Открытый урок конспект по соленому тесту. Конспект занятия по лепке из соленого теста в старшей группе детского сада

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Из истории о тестопластике Когда-то давным-давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепешки из муки и воды и обжигать их на раскаленных камнях. Из теста выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия. Изготовление теста из муки, соли и воды является старинным обычаем и применялось для выполнения фигурок из народных сказаний и в религиозных целях. Еще древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для преклонения перед своими божествами.

Из истории о тестопластике В Германии и Скандинавии издавна было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в проеме окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благоденствие.

Из истории о тестопластике В странах Восточной Европы популярны большие картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашиваются и имеют обычный для выпечки цвет, что считается особенно привлекательным.

Из истории о тестопластике В Греции и Испании во время торжеств в честь Богоматери на алтарь кладут великолепные хлебные венки, украшенные пышными орнаментами. Даже в далеком Эквадоре мастера художественных промыслов делали поделки из яркоокрашенного теста. У индейцев такие фигурки из теста раньше имели символический или мистический смысл. В Китае начиная с 17 века делали марионетки из теста. В Гималаях используют деревянные формы для жертвенных культовых фигур из ячменной муки.

Из истории о тестопластике Когда главным символом рождества стала елка, бедные люди изготавливали из хлебного теста рождественские украшения. Для сохранения украшений от поедания мышами и насекомыми в тесто добавляли большое количество соли. Так возникло соленое тесто. Во время Первой и Второй мировых войн искусство изготовления соленого теста было утеряно, поскольку не хватало материала. В наше время эта древняя традиция начала возрождаться. В последние двадцать лет оно вызывает все больший интерес, с каждым годом расширяя круг своих поклонников.

Из истории о тестопластике Хотя поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. На Руси фигурки из этого материала дарили на Новый год в знак благополучия, плодородия, сытости. Еще в те времена, когда на Руси Новый год праздновали 1 сентября, а заодно и свадьбы играли, было принято дарить фигурки из соленого теста. А украшали их росписью, характерной для той местности, где жили наши предки. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, - символ богатства и благополучия в семье. И хлеб с солью будут всегда на столе. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто -"хлебосол". Возрождение этой старой народной традиции расширило применение соленого теста. Оно оказалось прекрасным материалом для детского творчества.

Набор инструментов Маленькая скалочка Противень или дощечка Баночка с водой Кисточка для смачивания теста Ситечко Чесноковыжималка Фольга Стеки Кондитерские формочки…

Рецепты Классический рецепт: Мука – 300 г (2 чашки) Соль – 300 г (1 чашка) Вода – 200 г (200мл). *********************** Твердое тесто для изразцов: 200 г муки 400 г соли 1 ст. ложка клея ПВА ************************ Тесто для утонченной обработки: 200 г муки 200 г соли 100 г крахмала 150 мл воды 1 ст. ложка ПВА

Приёмы лепки

Создание фактуры поверхности

Способы сушки Воздушная сушка Сушка в духовке

Окрашивание Цветное тесто при замешивании Окрашивание готовых изделий красками

Творческая композиция « Подставки под яйца » Замешиваем соленое тесто: 200 г муки 200 г соли 100 г крахмала 150 мл воды 1 ст. ложка ПВА 2. Раскатываем пласт толщиной около 0.8см и вырезаем листик.

Творческая композиция « Подставки под яйца » 3 . Дальше надо вырезать 2 цветочка, положить один на другой и вырезать отверстие для яйца. 4. Теперь собираем все вместе, для украшения мы посадили рядом еще божью коровку)))

Творческая композиция « Подставки под яйца » 5. Сушим, красим, покрываем лаком. Лак использовали Уреплен (его используют на предприятиях пищевой промышленности). 6. Готово, используем по назначению)))))

Понравилось, интересно? Попробуйте свои силы в лепке из солёного теста, Желаем успеха!

Спасибо за внимание! Презентацию подготовила: Краснова Елена А. Воспитатель старшей группы СРЦ «РОДНИК» г. Раменское

Предварительный просмотр:

Занятие Реабилитационная программа СРЦ «РОДНИК»

Тема урока : «Подставка для яйца»

Вид занятия: изготовление поделки из соленого теста к празднику «Пасхи».

