Четверговая соль – применение. Четверговая соль и традиции ее применения

В последние годы нередко, особенно в предпасхальный период, приходится слышать и читать о так называемой «четверговой соли». В Интернете без труда можно найти существующие ныне рецепты ее приготовления. При этом говорится, что эту соль необходимо готовить один раз в год - в Великий четверг (в народе называемый Чистым четвергом).

Нужно обратить внимание, что большинство посвященных «четверговой соли» материалов находится на оккультных Интернет-сайтах и форумах , где сообщается, например, что соль эта очищает организм, лечит болезни, обладает «магической силой», защищает от сглаза и «помогает» в борьбе с недругами. Читателю предлагаются различные способы использования «четверговой соли» в магических ритуалах . Иногда рекомендуется перед таким использованием освящать «четверговую соль» в церкви вместе с куличами и яйцами.

Не секрет, конечно, что «колдуны» и «экстрасенсы» используют в своей практике церковные святыни: иконы, святую воду … И поскольку приготовление «четверговой соли» часто упоминается в одном ряду с куличами, крашеными яйцами и пасхами, может возникнуть вопрос: не относится ли «четверговая соль» к числу действительно церковных традиций, только забытых за годы советской власти?

На этот вопрос мы вынуждены ответить отрицательно. Дело в том, что убеждение в чудесной силе «четверговой соли» - одно из множества возникших в древности языческих суеверий .

В народных представлениях славян соль - символ, используемый главным образом в качестве оберега. Соль, по народным представлениям, способна защитить от враждебных сил и влияний. Особой силой наделялась приготовлявшаяся в Великий четверг «четверговая соль». Это не случайно: к Великому четвергу в народном быту было привязано совершение множества разнообразных ритуалов, призванных обеспечить благополучие в семье и хозяйстве на весь предстоящий год. У восточных славян Страстной четверг почти повсеместно назывался Чистым. Очистительные обряды Чистого четверга касались не только самого человека, но и его ближайшего окружения, прежде всего дома и утвари . На рассвете в этот день или в канун его хозяйки мыли и скребли полы, стены, потолки, столы и лавки, чистили лампады у икон, парили молочную посуду, перетряхивали солому с постелей и т.д..

Кроме этого, в народе было распространено суеверное почитание «страстной» или «четверговой» свечи, хлеба, соли, приписывали им целебную силу .

«Четверговую» соль хранили в течение всего года. Ее использовали от «сглаза» и как универсальное средство при лечении самых разных болезней (как у людей, так и у домашних животных). Крестьяне принимали ее внутрь, растирались ее раствором, а заболевшему скоту давали посоленный ею хлеб или разводили щепотку в поилке. В качестве оберега «четверговую» соль зашивали в ладанку и носили на груди.

Надо ли говорить, что перечисленные выше народные обычаи с точки зрения христианского вероучения являются суеверием, нередко кощунственным ? Сохранявшиеся языческие поверья во многих случаях не меняли свою сущность, хотя и связывались в сознании народа с церковными праздниками, событиями и лицами Священной истории. Так и приготовление «четверговой соли» не имеет ничего общего с настоящими традициями Православия .

Скажем теперь о собственно церковной практике. В Требнике существует молитва на освящение соли - «Молитва над солию». Молитва над солию является одной из древнейших… В духовном смысле соль означает спасительное учение Христово и святую жизнь проповедников Его (Мф. 5:13). Новозаветная Церковь использует соль для хлеба, приносимого в жертву бескровную и благословляемого на всенощных бдениях. Церковь благословляет соль и как важнейший продукт питания. Но в богослужебных книгах нет указаний на необходимость освящения соли в какой-то определенный день года. В «Настольной книге для священнослужителей» С. В. Булгакова мы также не найдем предписания об освящении соли ни в Великий четверг, ни на Пасху.

Итак, народное верование в целительную силу «четверговой соли» восходит к дохристианским мифологическим представлениям и никак не связано с церковной «молитвой над солию». Но пережитки язычества бытовали в народной среде. Духовенство тоже не могло не испытывать воздействия народа (тем более что по уровню богословского образования оно зачастую от него почти не отличалось). В истории Церкви известны случаи, когда духовенство воспринимало языческие убеждения прихожан. Так, в начале IV века Эльвирский собор (в Испании) своим 34-м правилом запретил зажигать днем свечи на кладбище – «чтобы не беспокоить души святых». В Греческой Церкви одно время бытовал чин проклятия преступника псалмами (Псалмокатара)… Порой даже духовенство способно идти на поводу у верований прихожан, переступая при этом евангельские и святоотеческие заповеди. Оговоримся, однако, что такие случаи весьма редки, так как Церковь всегда резко сопротивлялась попыткам «освятить» суеверия ее авторитетом .

