Кошерный продукт что такое? Кошерные продукты: список. Кошерная еда: что это такое, определение

Кашрут - система ритуальных правил, определяющих соответствие чего-либо требованиям Галахи , еврейского Закона. В основе законов кашрута лежат заповеди Торы , а также дополнительные правила, установленные еврейскими религиозными авторитетами, главным образом в Мишне и Гемаре , вместе образующими Талмуд (Устная Тора).

Обычно термин «кашрут » используют применительно к своду религиозных предписаний, связанных с пищей, однако его применяют и в других аспектах традиционной жизни - от юридических (например, правомочность свидетелей ) до бытовых (выбор ткани ) и ритуальных (тфилин , цицит).

Кашрут пищи

В разных еврейских общинах законы кашрута могут несколько различаться. Наибольшие различия существуют при соблюдении пасхальных запретов. Правила кашрута различаются и у разных течений внутри иудаизма, например для особо верующих имеются особо строгие правила так называемый глат ко́шер (идиш גלאַט כּשר - «просто/строго кошерное»).

Кошерность мяса

Животные, обитающие на суше

В пищу разрешено только мясо животных, являющихся одновременно жвачными (строго травоядных) и парнокопытными (имеющих раздвоенные копыта). Это травоядные животные, такие как коровы, овцы и козы, а также: лоси, газели, горные козлы, жирафы и т. п.

Тора перечисляет четыре вида животных, обладающих только одним из двух признаков кошерности. Это свинья , верблюд , даман и заяц . Эти животные запрещены в пищу. Таким образом, свинина некошерна потому, что свинья не жует жвачку, а не потому, что свинья грязнее прочих животных.

Птицы

Тора не определяет никаких признаков для кошерных птиц. Она просто перечисляет список трефных птиц. Среди них такие, как орёл, сова, пеликан. Поскольку сегодня нет возможности точно идентифицировать всех трефных птиц, перечисленных в Торе, в пищу употребляют только домашних птиц, о кошерности которых существует традиция. Это куры, утки, гуси, индейки и голуби.

Яйца птиц должны обязательно иметь разные концы: один более острый, другой - более округлый. Яйца же тех видов птиц, которые имеют одинаковые концы: или оба острые, или оба тупые - есть нельзя (обычно такие птицы хищные или падальщики). Поскольку кровь категорически запрещена к употреблению, яйца, в которых есть сгусток крови - являются некошерными.

Библейские животные, название которых не установлено

Значение названий некоторых животных, упоминающихся в Пятикнижии в связи с кашрутом, исследователями точно не установлено. Среди них: «анака » , «летаа » , «хомет », «тиншемет » , «харгол » , «хагав » , «солам ».

Забой скота и птицы (шхита ) и кошерование мяса

Законы кашрута распространяются также и на процесс забоя животного. Чтобы мясо было полностью кошерным, оно должно отвечать нескольким требованиям:

Существуют также специальные законы ритуальной подготовки ножа , которым будет зарезано животное - как затачивать нож, проверять, чтобы на нём не было ни малейшей щербинки и т. п.; законы о том, где и как резать (только одним движением и только горло в районе прохождения сонной артерии). Мясо зарезанных надлежащим образом животных, здоровье которых было непоправимо повреждено, некошерно.

Тора запрещает употреблять в пищу кровь. Поэтому мясо замачивают в воде комнатной температуры, а затем помещают на специальную доску для соления и посыпают крупной солью. Соль впитывает кровь. После этого мясо тщательно промывают.

Шо(й)хет обычно много лет учится в ешиве , чтобы получить общие знания еврейских законов. Затем он проходит специальный курс для резников, длящийся около года и завершающийся экзаменом. Только после этого он получает право делать шхиту. Законы о шхите и проверке туши животного на кошерность весьма многочисленны и сложны, поэтому лишь человек, который досконально их изучил и получил соответствующий диплом, имеет право заниматься этим ремеслом.

Специалист, проверяющий тушу предназначенного в пищу животного, называется машгиах (ивр. משגיח ‎, надзирающий). Машгиах обследует тушу, чтобы установить, есть ли признаки болезни , по которым мясо считается трефным. Существуют и другие профессии, связанные с кашрутом, например менакер (ивр. מנקר ‎) - человек, очищающий заднюю часть туши от запрещённых в пищу жил.