Цели и задачи:

  1. Ознакомиться с историй возникновения тестопластики в России и странах мира;
  2. Определиться с выбором рецепта приготовления теста для лепки;
  3. Продумать вид изделий;
  4. Изготовить изделие из соленого теста в технике тестопластики.

Оборудование и материалы: Презентация на ПК, соленое тесто, стеки, кисточки, скалка, формочки, фольга, картон.

С раннего детства нас радуют подарки. Это мячи, мягкие игрушки, настольные игры и поделки, сделанные своими руками. Однажды на занятие я принесла соленое тесто для лепки.

Работать с тестом нам так понравилось, что мы решили сами научиться делать соленое тесто.

На занятии мы лепили поделки к 8 Марта, потом, когда они высохли, красили их гуашью, некоторые делали сразу из цветного теста.

Старинный русский народный промысел – лепка из соленого теста – упоминается в летописях уже в ХII веке. Центром промысел является Русский Север, Архангельская область. Фигурки из соленого теста были не простыми игрушками, они играли магическую, ритуальную роль – служили оберегами.

«Дарю вам мукосол, чтобы были хлеб да соль, чтобы было в доме изобилие», - так говорили в праздники в северных русских деревнях, даря произведения из соленого теста.

Мукосол - это не только забавные фигурки из соленого теста на холсте или в самостоятельной композиции, это обереги наших домов еще с доисторических времен. Считалось, что любая такая поделка, находящаяся в доме – символ богатства, благополучия и достатка в семье.

Планирование работы:

Сегодня, работая с соленым тестом, многие придумывают удивительно красивые названия – тестопластика, биокерамика и даже, мукосолька! Но как не называй – результат, порой, превосходит все наши ожидания! Рождение шедевра из соленого теста – это всегда событие!

Сегодня мы будем делать «Подставки под яйца из соленого теста»

Просто, ОЧЕНЬ ПРОСТО, а итог замечательный)))
Итак,


1. Замешиваем соленое тесто(мука, соль, вода, 1:1:0.125).
2. Раскатываем пласт толщиной около 0.8см и вырезаем листик.



5. Сушим, красим, покрываем лаком. Лак использовали Уреплен (его используют на предприятиях пищевой промышленности).


  1. Готово, используем по назначению)))))

Хотя поделки из соленого теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому, что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Соленое тесто – материал – экологически чистый, безвредный, практически не оставляет грязи, приятен для рук и дает такие возможности при лепке, которых нет при работе с пластилином или другими мягкими материалами.


Занятие в кружке "Соленое тесто"

Клочкова Светлана Викторовна, педагог дополнительного образования, руководитель кружка «Соленое тесто».
Тема занятия: «Приди, весна красная»
Цель занятия: знакомство с обрядом встречи весны через изготовление птицы-жаворонка из соленого теста.
Задачи:
формировать и развивать умения детей лепить из соленого теста;
развивать творческие способности, моторику мелких мышц рук, словарный запас учащихся;
воспитывать уважительное отношение к обычаям и традициям предков, трудолюбие, аккуратность.

Оборудование: стек, кисти, баночка для воды, краски, фольга, шаблоны, дощечки, образец объекта труда, выставка работ из соленого теста, выпечка, компьютер, экран, медиапроектор.
Ход занятия.
1. Организация класса.
2. Сообщение темы и задач занятия.
Учитель: Дорогие ребята! Сегодня у нас необычное занятие называется оно "Приди, весна красная!" А почему оно необычное? Посмотрите в окно, вспомните какое время года наступило? Весна! Мы всегда ждем ее с нетерпением. Но робки и неуверенны бывают ее первые шаги: то и дело зима дает знать о себе, не желая расставаться с былым могуществом. Мы постараемся сегодня на занятие слепить сказочную птицу, для того чтобы приблизить радостную пору весеннего обновления жизни, чтобы совершить обряд закликания весны.

3. Новая тема.
а) Вступительное слово учителя.
Приди, весна красная,
Приди, весна, с радостью,
С великой милостью,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным.
На нашем столе недаром лежат пироги, блины, а еще с ними же лежат поделки.

Как вы думаете, что их объединяет? (мука, тесто) Правильно.
В честь Весны из года в год устраивались праздники, торжественные встречи, которые сохранились и в наши дни. В масленичную неделю пекут блины - олицетворение солнышка, ими встречают весну, провожают зиму.
9 марта с давних времен считается днем прилета птиц - жаворонков. Раньше в этот день детишки в деревне собирались гурьбой, приносили с собой птиц - куличков, испеченных из теста, привязывали их к высоким палкам и, размахивая ими, кликали, звали Весну.