В отношении «четверговой соли» такие попытки уже случались. В XVI веке всюду, не только в простом народе, но и в высших классах и в княжеской семье господствовали многочисленные суеверия. Об этом свидетельствует состоявшийся в царствование Ивана Грозного Стоглавый Собор (1551 г.): «В Великия четверток порану солому палят и кличют мертвых; некоторыи же невегласи [невежды] попы в Великий четверг соль под престол кладут и до седмаго четверга по Велице дни [Пасхе] там держат и ту соль дают на врачевание людем и скотом ».

В те времена народная медицина вся состояла из заговоров и кудеснических средств. Народные и частные бедствия, неудачи, семейные разлады и прочее постоянно приписывались ведовству, и средством к устранению их было ведовство. Дух кудесничества проникал в само христианство народа. Заговоры получали христианскую форму, заменив в своих воззваниях имена мифических сил именами святых; с другой стороны, некоторые христианские молитвы превращались в заговоры через сообщение им в народном сознании кудеснической силы, списки их носили на шее, хранили в домах как талисманы, употребляли в колдовстве. Кудесничество пользовалось для своих целей даже священными предметами, например, просвирни наговаривали над просфорами,.. священники… клали на 6 недель в церкви на престол детский послед. Ходили по рукам разные гадальные тетради - Рафли, Аристотелевы врата, Шестокрыл. С XVI века с запада перешли к нам астрологические суеверия и гадания, помещавшиеся в Остронумеях, Зодеях, Альманахах…

И все же Стоглавый Собор (1551г.) в этих условиях проявил достаточно христианской мудрости, чтобы отвергнуть целый ряд попыток проникновения суеверий в церковную среду, и в их числе – указанный своеобразный способ получения церковной «санкции» на «четверговую соль» . Постановление Собора по этому поводу гласило: «Заповедати в Великий бы четверток порану соломы не палили и мертвых не кликали, и соли бы попы под престол в Великий четверг не клали и до седмаго бы четверга по Велице дни не держали, понеже такова прелесть еллинская и хула еретическая. И который поп таковая сотворит, и тому быти по священным правилом во отлучении и в конечном извержении».

Как ни странно, «четверговая соль» в наши дни вновь становится популярной. При этом люди, убежденные в ее чудодейственной силе, опять стремятся привлечь на свою сторону Церковь . Это вызывает понятные недоумения у прихожан: «В нашем городе при храме есть женский монастырь. И вот в четверг на последней неделе Великого поста во время службы монахиня принесла в полиэтиленовом мешочке соль, подошел священник, почитал молитвы. Рядом стоящие прихожане тоже взяли по горстке этой соли из мешочка, за что монахиню настоятельница отругала. А когда на следующий год мы с сестрой пришли в такой же день (четверг последней недели поста) с надеждой тоже освятить соль, то ничего подобного не было. Я спросила у одной из монахинь об этом, она ответила, что первый раз слышит об освящении соли, что никогда такого не видела и ничего подобного не слышала.

Так что же такое четверговая соль, для чего это делается?», - спрашивает участница одного из православных Интернет-форумов.

Священнослужитель в ответ справедливо замечает: «Не знаю, кто эту соль возвел в ранг особой святыни (в требнике есть молитва над солью, но это не освящение чисточетверговской соли, а просто молитва, подобная молитве на благословение скота, сеяния и овощей). Сейчас этот обычай становится популярным в некоторых приходах и монастырях, однако это не более, чем самочинное нововведение. Относиться к этому можно по-разному - читать молитву над солью можно, приносить ее в определенный день для освящения - тоже. Однако приписывать ей какую-то особую целительную силу или благодатность – странно. Употребление этой соли ограничено только приготовлением пищи, так что это ничто более, как благословленная соль из храма. Приписываемые ей целительные свойства остаются на совести распространителей этих рассказов. По вере, конечно, и от соли может быть исцеление, только вот у нас есть святая вода, другие святыни…И, наконец, Св. Причастие!»

Таким образом, «четверговая соль» - языческий предрассудок. Её приготовление и использование – магические манипуляции, противоречащие церковному учению . Православным христианам следует помнить слова апостола Павла, предостерегавшего от следования пустому обольщению, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу (см.: Кол. 2:8).

Поскольку приготовление «четверговой соли» часто упоминается в одном ряду , и , может возникнуть вопрос: не относится ли «четверговая соль» к числу действительно , только забытых за годы советской власти?