Кошерность рыбы

«Рыба» в данном случае является расширенным понятием, включающим в себя не только собственно рыб, но и других обитающих в воде животных. Рыба , согласно законам кашрута, мясом не является, а потому на неё правила относительно мясных продуктов не распространяются. Рыба является «па́рве » (от идиш פּאַרעװע , «ни молоко, ни мясо», «нейтральное»), то есть может употребляться как с мясными, так и с молочными продуктами. Тем не менее, существует традиция не есть рыбу вместе с мясом.

Кошерные рыбы, согласно определению кашрута, имеют два обязательных признака: у них есть чешуя и плавники . Кошерная чешуя не прикреплена намертво к телу рыбы и с лёгкостью отделяется, если провести по рыбе ногтем. В случае, если есть сомнение о наличие у рыбы плавников или чешуи, существуют вспомогательные признаки: кошерная рыба имеет жабры , позвоночник , и должна метать икру .

Производство мёда начинается с того момента, как рабочая пчела покидает улей для сбора нектара или пыльцы. Пчела собирает нектар в мешок, расположенный на её теле, и приносит его в улей. В улье нектар передается от одной пчелы к другой, жуётся и выплёвывается по несколько раз. Таким образом образуется густой сироп, который содержит большее количество протеина и очень мало влаги. Рабочая пчела выливает сироп в ячейку соты и затем обдувает его своими крылышками. Это делает сироп ещё более густым. Так получается мёд.

Таким образом, несмотря на то, что со строго научной позиции, нектар и подвергается ферментной биотрансформации секретами, выделяемыми в зобу медоносной пчелы , с точки зрения кашрута, мёд представляет собой цветочный сок, переработанный пчелой и поэтому считается продуктом растительного, а не животного происхождения.

Кошерность напитков

Некоторые сорта водки являются трефными, поскольку в их состав входят молочные добавки (например, водка «Посольская»).

Пасхальный кашрут

Для продуктов в фабричных упаковках в дополнению к штампу кашрута должен присутствовать специальный штамп «Кашер ле-Песах » («Kosher for Passover»).

Хамец

В Песах нельзя не только пользоваться, но и владеть квасным (хамецом).

Примеры квасного:

  • Любые злаки - пшеница , ячмень , рожь , овёс , или полба , которые входили в контакт с водой или другими жидкостями, должны рассматриваться как хамец, поскольку в них может начаться брожение .
    • Мучные продукты: лапша из муки, вермишель , овсянка , хлеб , торт , печенье , пирожные , маца и блюда из мацы, не приготовленные специально для Песаха.
    • Продукты из злаковых: кукурузные хлопья, воздушные пшеничные зерна, толченая пшеница и др.
  • Солодовые продукты: все солодовые и дрожжевые продукты, овощные экстракты, горчица и другие приправы.
  • Напитки: пиво, виски и другие алкогольные напитки, солодовый уксус и маринованные продукты, содержащие солодовый уксус, фруктовые эссенции, глюкоза.

В различных еврейских общинах правила относительно квасного могут отличаться друг от друга. Так, ашкеназы запрещают в пищу и употреблению т. н. китнийот : продукты, содержащие бобовые , рис , а также похожие на них продукты, например, арахис , и др. Существуют различные обычаи по отношению к различным растительным маслам , например, к соевому и кукурузному маслам.

Мнения о значении кашрута

Полезность кошерной пищи

Согласно этому мнению, Творец, сотворивший мир, дал человечеству Закон, в соответствии с которым следует жить. Он лучше всех знает, что хорошо и полезно для духовного благополучия человека. Подобно тому, как если врач даёт пациенту определённые лекарства или назначает диету, пациент будет следовать указаниям врача, даже не понимая их смысла. Пациент понимает, что врач знает лучше, какое именно лечение необходимо, и принимает назначенные лекарства, даже если не имеет представления, как именно они действуют.

Стремление к святости

Согласно этому мнению, цель законов кашрута состоит в том, чтобы привить такие качества как самодисциплина и способность к самоограничению, а также возвысить акт принятия пищи от животного уровня до высокоорганизованного и сознательного.

Тем самым, законы кашрута являются частью системы заповедей Торы, выполняя которые, человек учится контролировать свои желания и страсти и, тем самым, растёт духовно.

Сохранение национальной самоидентификации

Многие законы кашрута направлены на то, чтобы ограничить контакты с неевреями. К примеру, многие виды пищи считаются трефными только из-за того, что приготовлены неевреями. Виноградное вино, приготовленное неевреями, также запрещено.