б) Практическая часть.
Для того чтобы совершить обряд закликания весны нужно слепить птичку-жаворонка (показ образца).

Перед детьми лежат дощечки с раскатанным тестом, шаблоны, стек, баночка с водой, кисточки, краски.
Инструктаж детей учителем по лепке птицы.
Ребята, сейчас мы с вами будем лепить птичку. У вас на партах тесто. Одна часть теста раскатана, по шаблону при помощи стека из него вырежете детали птицы - хвост и крылья. После чего переместим его на фольгу. Возьмите вторую часть тесто в руки. Помнем его. Ощутим его теплоту, нежность, пластичность. Из второй части теста мы сделаем остальные части птицы - голову, туловище и другие мелкие детали. Все детали между собой мы склеим при помощи воды и кисточки. И оставим сохнуть.
Инструкция по технике безопасности.
1.Ноги должны твердо опираться всей подошвой об пол, так как при другом положении ног нарушается кровообращение.
2.Корпус нужно держать прямо или слегка наклонить вперед.
3.Голову слегка наклонить вперед.
4.Нельзя опираться грудью на стол.
5.Руки должны быть согнуты в локтях и отставать от корпуса более чем на 10 см.
6.При работе не следует ставить локти на стол.
7.Расстояние от глаз до изделия или детали должно быть в среднем 30 см.
8.В процессе работы следует периодически менять положение корпуса (из слегка согнутого к выпрямленному и обратно).
9.При работе с соленым тестом избегайте попадания крошек и рук в глаза.
10. Надевайте спецодежду.
11. Перед работой наложите на порезы и царапины повязку или лейкопластырь.
Во время лепки мы будем слушать музыку П.И. Чайковского "Песня жаворонка", в ней он передал необыкновенную трель этой удивительной птички.
Самостоятельная работа учащихся. Звучит музыка П.И. Чайковского "Песня жаворонка"
Текущий инструктаж учителя и помощь учащимся.
Дополнительная информация для детей.
И поделки из соленого теста, ребята, очень древняя традиция. На Руси еще в IX веке пекли пряники, которые назывались медовым хлебом. Их изготавливали для всех праздников самой разной величины и формы в виде забавных фигурок. Но, конечно, изделия приготовленные из обычного теста долго не могли храниться, поэтому и придумали соленое тесто. Из этого теста они хранятся долго и служат украшением домашнего быта.

в) Анализ работ учащихся.
- Сейчас я всех попрошу выйти со своими птицами ко мне. Наконец дело дошло до нашего обряда о котором мы говорили в самом начале урока. Давайте вытянем свои ручки с птичками к солнышку и проговорим закличку.
Жавороночки-полетовочки,
Прилетите к нам,
Принесите нам
Весну красную,
Лету теплую!
Нам зима надоела,
Весь хлеб у нас поела,
Всю скотинку поморила.
Мне хотелось бы сказать и об особенностях встречи весны наших предков - мордвы. Особую группу мордовских обрядовых песен составляют произведения весенне-летнего цикла: песни, посвященные призыву весны, масленичные, великопостные, Вербного воскресенья, а также песни, посвященные проводам весны.
У мордовского народа этот цикл начинается 1 марта и продолжается до Петрова дня. Выпекались пироги в виде ласточек, в некоторых районах в виде жаворонков.
В момент обрядового моления их поднимали на крыши домов, сараев и заклинали приход весны пением веснянок. По утверждению мордовского ученого М.Е. Евсевьева, большая часть этих песен-веснянок пелось по вечерам молодежью, главным образом девушками.
Таким образом дети своими песнями веселили всю деревню, после чего съедали испеченных птичек, а «головы» оставляли мамам, чтобы «уродился высокий лен». Была примета – как высоко жаворонок летал – таким высоким в этом году будет лён. Какова голова у птички – таким головастым будет лён. Иногда в тесто печенья клали какие-нибудь предметы: монету, кольцо, пуговицу, сладости. По попавшемуся предмету гадали о будущем: кольцо обозначало свадьбу, монета – достаток, пуговица – счастье, сладкое - удачный год, зерно - светлая голова. Давайте и мы с вами испытаем свою судьбу на этот год. Откусите испеченного жаворонка и посмотрите, кому что досталось.
4. Рефлексия.
Какие красивые работы из соленого теста у вас получились. Сразу видно, что вы очень старались.
- Ребята, вам понравилось работать с соленым тестом?
- Что вы узнали сегодня нового из нашего занятия?
Мне очень понравилось наше занятие. Вы все очень дружно и организованно сегодня работали. Мы успели, и попеть, и полепить, и ознакомились обрядом зазывания весны. Мне бы очень хотелось, чтобы вы всегда на занятиях были такие дружные и все успевали.