Ответ отрицательный. Дело в том, что убеждение в чудесной силе четверговой соли — одно из множества возникших в древности языческих суеверий. Об этом несложно узнать из научной литературы.

В таких книгах говорится, что в народных представлениях славян «соль — символ, используемый самостоятельно и в сочетании с хлебом, главным образом ».

С солью, которая растворилась в пище, связана ее невидимая, но чрезвычайно значимая для вкусовых ощущений часть, как бы смысл, суть пищи — ее «соль» в переносном значении. Суждение о том, что соль может быть оберегом основано на ее материальных свойствах: соль произведена человеком и принадлежит миру культуры, способствует и может быть брошена в лицо вредителю (фразеологизмы).

В Белоруссии, например, клали в уши новорожденного соль , чтобы охранить его . По украинскому поверью, злой дух боится соли. Во Владимирской губернии думали, что соли опасается леший и никогда не подойдет к огню, если в него бросили соль.

В обрядах, связанных с рождением ребенка, и на свадьбах соль, как правило, сочеталась с хлебом и выражала позитивные значения: охраняла хлеб и дом от воздействия враждебных сил. А при угощении хлебом-солью, символизирующем установление , придавала этим отношениям оттенок сердечной близости…

И это еще не полный список поверий, связанных с солью. Итак, соль, по народным представлениям, способна защитить от враждебных сил и влияний. Но четверговая соль наделяется особой силой не случайно: привязано множество разнообразных ритуалов, направленных на благополучие в семье и хозяйстве на весь предстоящий год.

В XIX веке четверговую соль обычно получали так: в ночь со среды на четверг Страстной недели или утром в Чистый четверг соль, завернутую в чистую тряпочку или помещенную в посуду (а иногда в старый лапоть), пережигали в печи. (Огонь, обладавший, по народным представлениям, очистительной способностью, «усиливал» таким образом «защитные» свойства соли.)

В некоторых местностях четверговую соль просто выносили на улицу под звезды. В Калужской губернии на ночь выносили под звезды не только черную соль, но и мыло, золу и воду, чтобы сделать их целебными.

Иногда же целебные свойства приписывались четверговой соли, которая лежала на столе рядом с хлебом в ночь накануне .

Крестьяне принимали четверговую соль внутрь, растирались ее раствором, а заболевшему скоту давали посоленный ею хлеб или разводили щепотку в поилке. В качестве оберега четверговую соль зашивали в ладанку и носили на груди.

По народному поверью, целительными свойствами обладает не только четверговая соль, но и благовещенская соль. Готовилась она таким же образом, но только на .

Четверговая соль в наши дни вновь становится популярной. При этом люди, убежденные в ее чудодейственной силе, опять стремятся привлечь на свою сторону Церковь. Это вызывает понятные недоумения у прихожан. Многие церковные служители говорят, что первый раз слышат об освящении соли, что никогда такого не видели и ничего подобного не слышали.

Так что же такое четверговая соль, для чего это делается?

В требнике есть , но это не освящение чисточетверговской соли, а просто молитва, подобная молитве на благословение скота, сеяния и овощей. Сейчас этот обычай становится популярным в некоторых приходах и монастырях, однако это не более, чем надуманный обряд.

Относиться к этому можно по-разному — читать молитву над солью можно, приносить ее в определенный день для освящения — тоже. Однако приписывать ей какую-то особую целительную силу или благодатность - странно. Употребление этой соли ограничено только приготовлением пищи, так что это ничто более, как благословленная соль из храма.

Приписываемые ей остаются на совести распространителей этих рассказов.

В старинной Руси за трое суток до Пасхи делали полезную обрядовую приправу к пасхальному застолью — четверговую соль. Для современных людей специя экзотическая, необычная, а у прадедов — укоренившаяся символическая приправа.

Традиции славянских предков искоренялись веками. Однако некоторые пережили столетия и уверенно возрождаются. В древности соль отождествляли с белым золотом, считали панацеей, талисманом. Современники называют белой смертью, ядом. Ритуальное использование соли известно еще праславянским племенам, когда с помощью черной вкусовой добавки отпугивали вредоносные силы, боролись с порчей.

Четверговая соль: для чего калили

Поражает то, что прародители, не имели понятия о химических реакциях. Однако умудрялись убирать из вещества излишки хлора, вредные соединения, нежелательные металлические сплавы. И получалось, что вредная пищевкусовая добавка после обжигания на огне в корне меняла свойства, вплоть до цвета и становилась снадобьем, оберегом.

