полегчало, и чайный напиток произвел на него впечатление.

Слух об "изрядном лекарстве", спасшем царскую особу, быстро распространился, и чай стал использоваться как целебный напиток. Было замечено, что он "освежает и очищает кровь", снимает похмелье, а также "отвращает от сна" во время долгих церковных служб и от утомительного сидения в Думе боярской.

И уже когда монгольский хан приехал на праздничную церемонию в Москву, чай занял почетное место на русском столе и получил достойную оценку. С той поры чай стал входить в моду.

В 1679 году был заключен первый договор с Китаем о поставках в Россию "сушеной китайской травы". Регулярная караванная торговля чаем между странами началась с 1689 года.

Путь чая из Китая в Россию был назван "Великим чайным путем" - это часть Сибирского тракта - старинного сухопутного транспортного пути из Китая до западной России. Путешествие было не из легких: около 11 000 верст занимали 16 месяцев пути.

Высушенные чайные листья доставлялись из Северных провинций Китая, где их называли "ча-э". Отсюда пошло русское название напитка - чай. В Европу же чай попал морским путем из Южного Китая, где его название произносилось иначе - "те-е", поэтому в большинстве европейских языков так оно и звучит.

Дюма-отец, автор кулинарного словаря, писал: "Лучший чай пьют в Санкт-Петербурге и в целом по всей России", и объяснял это тем, что чай чрезвычайно страдает от длительных морских перевозок и из всех европейских стран только Россия может ввозить чай по суше прямо из Китая. И долгие годы именно "чай из каравана" ценился выше, чем привезенный по морю, потому как перевозка чая в сырых и затхлых трюмах кораблей не позволяла сохранить его качество.

В Китае русских купцов особенно ценили. Поэтому Руси предлагались только самые высококачественные сорта, и даже императорские, эксклюзивные, хотя стоили они бешеных денег - примерно в десять раз дороже европейских. Самые элитарные чайные сорта доставлялись на территорию Руси, минуя западных соседей.

Наши далекие предки высоко ценили чай зеленый, желтый и белый, близкие по характеристикам. И не только как заморскую диковинку или бодрящее зелье. Из стародавних записей следует, что его использовали при лечении головокружений, отеков, лихорадки, малокровия, а знатные красавицы этим чаем умывались.

Чай на Руси в народе

Простолюдины же по-прежнему пили сбитень, квас, питный мед, заваривали липовый цвет, травяные отвары и иван-чай. А чай оставался привилегией высшего аристократического общества. Известно, что в XVII веке чай в России пили лишь знатные бояре, в XVIII - дворяне и купцы. Производился бартерный обмен на меха.

"Караванный путь" оставался единственным для чайных поставок вплоть до открытия в 1880 году первых участков Транссибирской железнодорожной магистрали.

И только в XIX веке чай смогли пить все жители Руси, когда появился менее ценный напиток из Индии и с Цейлона, потом совсем дешевые грузинский и краснодарский. Понятное дело, бедным сословиям и чай доставался гораздо худшего качества, нежели богачам.

Спустя десять лет почти каждый житель Московии пил чай ежедневно, или, по крайней мере, довольно-таки часто. В Москве же можно было приобрести практически дюжину разных сортов.

К середине XIX века чай получил распространение по всей Российской Империи и, перевозимый от рынка к рынку, достиг даже самых отдаленных ее деревушек и стал русским национальным напитком.

К концу XIX в. Россия, как и Англия, окончательно становится чайным государством. При всем ее политическом отличии от Англии и при обоюдно враждебном настроении обеих стран в сфере восточной политики они сливаются в общей трогательной симпатии к чаю. По этому поводу один русский дипломат заметил: "Чем объяснить эти желудочные симпатии двух политических недругов? Я не решаюсь судить, но замечу, что в явлении этом есть сторона утешительная".

Русское чаепитие

Но, самое главное, новое, что пришло с Востока вместе с чаем как заваркой - это особое ритуальное действие, своего рода праздник. Причина популярности чая отчасти была именно в самой церемонии, правда, адаптированной к психологии русского человека.

Какое же оно настоящее русское чаепитие?

Восточная чайная церемония в своей основе направлена на само углубление человека, общение со своим внутренним миром. Она как бы вырывает его из будничной суеты. Способы самой заварки чая и его подачи на стол - это подготовка почвы для отстранения от всего суетного.

Русская же церемония чаепития направлена на получение абсолютно противоположного эффекта - объединения духовного мира людей, собранных за столом, раскрытия каждой отдельной души перед обществом, семьей, друзьями, получение новых знаний. Чаепитие создает условия для задушевного разговора.

За чашкой чая решались все семейные дела, заключались торговые сделки, велись дружеские беседы, возникали новые знакомства. Сердечность и простота - характерная черта русского чаепития. Атмосфера русского чайного действа была душевной и приятной.

Было замечено долгим жизненным опытом, что чай приводит человека в мирное, благодушное настроение. После чая человек делается как-то мягче, добрее. За чаем, при успокоительном шипении самовара, разные жизненные невзгоды представлись менее обостренными, в более мягком свете, многие ссоры иногда совсем прекращались после нескольких стаканов чая.