Конспект урока

Учитель: Бахтигузина Румия Ряшитовна

Образовательное учреждение МКОУ «Маляевская ООШ» Ленинского района Волгоградской области

Предмет: технология

Тема урока: "Изготовление сувениров из соленого теста»"

Цели урока:

1. Обучающая: расширить кругозор учащихся по истории лепки сувениров из солёного теста, ознакомить учащихся с современными материалами, инструментами и приспособлениями при выполнении сувениров из соленого теста, новым рабочим приемам.

2. Развивающая : развивать у учащихся наглядно-образное мышление; развивать моторику рук, познавательный интерес, работать с дополнительной литературой и другими источниками информации.

3.Воспитательная: воспитывать культуру труда, содействовать воспитанию эстетического вкуса, повышать интерес к народно - прикладному искусству, совершенствовать навыки общения.

Форма урока – рассказ, беседа, практическая работа

Методы обучения – объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, беседа, самостоятельная работа.

Тип урока – комбинированный.

Объект работы : соленое тесто.

Наглядно-иллюстрированный материал : образцы с поделками и сувенирами из соленого теста, технологическая последовательность изготовления теста и сувениров.

Средства обучения (оборудование, инструменты, материалы): компьютер, поектор, ножницы, деревянный стек, валик, гуашь, шаблоны, мука, соль, масло, вода, миска.

Профориентация : профессия декоратор, художника-дизайнер.

Практическая работа: изготовление цветов из солёного теста

Этапы урока:

I . Организационный момент.

II . Изучение нового материала.

III . Практическая работа.

IV . Физминутка для рук и глаз.

V . Рефлексия, закрепление нового материала.

VI . Подведение итогов урока.

Ход урока.

I . Организационный момент.

1. Приветствие, контроль посещаемости.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

II . Изучение нового материала.

Словесно-иллюстративный рассказ.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы познакомимся с приемами работы с соленым тестом, научимся изготавливать сувениры и разукрашивать их. Девизом нашего урока будет пословица: «Рукам работа – душе праздник!»

Поделки из солёного теста - очень древняя традиция. Когда-то давным-давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепёшки из муки и воды и обжигать их на раскалённых камнях. Потом в Вавилоне появились печи для хлеба, и на смену хлебным лепёшкам пришли караваи. Древние египтяне приблизительно 5 тысяч лет назад знали много рецептов теста и выпекали уже 30 различных сортов хлеба.

Древние инки лепили из теста фигуры людей и животных, а затем приносили их в жертву богам.

В Европе в древности фигурный хлеб из дрожжевого теста делали только руками, без вспомогательных инструментов.

На Руси ещё IХ веке пекли пряники, которые назывались медовым хлебом. Их изготовляли для всех праздников самой разной величины и формы, в виде забавных фигурок. В Егорьев день (23 апреля)-день первого выгона скота и лошадей пекли «козули»-сделанные из ржаного теста.

Из теста выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия.

В Китае, начиная с ХVII века, делали марионетки из теста. Один из художественных народных промыслов Эквадора - поделки из ярко окрашенного теста.

В Греции традиционно пекут великолепные хлебные венки, отделанные пышными орнаментами.

В Польше, Чехии, Словении очень популярны картины из теста.

Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки: оно очень эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны, а работа с солёным тестом доставляет удовольствие и радость.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА

Помещение, отводимое для занятий должно отвечать санитарно-гигиеническим требованиям:

Должно быть сухим, светлым, тёплым;

С естественным доступом воздуха;

Хорошо налаженной вентиляцией

По площади достаточной для проведения занятий в составе 15-20 человек;

Расстояние от глаз до работы должно составлять 35-40 см;

Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула;

До и после работы тщательно мыть руки с мылом.