В Чистый четверг ранехонько просыпались, спозаранку купались и наводили блеск в каждом закоулке жилища. До рассвета калили соль. Выбирали приправу крупного помола заранее. Растворяли в колодезной воде, домешивали квасную гущу. Посередине холстины клали массу, плотно сворачивали и затягивали узлом. Заталкивали в берестяной кузовок или липовый лапоть. Помещали в горнило русской печи на остывающий жар. Могли просто накрыть теплящимися углями, оставив до вечера.

Когда Четверговая соль остывала, растирали в ступке и просеивали. Полные ладошки набирал каждый из членов семьи, и насыпали в холщовый мешочек.

Отправляясь в храм на церковную службу, оборачивали мешок новым белоснежным полотном. По завершении богослужения, величаво несли в избу, и упрятывали за иконой.

Чтобы пламя наделить очистительной силой, печь затапливали «воскресными» дровами. Березовые бревна заготавливали в воскресные дни Великого поста. Подыскивали крепкие деревья. Мощь огнища при желании повышали, извлекая искорку высеканием. По народным наблюдениям при прокалке соединение пропитывалось очищающей особенностью пламени.

При пережигании ароматные травушки, капуста насыщали выкаленные темные кристаллики минеральными компонентами: калием, магнием, кальцием, фосфором, хромом, йодом. Становились не только полезны, целебны, но и пикантны.


Когда кочерыжки, пряности, березовые дровишки перегорали, получался огнестойкий остаток с грудой минеральных полезностей - зола.

Четвережной золой земледельцы обрабатывали посевное сырьё. При высадке рассады, зёрен, луковиц разводили в ведре и как ценное удобрение подливали в борозды и ямки.

В народной медицине животворный сорбент приходил на выручку при лечении дерматологических заболеваний, поскольку выводил из тела человека токсичные микроорганизмы (аналогично нынешнему активированному углю).

Нераздельно с куличом и крашанками четвережную соль освящали в храмах, чтобы получить сильный оберег с чудодейственными возможностями. Берегли на божнице за иконами. На Праздник Воскресения Христова солоницу заполняли доверху свячеными крупинками. Ставили рядом с куличом, обложенным окрашенными яйцами.

В отдаленных губерниях России перед Страстной пятницей насыпали солонку с верхушкой и устанавливали в решето, наполненное зёрнами, рядом с хлебушком под ликами святых. Они располагались там до Пасхи. Двадцать пять % городских христиан частично употребляют такой обряд. В чистый четверг святят в церквях, или размещают на божницах.

Приготовление четверговой соли. Современные рецепты

С травами

Крупнозернистую специю (1 кг) энергично смешивать с четырьмя пригоршнями высушенной дробленой душицы, мелиссы, чабреца, мяты (подбирайте самостоятельно, которые понравились.). Выкладывать на противень, высокую сковороду или в просторный казан из чугуна. При максимальной температуре калить в духовом шкафу до черного оттенка. Получиться приятное на вкус и животворное кулинарное изделие.

С хлебом и квасовой гущей


Квасной осадок в одинаковых пропорциях перемешивать с каменной солью. Наполнить огнеупорную посудину, лучше чугунную. Поставить на среднюю полку в хорошо разогретую духовку. Прокалить до почернения. Охладить. Смолоть. Сквозь металлическое ситечко, решето перетереть и провеять. Остатки пускать в дело как пищевую добавку.
Примечание: Выдраить посуду нереально. Легче выбросить.

С капустными листьями

Плод осмотреть, удалить поврежденности, вымыть. Крепкие наружные листочки аккуратно раздробить ножом. Перемять с крупной солью. Разместить в старый чугунок. Пережигать на плите при оптимальной температуре или при высокой в духовке.

Видео о приготовлении

Для чего нужна четверговая соль и где использовать

Об эффективности «черного золота» повествуют притчи. Недаром причисляется к сильнейшим амулетам, панацее от болячек. В древности подсыпали в ладанки, держали возле сердца. Талисман берёг на ратном поле, ограждал от неприятностей, зла в дальних странствованиях. Некоторым людям помогал одолеть физиологические недуги, многих уберегал от размолвок.

  • Выгоняя вначале мая после зимы животных на выпас, пастухи узелок с крупицами засовывали в пазуху.
  • Приболевшей скотине подливали в поилку, подсаливали корма.
  • Уникальным снадобьем прослыла при порче, сглазах и болезнях.
  • По частичке клали на язык после еды, массировали раствором тело и умывали лицо.
  • Больного отпаивали маленькими порциями соляного напитка.
  • Углы в избе притрушивали, чтобы отпугнуть беду.
  • Если ссоры с мужем, положите под подушку мешочек с Солью.
  • Глава семейства бросал щепоточку оберега в огонь, если кто-то уехал и не возвращается.
  • В воду для купания половину горстки бросали, чтобы росло здоровое, доброе, разумное дитятко.
  • Для достатка в доме посреди стола в деревянной солонке ставили.
  • Недоброжелателю в дом пришедшему, в блюдо миллиграмм добавляли. После ухода недруга солью следы присыпали.

