Монгольская Юрта. Обычаи монголов, традиции монголов, кочевые обычаи, обычаи кочевников, запреты, обычай гостиприимства, что нельзя делать в Монголии, как вести себя у кочевников

ИНФОРМАЦИЯ ТУРИСТАМ

ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ МОНГОЛОВ

Главенствующая роль этнических монголов в завоевании Евразии и их последующие длительное господство должны сохранить следы этого явления в культуре и обычаях народа. В самом деле, историкам известен старомонгольский свод законов «Джасак», введенный Чингисханом – свод воинских правил, сохранившихся в основном благодаря персидским летописям Рашид ад-Дина. Он гласит: «Чингисханова Яса запрещает ложь, воровство, прелюбодеяние, предписывает любить ближнего, как самого себя, не причинять обид, и забывать их совершенно, щадить страны и города, покорившиеся добровольно, освобождать от всякого налога и уважать храмы, посвященные Богу, а равно и служителей его». Значение «Джасака» для становления государственности в империи Чингисхана отмечается всеми историками. Введение свода военных и гражданских законов позволило установить на огромной территории монгольской империи твердый правопорядок, несоблюдение его законов каралось смертью. Яса предписывала терпимость в вопросах религии, почтение к храмам и к духовным лицам, запрещала ссоры среди монголов, неповиновение детей родителям, регламентировала воинскую обязанность, правила поведения в бою, распределение военной добычи и т.д.

Следует отметить, что монголы до сих пор сохраняют и свято чтят древние обычаи кочевой жизни, живут в войлочных юртах автономно и обеспечивают свое существование за счет родового ведения натурального хозяйства.

В классической монографии ученого-востоковеда И. Майского «Современная Монголия», изданной в 1921 г., отмечается изумительная наблюдательность, природное любопытство, добродушие и гостеприимство монголов. Обычаи монголов и черты их характера отражены в этой книге настолько полно, что без её цитирования не обходится ни одна из публикаций по этой теме.

Степным азиатским кочевникам чужда и непонятна озабоченная деловитость европейцев. Человек медлительный, степенный – в их понятии почтенный человек; занятый, торопливый, стремительный – достоин всякого сожаления.

Любопытство монголов и их гостеприимство, как национальные черты характера, отмечают многие путешественники и сегодня. Стоит встать лагерем, как ниоткуда появляется конный всадник. Окрестные монголы приходят посмотреть издалека, подолгу наблюдают за жизнью лагеря. После вручения им мелких сувениров, обычно уходили, но на следующий день приходили другие.

В Монголии не принято с ходу задавать гостю вопросы. Гость тоже не должен торопиться выкладывать о себе все. В степи жизнь идет не спешно и процедура знакомства гостя и хозяина не составляет исключения. Принято перед разговором обменяться табакерками и понюхать табак друг у друга, не спеша попить чаю, обмениваясь общими фразами о здоровье и погоде, и уже потом начинать разговор о делах.

Множество примет и поверий обещает благополучие за доброе отношение к живому, а всяческие кары сулятся тому, кто нарушит обычаи. Нельзя выплескивать остатки чая, выбрасывать не обглоданную кость, отдавать что-либо левой рукой, продавать любимого коня, наступать на пролитое молоко. Для отпугивания злых духов надо хлопнуть три или девять раз в ладоши. Запретными считаются имена духов священных гор, они хранятся в тайне, не произносятся вслух без крайней надобности.

Копать землю у монголов считается крайне опасным, так как это влечет за собой несчастье. Строго запрещается копать землю ножом, скребком, лопатою или сохой в количестве свыше одной горсти. Также категорически нельзя рубить лес, охотиться и даже посещать некоторые «священные места». Бережное отношение к земле формировалось через систему запретов. Запрещалось без нужды ранить землю острыми предметами, чертить по ней, вскрывать ее поверхность. При необходимости закладки фундамента, рытья колодцев нужно было провести ритуал получения разрешения на эти действия и обряд «сэржэм» – подношения даров.