ИНСТРУКТАЖ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ

При работе с режущими колющими предметами быть внимательными, хранить их в специально отведённом месте. Ножницы класть справа, лезвия должны быть сомкнуты, кольцами к себе. Передавать ножницы кольцами вперёд.

При сушке, если используется духовой шкаф проверить его исправность, включать и выключать духовой шкаф только сухими руками, соблюдать температурный режим.

МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ

1.Мука. Для приготовления солёного теста используется пшеничная и ржаная мука. Но в тесте из ржаной муки образуется больше пор, его труднее сушить, в лепке оно более твёрдое.

2.Соль. Перебор соли может сделать тесто хрупким и ломким, что ведёт к образованию трещин на изделии. Соль можно использовать любую. Но лучше всего подходит соль «Экстра» мелкого помола.

3.Вода. При замесе теста используется холодная вода.

4.Природный материал. Чёрный и душистый перец, гвоздика, фасоль, семечки кукурузы, яблок, подсолнечника используют для украшения изделий и изготовления глаз, носиков, плодоножек и т.д.

5.Шаблоны. Шаблоны надо делать из картона с водонепроницаемым покрытием.

6.Гуашь или акварельные краски.

7.Скалка или валик для раскатывания теста.

8.Деревянный стек.

9.Маникюрные ножницы.

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ ИЗ СОЛЁНОГО ТЕСТА

1.Замес теста.

Рецепт приготовления теста: 2части муки (200г.); 1часть мелкой соли(200г.);3/4части воды (около 125мл.) воды. При приготовлении теста его необходимо хорошо вымесить, чтобы оно стало эластичным. Эластичность теста можно достичь, добавив при замешивании 1-2 чайной ложки растительного масла. Тесто может быть крутым или мягким в зависимости от количества воды и муки. Если во время вымешивания тесто крошится, добавьте немного воды, если прилипает к рукам - муки.

2.Изготовление цветов

Раскатать тесто толщиной 0,5-1см и вырезать по шаблону лепестки. Из лепестков одинаковой величины можно составить цветок, соединив их вместе в центре.

3. Изготовление роз

Тесто раскатать и вырезать из него маленькие кружки. Из одного кружка скатать маленький центральный лепесток.

Вокруг центрального лепестка, накладывая друг на друга, расположить оставшиеся лепестки, отгибая верхние края.

4.Изготовление объёмных фигурок

Изготовление фигурок людей.

Изготовление фигурок начинается с туловища, которое лепят в форме конуса. Нижнюю часть конуса разрезают пополам, чтобы сделать ножки. Для головы скатать из теста шарик. Там где туловище будет соединяться, с головой воткнуть спичку. Руки лепят с расширением от плеча к запястью, чтобы получились рукава одежды. Ступни слепить из двух одинаковых шариков, в нижней трети ступни стекой сделать засечку, затем переднюю часть слегка загнуть кверху, а заднюю насадить на спичку. Когда туловище, голова, руки и ноги сделаны, фигуру можно одеть.

Одежду для фигуры вырезаем по шаблонам. Тесто для одежды фигурок не должно быть слишком мягким, иначе не лягут складки и отвороты.

7.Изготовление композиций

Из маленьких камушков и веточек, засушенных цветов в сочетании с фигурками из солёного теста могут быть составлены изящные картины.

Композиции из природного материала, будут долго радовать вас или того, кому вы их подарите.

Сушка изделий

Существует несколько способов сушки:

    Воздушная сушка

Изделия сушат на воздухе, из расчёта на 1 мм толщины изделия требуется 1 день сушки. Готовое для просушки изделие кладётся на освещённое солнцем место. При не достатке солнечного света объемное изделие деформируется. Воздушная сушка занимает много времени, зато не требует расходов на электроэнергию.

2. Сушка в духовом шкафу

Время сушки в духовом шкафу электроплиты на противне 1 час на каждые 1/2см толщены при температуре 75С.

Изделия из окрашенного теста следует сушить при низкой температуре не более

50С, иначе их цвет изменится.

Для того чтобы определить полностью ли высохло изделие, необходимо взять его с противня, положить на кухонную прихватку и постучать по обратной стороне изделия. Если звук звонкий, значит изделие высушено. Если же звук приглушённый, значит, внутри модель сыровата и её нужно ещё на некоторое время оставить в печи.