На пороге жилья посыпьте ровную, еле приметную полоску снадобья, чтобы в семейный очаг не проникли колдовские чары, раздоры, болезни, безденежье.

О самой четверговой соли читал в интернете, но много вопросов остаются не решенными и самые главные: можно ли самому приготовить такую соль, но по настоящему – старинному рецепту? Рецепту, которого нет нигде в интернете, считается, что рецепты были утеряны и не дошли до нас, в наше время. А то, что есть – не понять, и много разногласий можно обнаружить в разных источниках, да и выдумки – придумки сочинительства заметны и явно проглядывают) Можете ли Вы насчет этой четверговой соли дать свое мнение?

Александр Цветков

Ответ:

Четверговая соль – это каменная соль, приготовленная по специальному народному рецепту в чистый четверг перед Пасхой. Потому эта соль и называется четверговой, что готовят ее лишь один раз в году, и этот единственный день – чистый четверг (Великий четверг) страстной недели на кануне светлого праздника Пасхи. Четверговую соль так же еще называют как черная соль, “Четвергова соль”. Черная потому, что специфика процесса приготовления соли делает ее темного цвета, так как соль запекают в печи или калят на огне, на углях, от чего она делается черной.

После подобной термической огненной обработки соль сохраняет в себе одни лишь полезные свойства – она становится чистой или очищенной. А сами кристаллы соли способны вбирать в себя светлую положительную энергию от молитв произнесенных в процессе приготовления соли, заряжаясь, наполняясь, превращаясь в чудесный и полезный продукт.

А то, что рецепты били утеряны, то это не совсем так, потому как они утеряны не были, и существуют по сей день. Только что не у всех, а у тех людей, которые придают таким вещам особую важность и ценность. Так же как знают рецепты монахи, некоторые народные целители или лекари, некоторые экстрасенсы и маги знают старинный рецепт приготовления. А большинство обычных людей просто позабыли их, не сохранили, не передали по наследству. Больше из-за того, что сама жизнь изменилась и приобрела другие показатели в своем обличии – комфортные приборы и оборудования, технику и бытовые принадлежности что нас окружают повседневно.

Поэтому сейчас в наше время, вместо того, чтобы приготовить четверговую соль в русской печи (или печи другой конструкции, но – в печи), или на углях от березовых дров (ольховых), на обычном костре, но в чугунном казанке или чугунной сковороде, готовят на газовой плите, в микроволновой, или на электроплите, да и еще в простых кастрюлях или современных нано сковородках – жестянках. К тому же, часто готовят из мелкой белой поваренной соли порошка, что продается в магазинах в обычных пачках (купить можно каменную пищевую соль крупного помола – она тоже есть в продаже), да и еще готовят в другие дни – не в чистый четверг, а обычный день. Таким образом получая не четверговую соль, а просто соленный порошок черного цвета, который по сути своей является карикатурой на соль четверговую, и не содержит ни каких полезных свойств.

Сама четверговая соль – это народный продукт, его корни уходят в далекое прошлое. Но если взять к примеру времена 18 – 19 и начала 20 века, то можно описать такую картину.

На Руси в те времена использовалась четверговая соль повсеместно и традиционно – в каждом доме была такая соль. Готовили четверговую соль из обычной каменной соли крупного помола сами хозяева дома один раз в году – в чистый четверг, в канун самого праздника Пасхи. Готовили столько соли, чтобы ее хватило на весь год, до следующего чистого четверга. А само приготовление совершали или ночью после полуночи в среду – ночь переходящая уже на четверг или готовили рано утром в 5-6-7 часов чистого четверга. Готовили соль в русской печи на березовых (ольховых) поленьях, в чугунном котелке или чугунной сковороде, или же в любой другой толстостенной чугунной форме – посуде для приготовления пищи. Перед тем, как поставить чугунок с солью в печь или на угли, каменную соль дробили на средние зерна деревянной ступкой – толкучкой или чугунной, в широкой и глубокой деревянной миске или бочонке, но чаще всего это проделывали в чугунке, в котором затем и ставили в печь, в котором готовили, запекая соль.

Сам процесс приготовления соли полностью сопровождался молитвами (разными молитвами, несколькими) от начала приготовления до полного завершения (таким образом кристаллы соли заряжались светлой, мощной положительной энергией), помимо ее полезных физических свойств.