Старое монгольское общество практиковало ряд запретов, связанных с верой в духов: запрещалось купаться в реке, черпать воду золотой и серебряной посудой, резать скот, перерезая ему горло, ступать ногой на порог жилища, извлекать мясо из котла ножом, осквернять огонь, бить лошадь уздой. Ращид ад-Дин сообщает: «Обычай и порядок у монголов таковы, что весной и летом никто не сидит в воде, не моет рук в реке, не черпает воду золотой и серебряной посудой и не расстилает в степи вымытой одежды, так как, по их мнению, именно это бывает причиной сильного грома и молнии, а они этого очень боятся и обращаются в бегство».

Обычаи и традиции местного населения своими корнями уходят к культурному наследию древних народов, населяющих в прошлом территорию Центральной Азии. Некоторые из обычаев являются, по сути, отголосками древних шаманских и буддийских обрядов, религиозное содержание и назначение которых со временем было утрачено, но отдельные обрядовые действия соблюдаются и бытуют до сих пор среди местного населения. Многие поверья и запреты имеют общие корни центрально-азиатского происхождения, поэтому одинаковы у монголов и бурят. В их числе развитый культ обо, культ гор, поклонение Вечно Синему Небу (Хухэ Мунхэ тэнгри). Небо, по мнению монголов, видит все поступки и помыслы человека, который никогда не может укрыться от небесного правосудия: оттого монголы, чувствуя правоту восклицали: «небо, ты будь судьей».

Возле обо надо обязательно остановиться и почтительно преподнести дары духам. Если не остановиться у обо и не сделать жертвоприношения, – удачи не будет. По поверью монгол, каждая гора и долина имеет своего духа. Человек без духов ничто. Нужно задабривать духов, пребывающих везде и всюду, чтобы они не вредили и оказывали помощь. У монголов существует обычай «брызгать» духам местности. Как правило, перед питьем спиртного чуть-чуть капают на стол из рюмки или одним пальцем, обычно безымянным, слегка прикасаются к спиртному и брызгают в стороны и вверх.

Гильом де Рубрук так описывает этот обычай: «Всякий раз, как монголы соберутся для питья, надлежит сперва покропить на четыре стороны света: кропить трижды на юг, преклоняя каждый раз колена, и это делается для выражения почтения к огню; после того повторяют то же, обратясь на восток, в знак выражения почтения к воздуху; после того обращаются на запад для выражения почтения к воде; на север кропят в память умерших». Прежде чем пить, надлежит капнуть духу – хозяину местности, для этого «монгол выливает на землю соответствующую часть. Если он пьет, сидя на лошади, то до питья делает излияние ей на шею или на гриву».

«Платьев они никогда не моют, так как говорят, что Бог тогда гневается и что будет гром, если их повесить сушить». Рашид ад-Дин сообщает, что «обычай и порядок у монголов таковы, что весной и летом никто не сидит днем в воде, не моет рук в воде, не черпает воду золотой и серебряной посудой и не расстилает в степи вымытой одежды, так как по их мнению, именно это бывает причиной сильного грома и молнии, а они этого сильно боятся и обращаются в бегство».

Из числа главных традиций – священное почитание природы. Нельзя наносить вред природе. Ловить или убивать молодых птиц. Рубить молодые деревья у источников. Без нужды рвать растения и цветы. Нельзя бросать мусор и плевать в огонь очага. Оставлять за собой следы пребывания, например, перевёрнутый дерн, мусор, не затушенный костер. У источника воды «аршана» нельзя стирать грязные вещи. Нельзя ломать, выкапывать, задевать сэргэ коновязь, разжигать рядом костер. Не следует осквернять священное место плохими действиями, мыслями или словами. Нельзя громко кричать и сильно напиваться.

Особое почтение необходимо проявлять к старшим по возрасту. Нельзя косо смотреть, сердиться, ругаться, срывать свое плохое настроение на отце и матери. Нанесение обиды старшим это такой же грех, как лишить живое существо жизни.