Раскрашивание изделий

Перед раскрашиванием нужно убедиться, хорошо ли просушено изделие. Готовые изделия раскрашивают гуашью или акварельными красками

Солёное тесто можно получить и цветным, если при вымешивании добавить водный раствор гуаши или же пищевых красок.

III .Практическая работа. Изготовление сувениров по выбору учащихся

IV .Физкультминутка. Гимнастика для рук и глаз.

Утром рано он закрыт,

Но к полудню ближе

Раскрывает лепестки,

Красоту их вижу.

К вечеру цветок опять

Закрывает венчик. И теперь он будет спать

До утра, как птенчик

V .Рефлексия с целью закрепления вновь полученных знаний и сведений

Учитель : Цель нашего урока: познакомиться с историей и технологией изготовления сувениров из соленого теста, с изготовлением композиций из соленого теста. А сейчас мы узнаем, насколько вам интересно было содержание нашего урока и что из него вы запомнили. Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов:

Что нового вы узнали на уроке?

Чему вы научились на уроке?

Как правильно организовать рабочее место?

Какие правила техники безопасности нужно выполнять, работая с солёным тестом?

Каков рецепт приготовления солёного теста?

Какие используются способы сушки фигурок из солёного теста?

Какие краски используются для раскрашивания изделий из солёного теста?

Понравилось ли вам работать?

VI . Подведение итогов урока

Учитель оценивает работу учащихся и выставляет оценки.

ЛИТЕРАТУРА

1.А.А.Белова «Вкусная сказка из теста», издательство «ЭКСМО»,2007г.

2.Л.П.Барылкина, С.Е.Соколова Технология: конспекты уроков, элективные курсы 5-9 кл.» издательство «5 за знания»,2005г.

Ульяна Ахматова

Цели и задачи :

продолжать закреплять навыки работы с соленым тестом на плоскости .

раскатывать пласт, пользоваться шаблоном (рыбки вырезаются из плотного картона) ;

работать стекой;

воспитывать аккуратность;

развивать творчество, фантазию.

Материалы и оборудование :

Соленое тесто (готовим заранее) ,картон, обтянутый фольгой (работаем именно на нем) , стеки, скалки, клеенки, образец изделия, шаблоны рыбок (можно 2-3 разных, дети выбирают по желанию) , подручные инструменты : формочки для вырезания (мы использовали маленькие формочки для печенья) , колпачки от фломастеров, кондитерское колёсико, и т. п., стаканчики с водой, кисточки.

ПРИМЕЧАНИЕ : НЕОБХОДИМО КАЖДУЮ ДЕТАЛЬ ПРИ СКЛЕИВАНИИ СМАЧИВАТЬ ВОДОЙ (иначе при высыхании они могут отпасть) !

Обязательно повторить правила техники безопасности.

Воспитатель :

Ребята, отгадайте загадку :

Посмотрите, дом стоит – до краев водой залит.

Без окошек, но не мрачный, с четырех сторон прозрачный.

В этом домике жильцы – все умелые пловцы.

В.: - Догадались, о ком идёт речь? (ответы детей - Рыбы) .

Молодцы! Сегодня мы с вами будем лепить рыбку , но не простую. А украшать вы ее будете, как захотите. Педагог обращает внимание на доску (на доске образцы рыбок, распечатанные картинки обязательно должны быть цветными): Посмотрите, какие разные и красивые рыбки могут у вас получиться.

В.: - Чтобы создать такую красивую поверхность можно использовать самые разнообразные подручные средства : стеки, колпачок от фломастера, пуговицы, формочки. Обычный колпачок оставляет отпечаток в виде круга, а с обратной стороны - красивую снежинку. Можно наклеить на тело рыбки маленькие фигурки , шарики, их вы можете слепить сами, тоже получится очень красиво.

(Работа выполняется последовательно по технологическим картам совместно с педагогом)

1. Берем кусок теста скатываем в шар , расплющиваем его и раскатываем пласт (на фольге) .

2. Прикладываем шаблон, аккуратно при помощи стека вырезаем рыбку (Педагог помогает детям, которые затрудняются выполнить задание)

3. Сглаживаем края при помощи стека или влажной кисточки.