Но сами рецепты четверговой соли были различны, то есть, рецептов было несколько, а не один, хотя все они основывались на едином принципе – приготовления соли в толстостенной чугунной утвари и на живом огне, читая про себя молитвы (молитвы можно было читать своими словами, а не обязательно заученными из молитвенника), утром в чистый четверг. А сама разновидность рецептов различалась тем, что наделяли соль функцией определенного назначения:

1 – соль для лечения и профилактики, в том числе и для домашних животных;

2 – соль для оберега и талисмана для дома, семьи и человека в целом;

3 – соль для каждодневного употребления в пищу, в том числе и для домашнего скота;

4 – соль объединяющая и заключающая в себе все выше перечисленные значения.

От чего такая соль имела так же различные цвета, а не один – темный или черный. Цвет мог быть темно зеленым, темно коричневым, темный с желтым оттенком или серо пепельного цвета, темный с синеватым оттенком. В зависимости от содержания различных добавочных компонентов к самой соли при ее приготовлении и метода запекания или прокалывания на огне.

Сами же рецепты в основном использовались, как говорят, на глаз, в процессе приготовления. То есть, к примеру, один из рецептов таков –

Каменная пищевая соль крупного помола

В чугунной сковороде или котелке, или же в деревянной миске, бочонке, толкут деревянной ступкой каменную соль крупного помола, к примеру, разместив один литровый ковшик (или банку) каменной соли в чугунке, а сверху крошат черный или ржаной хлеб (чаще не нарезая ножом куски хлеба, а отломив куски руками) крошкой закрывая всю поверхность соли (примерно – ковш соли, ковш хлебных крошек); часто добавляли так же травы – мяту, душицу и др, тоже на глаз, мелко покрошив сверху так, чтобы травы закрывали всю поверхность (примерно будет стакан) затем смачивали все квасом, тоже на глаз, но так, чтобы масса не стала жидкой, а оставалась густой, помешивая эту всю смесь деревянной ложкой по часовой стрелке, читая про себя молитвы. Полученную гущу в котелке или сковороде ставили в печь запекаться до тех пор, пока полученный выпекаемый корж ни прогорит и не пойдет с него дым. То есть получается прогоревший до черноты корж. Вынув корж из печи или убрав с огня, давали ему отстояться некоторое время до его полного остывания, а затем разбивая корж на куски, крошили его и мололи в порошок, ссыпая в заранее приготовленный тряпочный мешочек, завязывая. Обычно уже готовую соль затем относили в церковь вместе с куличами и крашенными яйцами освещать. А на праздник Пасхи ставили соль в специальную солонку в центре стола вместе с пасхой – куличом и яйцами. Праздничная трапеза за столом проходила таким образом, что кушая яйца солили их именно четверговой солью, а другой обычной соли вообще не было на столе (или в доме), пили квас добавляя в него тоже эту соль (или пили чистую родниковую, колодезную, освещенную воду, с добавкой соли).

Запеченный корж в печи с каменной солью

В приготовление соли, так же использовали не только ржаной хлеб (чаще выпеченный самими хозяевами – домашний), но и делали из муки – вместо хлебных крошек – мякиши, создавали тесто, также выпекая его до состояния сухого прогоревшего сухаря-коржа, а затем мололи в порошок. В такое тесто могли добавлять различные пряные травы, и дополнительно сухую крошку-порошок размолотого ржаного хлеба (сухарей), добавляя, замешивая тесто на колодезной или родниковой воде, на молоке или квасе.

Но надо учесть некоторые различия, а именно: каков был тогда, в то время квас, и каков он есть сейчас, что продают в магазинах; какова была тогда мука, и какова она сейчас в продаже, в том числе и сам ржаной хлеб. Разница большая.

Если вы пожелаете приготовить четверговую соль, то попробуйте это сделать из описания выше. Сейчас я переведу один рецепт приготовления четверговой соли в более компактный вид, так сказать, на современный лад. Ну и опишу некоторые рекомендации по использованию кухонных инструментов для приготовления.

Четверговую соль по такому рецепту можно использовать и в пищу, и применять в лечение или профилактике организма, и как средство применяемое в косметологии для кожи и волос, всего тела (маски, мази, компрессы, ополаскиватели, ванны), использовать и в качестве оберега для дома и семьи, военным и путешественникам.

Время приготовления – ночь со среды после полуночи (12 час) или рано утром чистого четверга страстной седмицы, на кануне праздника Пасхи.