От древних обычаев сохранилось уважительного отношение к огню своего очага. Очаг в юрте – место обитания богини огня Ут или хозяина огня – Отхан-галахан. С очагом и огнем связаны важные запреты, нарушение которых грозит благополучию семьи. Запрещалось лить воду в огонь. Нельзя вонзать нож в огонь, касаться огня ножом или острым предметом, доставать ножом мясо из котла, бросать в огонь очага мусор, тряпки – это оскорбляет дух домашнего очага. Запрещается давать огонь очага в другой дом или юрту. Считается большим грехом брызгать молоком в огонь очага. Запрещалось спать, вытянув ноги в сторону очага: считается, что это может испугать духа-хозяина юрты.

Огню приписывается магическое очистительное воздействие. Очищение огнем считалось необходимым ритуалом, дабы гости не устроили или не принесли какого-либо зла. Во время чингисидов все послы, купцы с дарами должны были проходить между двух огней для обезвреживания дурных намерений, которые могли иметь. Известен случай, когда монголы безжалостно казнили русских послов лишь за отказ пройти между двумя кострами перед ставкой хана. Очищение огнем широко используется и сегодня в сибирских шаманских практиках.

Обычай гостеприимства. До сих пор существует поверье: чем больше гостей заглянет в первый новогодний день в юрту, тем счастливее будет настающий год. Поднося гостю чай, хозяйка в знак уважения подает пиалу двумя руками. Гость должен принять ее также обеими руками этим он показывает уважение дому. В Монголии и Бурятии существует обычай правой руки. Пиалу при церемонии приветствия передают только правой рукой. И естественно, принимать любое подношение нужно правой рукой или двумя руками.

Чтобы подчеркнуть особое уважение, гостю в знак приветствия подают две руки, сложенные ладонями, как при буддийском поклоне, пожатие рук в этом случае делается также одновременно двумя руками.

При посещении буддийских дацанов, надо сначала обойти территорию храма по ходу солнца, вращая все молитвенные барабаны. Внутри храма двигаются по часовой стрелке и не входят в него в шортах. Нельзя проходить в центр храма во время службы и фотографировать без разрешения. Внутри храма следует избегать подвижных и суетливых действий, громко разговаривать.

Со времен «Ясы Чингисхана» монгольские табу стали основой монгольского общества. Вот некоторые из них:

  • Нельзя косо смотреть, сердиться, материться, ругаться, срывать свое плохое настроение на отце и матери. Это такой же грех, как лишить живое существо жизни.
  • Если сын хорошо бережет имя отца, то он также будет во всем счастлив.
  • Нельзя переходить дорогу перед старшими, пожилыми людьми. Этим наносится оскорбление, неуважение к старшим.
  • Тот, кто утратит свои прежние обычаи, будет всеми презираем и опорочит собственное имя.
  • Нельзя показывать ладони другому человеку. Считается, что линии на ладони отражают судьбу человека. Поэтому, монголы прячут свои ладони от других.
  • Нельзя без нужды рвать растения и цветы.
  • Запрещается убивать животное с детенышами.
  • У источника воды запрещается мыть грязные вещи и мыться с мылом. Такие действия считаются осквернением источника.
  • Нельзя ходить «до ветру» в сторону Полярной звезды. Северная сторона у монголов является почетной.
  • Запрещается давать огонь (очага) в другой дом или юрту (исключение только своим родственникам). Запрещается брать огонь у постороннего человека.
  • Нельзя ставить юрту на месте, где раньше располагались чужие юрты.
  • Нельзя ступать ногой на золу. Монголы считают, что на золе оставляет свои следы душа умершего человека.
  • При встрече не целуются, только касаются щек друг друга.
  • Запрещается дарить нож, острые предметы.
  • Придя в гости, главный подарок сразу не показывают, дают только при уходе. Подарки дарят не все сразу, а поочередно в течение всей встречи.
  • При затмении солнца, луны запрещается: есть, пить, спать и лежать.
  • Если прольется на землю вино или кумыс, то молния поразит лошадей.
  • Если пролито много вина, молния наверняка попадет в дом.
  • Преднамеренное пролитие вина или молока расценивалась монголами, как вредоносная магия против жилища и животных.
  • Монгольская женщина не расчесывает волосы при мужчине.
  • У монголов не принято без спроса хозяев входить в юрту. Нельзя входить в юрту тихо, неслышно, озираясь по сторонам. Нужно обязательно подать-Голос или покашлять. Таким образом, гость дает понять хозяевам, что не имеет никаких враждебных намерений.
  • Нельзя наступать на порог юрты. На пороге юрты запрещается сидеть, стоять и разговаривать с гостем.
  • Не должно покрывать голову платьем, закладывать обе руки за шею или заплетать их сзади
  • Запрещается в юрту вносить оружие. Его принято оставлять за порогом. Посетители должны снять с себя оружие и оставить его на правой стороне. Вынуть лук из сайдака, опустить тетиву, не оставлять в колчане стрел.
  • В юрте гостю нельзя садиться самовольно на северной – почетной стороне. Гостю заранее указывают его место. Он не должен садиться, где попало.
  • Перед заходом в юрту, нельзя ходить «до ветру» (облегчаться). Это считается оскорблением и неуважением к хозяевам юрты.
  • Нельзя входить в гости к хозяевам юрты с засученными рукавами, с лопатой или другими землеройными орудиями. По монгольскому обычаю монголы засучивают рукава при похоронах, а землеройные орудия вносимые в юрту считаются дурной приметой.
  • Нельзя приходить в гости с пустой посудой. Нужно обязательно в посуду что-нибудь положить, чтобы счастье из юрты не было унесено в пустой посуде.
  • Считается неприличным помогать хозяевам: передавать пищу, обслуживать гостей. Нельзя уйти, не попробовав угощение хозяев.
  • Нельзя стоя пить водку. Соблюдая обычаи стола, нужно обязательно сидя выпить предложенную водку.
  • На донышке пиалы не принято оставлять остатки чая и бросать в чашку остатки и объедки.
  • При застолье гости не имеют права менять свои места.
  • Когда дают угощение, не берут его одной рукой, в знак уважения принято брать угощение двумя руками.
  • Счастливым днем для начала дела считается полнолуние или начало лунного месяца.
  • Внутри храмовых стен, на монастырской земле, «невозможно убивать животных, сюда нельзя вносить водку и вино, здесь нельзя оставлять ночевать женщину, или же возможно только с разрешения начальника монастыря».
  • Считается унизительным чтение священным книг с людьми непосвященными ради забавы, смеясь и выкрикивая на разные голоса.
  • Нельзя употреблять воду вместе с животными – без различия будет ли то питье, на умывание, на омовение платья, посуды, зубочистки, поливку травы и пр.
  • Духовным лицам запрещается прикосновение к драгоценностям. По этому правилу воспрещается вообще брать в руки драгоценности, а равно светские музыкальные инструменты, военное оружие, так как все это способствует развлечению духа.