Чай, а точнее способ его приготовления, идеально вписался в нашу ментальность: доброта, теплота и близость, - все это создало свою национальную традицию чаепития.

Душистый полезный чай с медом, молоком, сладостями смешивался с терпкими ароматами весеннего вечера и располагал к долгим задушевным беседам и решению - в том числе и деловых - вопросов.

В отличие от традиций Китая и Японии, в России ценилось не только качество приготовляемого напитка, но и выпечка и сладости, подаваемые к чаю. Бисквит, сухари "англицкие", бриоши, булочки, калачи и к ним варенье клубничное, земляничное или малиновое. Мёд, колотый сахар, ватрушки, баранки, пряники, пироги, фрукты и ягоды были непременными атрибутами русского чаепития.

Чаепитие стало в России особой национальной традицией. Чай пили несколько раз в день. Именно с него день и начинался, будь то дворец в Царском Селе или провинциальная усадьба с ее размеренным и неторопливым бытом.

Москва в скором времени стала "чайной столицей" России, где с утра до вечера "гоняли чаи". Чай стал истинно московским напитком. Настоящий чай по мнению москвичей, должен быть очень горячим, хорошего сорта и обязательно крепким, густым, он должен "бежать по чашке тёмною струей". И лучше пить чай не внакладку, а вприкуску, чтобы не перебивать сахаром его настоящего вкуса.

По приказу Петра Первого в Москве на западный манер учредили аустерии - ресторации, где чаем с кренделями угощали даром. Но лишь тех посетителей, кто читал приносимую сюда первую русскую газету "Ведомости". В стране открываются чайные, вырабатывается чайный этикет, появляется особый вид приглашения в гости "на чай".

Долгое время чай оставался "городским напитком", причем, преимущественно московским. Даже в Петербург, где был открыт только один специализированный магазин, чай привозили из Москвы, где их было уже около ста.

А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой были ценителями и любителям чая и считали его напитком не только для тела, но и для души.

Чай широко используется в русских национальных праздниках, потребление чая остается отличительной русской чертой. И.Г.Коль пишет, что "чай является утренним и вечерним напитком русских, так же, как “Господи, помилуй! их утренней и вечерней молитвой". К. фон Шенкенберг упоминает в своем путеводителе чай как "повсеместно употребляемый и желанный напиток".

Русский самовар

Чуть позднее было налажено производство специальных чайников для заварки, а через столетие после ввоза чая появился и первый на Руси самовар.

Само слово "самовар" не имеет аналогов в других языках, оно заимствовано из русского языка.

Кипяток, заваренный в нем, действительно получался вкуснее, а заваренный на его "верхушке" чай лучше распаривался.

"В четыре часа по всему Замоскворечью слышен ропот самоваров; - пишет Островский, - Если это летом, то в домах открываются все окна для прохлады, у открытого окна вокруг кипящего самовара составляются семейные картины..."

Подавали чай на стол парами. Такая пара состояла из небольшого чайника с заваркой, который устанавливали на самовар. Такой способ подачи чая - чисто русское изобретение.

Самовар становится непременным атрибутом каждого русского дома и главным участником русского чайного застолья. Никакое русское застолье не проходит без самовара и крепкого ароматного чая.

Из самоваров чай разливался в блюдца или чашки. В мещанских и купеческих семьях позволено было подавать чашки с горячим чаем на глубоких блюдцах, из которых его и пили вприкуску с сахаром или вареньем, держа блюдце в ладони с особым, показным шиком.

Для дворянской культуры чаепития было характерно употребление чая на английский манер, создавая целое красивое представление с умными беседами и обменом любезностями.

Чаевые на Руси

Распространение чаепития в России сопровождалось очень характерным явлением, какого в других странах не замечалось. По всей Руси великой вошло в обычай просить при каждом удобном случае "на чай, на чаек", и лишь немного оставалось местностей, где еще по старинному просили "на водку".

Выражение "на водку" заменилось более деликатной просьбой "на чай", и сложилась поговорка "ныне и пьяница не просит на водку, а все на чай". Термин "дать на чай" стал общим для всей России.

Впрочем, А. фон Гакстгаузен, путешествовавший по России в 1840-х гг., писал по этому поводу следующее: "Петербуржец, уже захваченный европейской культурой, шепотом просит на чай, москвич же честно просит на водку".

Чай для русского человека

Конец 19 столетия оставил свой след в истории распространения чая появлением первой в России фальсификации чая. Его изготавливали купцы, а потребителями были, в основном, беднейшие сословия, которые не могли правильно оценить качество и вкус чая и довольствовались тем, что было.

Чай не знает социальных различий - он любим и в великосветских салонах Петербурга, и в деревенской избе, топившейся по-черному. Его пьют в трактирах Мещанской слободы и в фешенебельных ресторанах. Чаепитие в России - нечто большее, чем просто застольная традиция - это образ жизни, черта национального характера, символ хлебосольства и гостеприимства.

Все достоинства чая и сами чаепития делали жизнь русского человека более сносной, настроение - более оптимистичным, помогали и без того терпеливому русскому народу легче переносить разные житейские испытания и невзгоды.

За верность старинному чину!
За то, чтобы жить не спеша!
Авось, и распарит кручину
Хлебнувшая чаю душа!

А. Блок