(Верующим людям посещаемым церковь, можно затем снести и осветить четверговую соль вместе с куличом и крашенными яйцами, и обязательно в Пасху выставить эту соль в центр стола вместе с куличом и крашенными яйцами)

Рецепт четверговой соли:

1 – из расчета литровая банка – каменная соль крупного помола;

2 – свежий мякиш ржаного, черного хлеба в маленьких кусочках – литровая банка (еще лучше если хлеб испеките сами заранее, а не купите)

3 – квас (желательно домашний) – столько чтобы смочить хлеб, не превращая в жижу (если кваса нет, то заменить можно – родниковой водой или колодезной чистой, талой)

4 – травы – мелко размельченная мята или душица, лавровый лист, одуванчик, др. пряные (или то и другое вместе – один стакан, такая соль приятна на вкус и ароматна).

Соедините все компоненты вместе в глубокой миске или в кастрюле, чашке (не в алюминиевой), перемешайте деревянной ложкой, мешая по часовой стрелке, добавьте квасу, хорошо все промочив, а затем выложите всю массу в марлю, заверните и отожмите лишнею жидкость, разверните марлю и всю массу выложите или сразу на противень, или же на стол, на разделочную доску, сформировав из массы тонкий корж или лепешку, затем переложив на противень (но лучше сразу делать на противне), поместите в заранее разогретую духовку в 250 градусов (лучше в печь) и выпекайте корж до тех пор пока он не почернеет (он будет дымить, дым в печи – сразу уйдет в трубу, в духовке нет), затем выньте с духовки, дайте коржу полностью остыть, наломайте корж на кусочки, а затем перемелите, или толкучкой в ступке раздробите в порошок. Во время приготовления читайте про себя молитвы. Ссыпьте всю соль в сухую банку, деревянную солонку или в матерчатый мешочек. Хранить рекомендуется за иконами (но это если снести соль в церковь и осветить, вместе с куличами и яйцами).

Другой рецепт с применением ржаной муки:

Помним о том, что время приготовления чистый четверг перед Пасхой.

Возьмите чугунную сковороду, всыпьте в нее 1 кг каменной соли крупного помола, добавьте один большой стакан муки. Хорошо перемешайте смесь по часовой стрелке деревянной ложкой или лопаткой (если нет деревянной ложки, то можно ее сделать из ветви дерева – например, березовую палочку). Ставим сковороду на огонь и всю смесь прокаливаем до тех пор, пока она полностью не почернеет. Затем уберите с огня и дайте полностью остыть (если готовили в среду до 12 ночи, то пусть стоит и остывает до раннего утра, или ночи после 12). Далее все так, как и в первом рецепте, перемалываем в порошок испеченный пирог или корж черного цвета (прогорелый) и засыпаем в банку или мешочек. В процессе приготовления соли от начала и до самого окончания читаем про себя молитвы (или мантры, молитвы своими словами, но искренне) .

Можно сделать оберег: – всыпьте ложку соли в матерчатый мешочек с тесьмой и затяните её сверху, нашейте петельку, продев в нее цепочку или шнурок с застежкой, чтобы получилось в виде кулона, и носите на груди.

Не применяйте в приготовлении соли микроволновку, электроплиту. Самое лучшее это русская печь или печь другой конструкции, но на дровах и живом огне. Если нет возможности, то можно применить в квартире газовую плиту – приготовление в духовке или в чугунной сковороде на верхней панели конфорок. Так же подойдет обычный костер или мангал на природе или на даче.

Другие материалы категории:

Что делать подарили красивую копилку а копить-то нечего?

В этой статье мы расскажем не только о том, как приготовить четверговую соль, но и о том, для чего это нужно делать. Последний четверг Великого поста, на Страстной неделе, называют Чистым. Он посвящен Тайной Вечере, пасхальному ужину Христа с учениками, после которого один из них его предал. Иисус этот поступок предвидел. Он сказал, что предателем окажется тот, кто вместе с ним опустит руку в солило. Тотчас же к тарелке потянулся Иуда.

На Руси оскверненную соль накануне Чистого четверга пережигали, очищали огнем. Перемешивали с ржаной мукой или гущей от кваса и заворачивали в чистую холщовую тряпицу. Сверток клали в старый лапоть, который на ночь ставили в печь. От жара смесь накалялась, обугливалась, и соль приобретала черный цвет и необычные свойства.

Черная соль – для здоровья и красоты

Современные ученые выяснили, что зола от хлеба, которой в четверговой соли около 6%, обогащает ее железом, серой, калием, кальцием, йодом, цинком, медью и другими химическими веществами, необходимыми человеческому организму. А вредный хлор в процессе термообработки частично улетучивается. Так из «белого яда» соль превращается в черное снадобье.