Мде)
Читаю вот и думаю, жалко что запах не передается, а то бы 99% не дочитали бы до второго абзаца
Прежде чем ехать в Монголию, задумайтесь о том, надо ли оно вам. Это совершенно другой уровень культуры и развития. Вы попадаете из нашего не понятно какого строя, в практически феодальное государство. Сервиса там практически не какого нет. Так что особо по Монголии не попутешествуешь. Единственное что, так это на машинах с палатками и своей кухней.
Несколько примечаний.
Чай в Монголии это не тот чай, что мы привыкли употреблять. Чай у них продается в прессованных брикетах и совсем слабо по виду напоминает чай, а по вкусу я вобще молчу на что похож. Кстати, автор упомянул о колбасе в чае, но если вы даже попросите просто чая, то нет не какой гарантии, что его жирность будет нулевой. Монголы пьют чай с жирностью до 60% наверное, как добиваются такого эффекта писать не буду.
Не знаю, что там изменилось за 30 лет, но 30 лет назад, монголы к русским относились очень не дружелюбно, не все правда, но процентов 80, особенно молодежь. Объяснялось это тем, что они просто завидовали.
В их далгурах (магазинах) водку продавали монголам по бичикам (талонам) в строго ограниченное время года, потому как пьяный монгол, это хуже русского у которого по пьяне башню срывает. Если попадете, не в коем случае не предлагайте и не пейте с монголами.
По поводу кормления грудью, это маломальское. Обычное дело было, когда перед универмагом монголка на газоне справляет малую/большую нужду.
Монголы с почтением относятся не только к старикам, а так же к отдельной касте монголов, которые получили образование в России вне зависимости от того как он учился, а как они в большинстве своем учатся не буду распространяться, у кого были такие сокурсники знают. Такой человек у них называется дарга (начальник) и они ему чуть ли не в ноги падают.
Не дай бог вам совершить какой-нибудь не правомерный поступок и попасться. Наказывают у них как в феодальном средневековье. Камера предварительно заключения - яма, кормят кишками и прочили сырыми субпродуктами.
За стол с ними садиться то же дело на большого любителя, так как кухня у них специфическая. К примеру праздничное мясо они готовили так. Двухсот литровая бочка ставится на огонь. На дне бочке камни. Сверху кидается говядина. Все это делается в поле без всякой обработки. Но если вам предложили уже готовое блюдо, то оно вполне ничего себе так на вид.
Залесть на монголку можно легко. Могут даже предложить. Но не думаю, что будет какое-то желание. Аромат они истончают просто прекрасный, впрочем как и все остальные. В Монголии есть поверие "искупался - смысл с себя счастье". Соответственно для достижения какого-то, ведомого им эффекта, мажутся монголы бараньем жиром. Ну и вот представьте какой от них стоит запах.
Так, что по Монголии путешествовать лучше всего своим ходом (на машине), с палатками, со своими продуктами и возможностью приготовить - т.е. отдых для любителей природы.
Смотреть в Монголии особо не чего. С севера на юг почти лысые сопки переходят в пустыню. Очень красиво по руслу Селенги, очень много облепихи и рыбы. Монголы рыбу не ловят, но и ловить разрешают по разрешениям только.

Сегодня снова пятница, и снова гости в студии, крутят барабан и угадывают буквы. Очередной выпуск капитал-шоу Поле чудес у нас в эфире и вот один из вопросов в игре:

Что нельзя делать с огнем, по мнению монголов? 7 букв

Правильный ответ - ПЛЕВАТЬ

Монголы почитали огонь. Идет это из глубокой древности. Причем огонь у них связан с женщиной, матерью. А происходит огонь от дерева. То есть огонь добывает мужчина, а разводит женщина. Что логично. С огнем у монгол много чего нельзя делать. Например нельзя его передавать в другой дом или брызгать в огонь молоко.

Такой запрет существует у многих народов. Огонь – это священный источник тепла, жизни у всех народов. Невозможно представить, что бы произошло, если бы человек не смог добывать огонь. Вымерли бы. У монголов трепетное отношение к огню, так как климат у них суровый. Затухнет огонь и замерзнешь в морозной степи на ветру и без укрытия. И в юрте тоже без огня не обойтись. И согреться надо, и пищу приготовить. Много запретов и ритуалов у монголов связано с огнем. Один из них такой: в огонь нельзя плевать. Кстати, у русских тоже есть такой запрет, но сейчас уже многими забыт, а зря. Охотники и рыбаки о нем помнят.

ИНФОРМАЦИЯ ТУРИСТАМ

МОНГОЛЬСКАЯ ЮРТА

До народной революции в Монголии было очень мало строений жилого типа. Исключением являлись храмы, монастыри и другие культовые строения. Все население жило в юртах, кочуя по просторам страны. Вот почему Монголия прошлого называлась "страной войлочных юрт". Впрочем, и до сих пор в юртах проживает большинство населения, особенно в сельской местности.

Войлочная юрта идеально приспособлена к кочевой жизни. Ее можно свернуть и погрузить на транспорт буквально за час, и также быстро поставить на другом месте. Раньше разборную юрту транспортировали на повозках, в настоящее время для этого используется грузовой автомобиль, на котором перевозится юрта вместе со всем скарбом.

Основные элементы юрты - деревянный сквозной каркас и войлочные покрытия - были приспособлены к быстрой сборке, разборке и перевозке на дальние расстояния. Например, появились складные секции решетчатой стены юрты - ханы. Это позволяло значительно ускорить процесс сборки и разборки юрты; прибавляя или убавляя секции стены, можно было изменить внутреннее пространство юрты и, наконец, в случае повреждения одной секции заменить ее новой. Остов стандартной юрты состоит из 4 - 6 деревянных решеток-стен.