4. Сделаем сверху два отверстия для веревочки обратной стороной кисточки. При помощи стеки делаем границу лёгким нажатием, между головой и туловищем.

5. Лепим глазки, скатав шарики из теста .

6. Шарики меньшего диаметра приклеиваем на большие.

7. Обратной стороной кисточки нажимаем на шарики, делая зрачки.

8. При помощи колпачка наносим чешуйки на поверхность нашего рельефа . Если кто-то хочет украсить свою рыбку , можно сделать маленькие шарики из теста и приклеить их к телу рыбки ; можно вырезать с помощью формочек разные фигурки и украсить рыбку . Не забываем смачивать каждую деталь водой.

9. Раскатываем тонкую колбаску из теста , приклеиваем ротик рыбке .

10. Делаем оттиск на хвосте, продавливая линии.

11. Рыбки готовы ! Осталось только высушить.

Сушить примерно неделю или больше.

Подведение итогов занятия :

Анализ работ.

В.: - Ребята, вот и подошло к завершению наше занятие . Посмотрите, какие замечательные рыбки у вас получились .

Молодцы! На следующем занятии мы будем раскрашивать рыбок гуашью, покроем их лаком и привяжем веревочки, чтобы вы смогли их повесить на стену.



Публикации по теме:

Конспект НОД по лепке из соленого теста группы «Друзья для Зайки» Конспект НОД по лепке из соленого теста группы зпр-2 «Солнышко» «Друзья для Зайки» Тема: «Друзья для Зайки» Цель: Формировать интерес.

Лепка из соленого теста на тему Дымковская и Филимоновская игрушка Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие,.

Цель: Создание объемных поделок из соленого теста и их декоративное оформление по замыслу. Задачи: образовательные: Обучать детей модульной.

Программное содержание:-Учить детей создавать образ животных (лепить из соленого теста) -Развивать чувство формы,пропорций,глазомер,согласованность.

Конспект занятия по лепке из соленого теста во второй младшей группе «Солнышко лучистое» Конспект занятия по лепке из соленого теста во 2 младшей группе на тему «Солнышко лучистое» Составила: воспитатель МАДОУ №1 г. Кызыла Кошелева.

Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации.

Солёное тесто - удивительно пластичный материал для лепки. История соленого теста уходит вглубь веков и тесно переплетается с обрядами и верованиями древних славян. В настоящее время подарки и сувениры, сделанные в этой технике, пользуются большим спросом. Отличительной особенностью при работе с этим материалом является то, что не требуется никаких специальных инструментов и приспособлений. Лучше всего лепить руками или использовать примитивные инструменты, которые всегда под рукой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Работа с соленым тестом. Рыбка».

Цели занятия:

Познакомить ребят с искусством лепки из соленого теста, с возможностями соленого теста;

Познакомить с историей соленого теста, показать роль фигурок из теста в жизни древних славян;

Развивать умения работать с пластичными материалами, выполнять из них простые фигурки;

Развивать навыки работы с трафаретом, развивать мелкую моторику рук.

Воспитывать интерес истории, к народному творчеству.

Ход занятия:

Ребята, возьмите в руки кусочек теста. Помните его. Попробуйте придать ему какую-то форму. Чем оно отличается от пластилина?

Тесто - удивительно пластичный материал для лепки: нежный, мягкий. В отличие от обычного пластилина, тесто не пачкает руки. При правильном замесе соленое тесто не крошится, не трескается, сохраняется достаточно длительное время. Хотя следует отметить, что тесто - материал достаточно хрупкий при небрежном обращении.

  1. История соленого теста.

История соленого теста уходит своими корнями в те времена, когда люди поклонялись богам природных стихий. Они не могли объяснить происхождение дождя, грома, молнии, почему день сменяется ночью, а ночь днем. Они очень сильно зависели от природных стихий, ведь, чтобы уродился урожай, нужно солнце, тепло и достаточно влаги. А если лето будет засушливым? Наши предки были глубоко убеждены, что необходимо задабривать стихии. И если они окропят землю водой, то непременно пойдет дождь, а если напекут целое стадо фигурок животных из теста, то увеличится поголовье скота, а также увеличится дичь в лесах.