Четверговая соль, в отличие от обычной, почти не содержит тяжелых металлов, которые разрушительно действуют на пищеварительный тракт, вызывают нарушения функций печени и почек. Она лечит запоры, вздутие кишечника (повышенное газообразование), усиливает аппетит. Черную соль без боязни могут употреблять гипертоники, она не повышает уровень натрия в крови, не задерживает воду. А если такую приправу применять регулярно, спадают отеки, проходит стеснение и жжение в груди, улучшается зрение.

Издавна черная соль служила незаменимым средством против прыщей и угрей. Возвращала свежий вид вялой, бледной, шелушащейся коже. Достаточно каждое утро умывать лицо прохладной водой со щепоткой четвергового снадобья, чтобы кожа стала молодой и чистой. Можно принимать и теплые ванны с 7 ложками черной соли. Недельный курс водных процедур вернет бодрость духа, хорошее настроение, а также снимет сглаз и наведенную порчу.

Необычное лекарство помогает укреплять иммунитет. Если в течение 20 дней съедать натощак кусочек ржаного хлеба, посыпанного четверговой солью, от постоянных простуд не останется и следа.

Если черную соль смешать с натуральным медом в пропорции 1 к 2, получится прекрасное средство от пародонтоза. Им массируют десна по утрам, перед чисткой зубов. Если в столовую ложку сметаны или густой простокваши добавить треть чайной ложки четверговой соли, выйдет эффективная маска для лица и шеи. Кожа после нее упругая и бархатистая.

Магические свойства четверговой соли

Кроме лечебных свойств, освященной в церкви соли и магические качества приписывают. В старину знахари советовали добавлять ее в водицу, в которой младенца купали, чтобы дите росло пригожим, здоровым и разумным. Если муж с женой между собой ссорились, маленький мешок с черной солью клали под подушку. Беда пожаловала – сыпали соль по углам избы. Если долгая разлука замучила, бросали щепотку снадобья в огонь. Верили, вскоре человек вернется. Чтобы дом был полной чашей, насыпали в деревянную солонку и ставили в центре обеденного стола. Известно, что четверговая соль притягивает деньги и удачу. Когда злой, завистливый человек в гости приходил, ею угощенье сдабривали. После врага черной солью след посыпали.

Чтобы вывести из квартиры негативную энергию, в Чистый четверг проводят особый магический обряд. Свежеприготовленную черную соль пересыпают в небольшой матерчатый мешок. С ним на заре обходят жилище, начиная с входной двери. Сначала встают за порожек, затем переступают через него обязательно правой ногой со словами: «Как черная соль в квартиру пришла, так злая беда навсегда ушла». И обходят жилище против часовой стрелки, перед каждой дверью повторяя заговор.

Немного волшебной соли предлагают домовому, чтобы во всем домочадцам пособлял. Ее насыпают в блюдце, которое «прячут» в укромном уголке на кухне. Например, за газовой плитой. Через несколько дней, когда домовой подарку порадуется и хозяйскую заботу оценит, черную соль следует выбросить через окно или балкон на улицу. Ее нельзя смывать водой, выбрасывать в мусорное ведро, Бог накажет.

Чтобы уберечь малыша от сглаза, крохотный пакетик с четверговой солью, буквально столовую ложку, кладут в коляску или в кармашек верхней одежды ребенка. Такой же оберег можно носить и взрослым.

Как приготовить черную соль?

Рецепты приготовления четверговой соли дошли из глубины веков, их передавали из поколения в поколение. Раньше соль обжигали в русских печах, затопленных березовыми дровами. В наши дни в последний четверг Великого поста ее готовят с молитвой в духовом шкафу.

Рецепт № 1 . С ржаного хлеба, лучше бородинского (200 г) срезают корки. Мякиш заливают водой и разминают в кашицу. В нее засыпают 200 г крупной каменной соли (не йодированной), по 2 чайной ложки тмина и кориандра. Вместо этих специй можно взять мяту и душицу в тех же количествах. Компоненты тщательно перемешивают и выкладывают в сухую металлическую форму. Ее ставят в нагретую до 220 градусов духовку. Через 15 минут затвердевший хлеб разламывают на кусочки и вновь отправляют в духовой шкаф до полной готовности, примерно на час. Горелые сухари тщательно измельчают. Это и есть черная четверговая соль.

Рецепт № 2 . Гущу, оставшуюся из-под кваса, смешивают с крупной солью. Пропорции, как в первом рецепте. Готовят в духовке, пока квасной остаток не почернеет. Растирают и просеивают. В сите черная соль и останется. Ее пересыпают в стеклянную банку и хранят на кухне, поближе к огню.

На Пасху вместе с куличами эту соль освящают в храме. Крашеные яйца едят с четверговой солью. Вкусно и очень полезно.