Кровля юрты составлялась из жердей - уни, один конец у которых заострен, а на другом имеется веревочная петелька. Заостренным концом они упирались в круг - тоно - центр кровли, а нижним - на решетки-ханы. Таким образом, давление кровли равномерно распределялось по всему периметру стен. Иногда, чтобы увеличить прочность конструкции, тоно изнутри юрты дополнительно поддерживали двумя-четырьмя стойками.

Вход в юрту закрывала завеса из стеганого войлока, которую позже сменила деревянная двустворчатая дверь. Иногда в зимнее время к входу в юрту пристраивали теплый деревянный тамбур. Юрта, как правило, не имела окон, и свет проникал в нее через отверстие тоно, а в теплое время года и через открытую дверь.

Посреди крыши дымовое отверстие. На остов снаружи накладывается, иногда в два слоя, войлочная кошма, поверх которого укладывается материя, защищающая войлок от дождя и снега. Ткань обвязывается веревкой.

Внутреннее устройство юрты зависит от материального положения семьи, а также, в большей степени, от ее предназначения. Как правило юрты, предназначенные для перекочевки, выглядят беднее и проще. Гостевые юрты (предназначенные для размещения гостей) выглядят очень нарядно.

Дверь монгольской юрты всегда обращена к югу. Эта особенность установки юрты, позволяла кочевникам определять время суток. Солнечный луч, попадая в юрту через верхнее отверстие в юрте, скользя по обрешетке, в течение дня проходил по периметру внутренней стенки юрты. По месту нахождения солнечного луча в юрте весь световой день от восхода до заката солнца делился на 29 временных периодов, соответствующих вертикальным жердям каркаса юрты. Юрты, установленные в городе особо не ориентированы по сторонам света. Как правило вход в юрту обращен в сторону входа (въезда) на участок, где проживает семья.

Северная сторона, прямо против входа, считается самой почетной: там принимают гостей. В центре юрты традиционно размещается печь. Очаг - символ обжитого дома, место обитания хозяйки огня. Вдоль стены полукругом стоит домашняя утварь, центральный сундук у северной (напротив входа) стороны юрты раньше считался домашним алтарем. На нем стояли буддийские статуэтки, лежали "святые камни", стояли чашечки для жертвоприношений.

Северная половина юрты считается более почетной, тут принимают гостей. Нельзя садиться самовольно без приглашения на северной почетной стороне. Восточная половина (как правило, справа от двери, вход юрты всегда обращен на юг) считается женской, левая мужской. В мужской половине юрты хранится скотоводческий и охотничий инвентарь, на женской половине - хозяйственная утварь. Это разделение сохраняется и сейчас.

До сегодняшнего дня сохранились обычаи и существуют определенные правила при посещении монгольских юрт.

    Без спроса хозяев входить в юрту

    Вплотную подъезжать к юрте на автомобиле. Следует остановиться поодаль и громко попросить убрать собак.

    Гость не здоровается через порог, обмениваются приветствиями, только войдя в юрту или перед юртой. Порог юрты считается символом благосостояния и спокойствия семьи. Разговаривать через порог не принято. При входе нельзя наступать на порог юрты, садиться на него, это запрещено обычаем и считается невежливым по отношению к хозяину. Обычно монголы сначала в дверь просовывают голову, а затем переступают порог, не наступая на него.

    Оружие и поклажу, в знак своих добрых намерений, надо обязательно оставить снаружи. Гость обязан вынуть из ножен нож и оставить его за пределами юрты.

НЕЛЬЗЯ:

    Нельзя входить в юрту тихо, неслышно. Нужно обязательно подать голос. Таким образом, гость дает понять хозяевам, что не имеет никаких дурных намерений.

    Нельзя заходить в юрту с пустой посудой и землеройными орудиями. Вносимая в юрту гостем пустая посуда, по монгольским приметам угрожает потерей счастья, лопата или другое землеройное орудие - к покойнику.

    Нельзя входить в юрту с какой-либо ношей. Считается, что человек, сделавший это, имеет дурные наклонности вора, грабителя.