У наших предков, славян, в древности год начинался в марте, и, чтобы зазвать весну поскорее в гости, выпекали из теста фигурки различных птиц и животных, так называемых жаворонков. Дети с «жаворонками» залезали на крыши сараев и деревья, чтобы призвать теплую весну из далеких краев. А взрослые на полях и пригорках пели песни «веснянки», призывая аистов и журавлей поскорее принести долгожданное тепло на своих крыльях. На берегах рек разжигали костры и водили хоровод с песнями да прибаутками. Праздник заканчивался сжиганием в костре чучела зимы Мары, символа смерти.

Как вы думаете, что это был за праздник? (Масленица).

Такие изделия из теста изготавливались не только для весенних обрядов, но и для зимних праздников, а также свадеб. Фигурки дарили вместе с пожеланиями здоровья, благополучия, богатства и удачи.

"Дарю вам мукосол, чтобы были хлеб да соль, чтобы было в доме изобилие", - так говорили в праздники в северных русских деревнях, даря произведения из соленого теста.

Мукосол - это не только забавные фигурки из соленого теста, они играли роль оберега дома. Считалась, что любая такая поделка, находящаяся в доме - символ богатства, благополучия и достатка в семье. Это со временем фигурки из соленого теста стали раскрашивать и даже покрывать лаком, а много лет назад они были практически съедобными. Жены поморов давали фигурки из соленого теста своим мужьям, отправлявшимся рыбачить. Эти забавные игрушки согревали душу морякам, да и спасали не раз от голода. Бывали неудачные походы, когда кончалась еда, и тогда на помощь приходили фигурки из соленого теста.

Также изделия из теста использовались как детские игрушки.

Сегодня, работая с солёным тестом, многие придумывают удивительно красивые названия - тестопластика, мукосолька!

Искусство изготовления изделий из теста не умерло и сегодня, а сувениры, сделанные своими руками, пользуются большим спросом. Это замечательный подарок к любому торжеству и празднику. Лепкой с удовольствием занимаются и дети и взрослые.
Из соленого теста можно изготовить простые фигурки и изделия, например листочки, грибочки, яблочки, и достаточно сложные варианты - деревья, фигурки животных и людей, а также различные многоплановые композиции.


Отличительной особенностью при работе с этим материалом является то, что в процессе работы не требуется никаких специальных инструментов и приспособлений. Лучше всего лепить руками или использовать примитивные инструменты, которые всегда под рукой. Необходимо отметить, что изделия из соленого теста довольно тяжелые (плотные), что не позволяет создавать композиции крупных размеров. Поэтому объемные композиции и панно не должны быть очень большими.

  1. Рецепт соленого теста:
  • 1 стакан соли
  • 1стакана воды
  • 2 стакана муки
  1. Способ приготовления.

Сначала растворить соль в воде, затем – добавить муку. Можно добавить 2 столовые ложки растительного масла. Замешивать до тех пор, пока тесто не станет достаточно плотным, эластичным. Оно не должно прилипать к рукам.

Изделия из теста можно красить гуашью или акварельными красками.

Готовое изделие сушат. Можно – на воздухе, можно – в духовке. Оно должно хорошо просохнуть, иначе может начать портиться изнутри. Затем их покрывают лаком.

  1. Инструменты и приспособления.
  1. деревянная скалка для раскатывания соленого теста.
  2. стеки - маленькие пластмассовые ножички, которые продаются в наборах с пластилином. Они бывают разной формы - с рельефными зубчиками на конце или с ровными краями, как у обычного ножика;
  3. плоская расческа;
  4. различные формочки для выпечки печенья;
  5. чеснокодавилка;
  6. ситечко для заварочного чайника;
  7. зубочистки;
  8. мягкая кисточка;
  9. стакан с водой (для склеивания деталей между собой);
  10. шаблоны-заготовки элементов изделия.
  1. Инструктаж по техники безопасности.
  1. Солёное тесто - несъедобно!
  2. Следует быть крайне осторожными при работе с острыми предметами.
  3. После работы обязательно надо вымыть руки с мылом.
  1. Сегодня мы с вами попробуем создать небольшую композицию с рыбкой.
  1. Расплющить кусочек теста, сделать его плоским.
  2. Наложить трафарет, стекой вырезать фигурку рыбки.
  3. Аккуратно переложить её на основу композиции – картон, края обработать пальчиком, смоченным водой.

Рваные и неаккуратные края изделия смотрятся не эстетично и портят весь его вид!