    Постороннему нельзя входить в юрту, где рожает женщина,

    Нельзя выносить и отдавать кому-либо огонь очага и молоко, чтобы с ним не ушло счастье;

    Нельзя свистеть это сигнал, созывающий злых духов.

    Запрещается давать огонь очага в другую юрту и брать его у незнакомого человека.

    Запрещается дарить нож и острые предметы.

    При застолье гости не имеют права менять свои места.

До XIX века юрта была основным жильем кочевников: и домом, и храмом, и дворцом. Жилище князя отличалось лишь большими размерами и своим богатым убранством. Передвижные войлочные белые городки непрерывно перемещались с места на место. Огромные повозки на которых перевозились большие юрты можно увидеть на туристической базе "Чингис Хан хурэе" (повозки остались после съемок художественного фильма о "Чингис Хане".

Старайтесь уважать культуру и традиции жителей страны. Если вы не знаете как поступить правильно, в том или ином случае - не бойтесь - спрашивайте, и вам с интересом расскажут о том, что вы не знаете. Если хотите сфотографировать обитателей дома, обязательно спросите их разрешения.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
  • Юрта прежде и теперь. Майдар Дамгинжавын. Памятники истории и культуры Монголии.
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА
  • Монгольская юрта. Страницы фотоальбома. (32 фотографии, 2010 - 2013 годы)

В Монголии не принято с ходу задавать гостю вопросы. Гость тоже не должен торопиться выкладывать о себе все. В степи жизнь идет не спеша и процедура знакомства гостя и хозяина не составляет исключения.

Для отпугивания злых духов надо хлопнуть три или девять раз в ладоши.

Запретными считаются имена духов священных гор, их имена хранятся в тайне, не произносятся вслух без крайней надобности.

Копать землю у монголов считается крайне опасным, так как это влечет за собой несчастье. Также категорически нельзя рубить лес, охотиться и даже посещать некоторые `священные места`. ,

Нельзя наносить вред природе . Ловить или убивать молодых птиц. Рубить молодые деревья у источников. Без нужды рвать растения и цветы. Нельзя бросать мусор и плевать в огонь очага. Оставлять за собой следы пребывания, например, перевёрнутый дерн , мусор, незатушенный костер. У источника воды `аршана` нельзя стирать грязные вещи. Нельзя ломать, выкапывать , задевать сэргэ — коновязь, разжигать рядом костер.

Не следует осквернять священное место плохими действиями, мыслями или словами. Нельзя громко кричать и сильно напиваться.
Особое почтение необходимо проявлять к старшим по возрасту. Нельзя обижать стариков. Нанесение обиды старшим — это такой же грех, как лишить живое существо жизни.

Монголия — это страна в Центральной Азии с населением около 2,8 млн. жителей. Ее ближайшими соседями являются Китай и Российская Федерация. Среди населения страны преобладают монголы (85 % населения), также его этнический состав представлен дархатами, сартулами, хотонами, бурятами, торгутами, мянгатами, харачинами, казахами, киргизами и другими группами.

Основным языком в Монголии является монгольский. Интересно, что более четверти населения страны говорит на русском языке и понимает его, так как многие представители старшего поколения учились в Советском Союзе или России. Кроме того, с 2007 года русский язык входит в обязательную программу обучения в монгольских школах.

Официальной религией Монголии, которую исповедуют более 90% населения, является буддизм. Основная денежная единица в стране — тугрик.

Нельзя выплескивать остатки чая, выбрасывать не обглоданную кость, отдавать что-либо левой рукой, продавать любимого коня, наступать на пролитое молоко.

Нельзя вонзать нож в огонь , а также каким бы то ни было образом касаться огня ножом или острым предметом, или доставать ножом мясо из котла. Считается большим грехом брызгать молоком в огонь очага. Нельзя бросать в огонь очага мусор, тряпки — это оскорбляет дух домашнего очага. Запрещается давать огонь очага в другой дом или юрту.
Поднося гостю чай, хозяйка в знак уважения подает пиалу двумя руками. Гость должен принять ее также обеими руками — этим он показывает уважение дому. В Монголии и Бурятии существует обычай правой руки. Пиалу при церемонии приветствия передают только правой рукой. И естественно, принимать любое подношение нужно правой рукой или двумя руками.

Чтобы подчеркнуть особое уважение, гостю в знак приветствия подают две руки, сложенные ладонями, как при буддийском поклоне , пожатие рук в этом случае делается также одновременно двумя руками.

При посещении буддийских дацанов надо двигаться по часовой стрелке внутри храма и перед посещением обойти территорию храма по ходу солнца, вращая все молитвенные барабаны. Нельзя проходить в центр храма во время службы и фотографировать без разрешения. Внутри храма следует избегать подвижных и суетливых действий, громко разговаривать . Нельзя входить в храм в шортах.

В Монголии существует обычай правой руки.
У монголов считается дурным тоном говорить о своих неприятностях, болезнях и проблемах.
Монголы очень суеверны, и многие запреты в стране связаны со множеством поверий. Например, для отпугивания злых духов надо хлопнуть 3 или 9 раз в ладоши.
Придя в гости (в монгольскую юрту), нельзя садиться самовольно на северной - почетной - стороне.
Строго запрещается копать землю ножом, скребком, лопатою или сохой. Нельзя рубить лес, охотиться и даже посещать некоторые «священные места».
Нельзя вонзать нож в огонь или доставать им мясо из котла.
Многие монголы знают русский язык.
Внутри храма следует избегать подвижных и суетливых действий, громко разговаривать. Нельзя входить в храм в шортах.
В стране запрещается фотографировать и снимать на видео военные объекты, панорамы городского аэродрома, крупные железнодорожные и шос¬сейные мосты, перевалы, а также экспонаты в музеях (в некоторых разрешается за определенную плату) и театральные зрелища.
Монгольским законом строго запрещено изготовление и ношение в городах ножей, финок и других предметов в качестве оружия. Сотрудникам полиции предоставлено право обыскивать лиц, подозреваемых в ношении указанных предметов, и привлекать граждан к уголовной ответственности.
В Монголии не рекомендуется употреблять алкоголь в общественных местах. За появление в общественных местах в нетрезвом виде взимается штраф.

На тайлаганах или шаманских обрядах не следует стремиться прикасаться к шаманской одежде, бубну и тем более что-либо надевать из шаманских атрибутов на себя, чтобы сфотографироваться. Даже шаман редко наденет на себя вещь чужого шамана , а если и делает это, то только после соответствующего обряда очищения. Существует поверье, что некоторые предметы , особенно связанные с магией, несут в себе определенное количество силы. Категорически запрещается простому человеку ради развлечения произносить вслух шаманские молитвы (дурдалга).
Не надо дулю показывать. Это какой-то очень скверный знак.

Если ногу задели то нужно коснуться руки рукой. Это очень обязательно.
Кошки, кошачий стиль и вообще любые упоминания на эту тему — плохо. `Собака желает своему хозяину жизни, а кошка — смерти`. Это отвратительные существа по мнению монголов. Как считается исторически, это происходит потому что они никогда нее имели запасов зерна, которые следует оборонять от мышей котами, ну и значимости этих мохнатых тварей не прочувствовали .

Нужно усвоить числительные вместе с вопросом `сколько стоит?`. Потому что если вы все же смогли спросить, но не поняли сколько стоит на слух, то на универсальном переводчике — калькуляторе, вы увидишь цену в два или несколько раз больше . Правильно. Это скупой дважды платит, а ленивый — трижды и так далее. И, кстати, если совсем монголький никак не идет, в Улаанбаатаре можно говорить по-русски.

Не нужно разговоров про вегетарианство . Это разновидность болезни здесь, причем, психической.
Женщина в Монголии — главнее мужчины при всем уничижении со стороны последних.
Чингисхан — святой человек и основатель монгольского государства. Не надо шутить с этим именем, поскольку стандартны юмора, заложенные Чарли Чапином здесь не очень приветствуются. У монголов, как и у нас, есть история, которой должно гордиться.

Не стоит думать, что контракт или договоренности решили все. Маргаш это может быть полностью пересмотрено. Ну и что? Не страшно, на самом деле. И торговаться, в общем, можно даже в магазине. Не торгуешься — не уважают. Это закон