Эти «неудобные» законы служат преградой, барьером для контактов, которые могут в конце концов привести к бракам с неевреем, что является серьёзным нарушением Торы. Кашрут также сближает евреев, где бы они ни находились. Когда еврей, соблюдающий кашрут, едет в другой город или страну, он будет искать там раввина и общину, где он сможет достать кошерную еду. А в синагоге, еврей встречает ещё больше новых друзей, разделяющих его взгляды и нравственные ценности. Таким образом, соблюдающий законы кашрута еврей никогда не окажется в одиночестве в любом городе мира, где живут евреи.

Когда кто-то в некошерном ресторане заказывает говяжий бифштекс вместо свиных отбивных, пытаясь соблюсти «кошер», я уже не смеюсь над ним. Выбор этого человека, возможно, свидетельствует о его попытке отказаться от некошерной свинины… Если он отказывается от сливочного масла и не разбавляет свой кофе молоком после мяса, я уважаю этого человека ещё больше, ибо он, очевидно, помнит заповедь Кашрута «НЕ ВАРИ ТЕЛЁНКА В МОЛОКЕ МАТЕРИ»… А если он вообще предпочитает рыбу мясному, я усматриваю в нём человека, серьёзно пытающегося жить по заповедям Бога

Р. Залман Шахтер, «Состояние еврейской веры»

Моральные ценности

Согласно этому подходу, цель законов кашрута в том, чтобы

  1. сократить до минимума число животных, которых можно убивать;
  2. производить умерщвление животных наиболее безболезненным способом;
  3. воспитать отвращение к пролитию крови.

Жестокость по отношению к животным прямо запрещена Торой. Охота и умерщвление животных для развлечения - запрещены. Убивать животных можно только для еды, для медицинских исследований и т. п. Шхита (забой скота согласно Торе) - является одним из наиболее гуманных методов умерщвления животного. В соответствии с законами кашрута, любое раненое животное уже не кошерно. Поэтому убивать животных следует быстро - одним ударом, чтобы уменьшить боль до минимума. Инструменты, которыми пользуется резник (нож, топор), должны быть острыми. Животное при этом теряет сознание в доли секунды.

Тора запрещает также употреблять в пищу кровь. Этим объясняются специальные законы забоя скота, замачивания и соления мяса, обеспечивающие удаление крови. Таким образом Тора учит не быть жестокими.

Удивительно, что никто из соседей израильтян не разделяет существующего у них абсолютного запрета на употребление крови. На кровь смотрят как на продукт питания… Кровь - это символ жизни. Согласно законам иудаизма, человек имеет право на поддержание своей жизни путём употребления в пищу лишь минимального количества живой материи… Человек не имеет права посягать на саму «жизнь». Поэтому кровь - жизнь - должна быть символически «возвращена Богу» - мясо должно быть обескровлено перед приготовлением пищи.

Яков Милгром, профессор университета в Беркли

Объективность и бренды кашрута

На упаковке продукта может быть несколько печатей инстанций, проверяющих кошерность. Это делается, чтобы удовлетворить все сегменты рынка.

Из всего вышеизложенного следует, что кашрут является герменевтическим сводом субъективных суждений, и его нельзя подтвердить объективным лабораторным исследованием. Поэтому многие верующие люди не полагаются на лицензии о кашруте государственных ведомств, таких, как Главный раввинат в Израиле или Инспекция кашрута штата Нью-Йорк, или крупных организаций, как Ортодокс Юнион , а предпочитают лицензирование от известного им или почитаемого в их общине раввина .

С 1950-х годов существует общепринятый международный товарный знак кошерной пищевой продукции - буква «К» в окружности - подтверждающий кошерность продукта. На упаковке может быть несколько печатей и фирменных знаков. Это значит, что производители позаботились получить лицензию кашрута в разных инстанциях, чтоб удовлетворить все возможные сегменты рынка. В Израиле в 1977 году все крупнейшие сети супермаркетов устранили некошерные продукты со своих прилавков. В Армии обороны Израиля обязательно приготовление лишь кошерной пищи.

Рынок кошерных продуктов

В настоящее время рынок кошерных продуктов стал огромным бизнесом. Лишь в США годовой оборот рынка составляет по разным оценкам от 50 до 150 миллиардов долларов . По сообщению журнала «Новости пищевой отрасли» , рынок кошерных продуктов активно расширяется, завоевывая крупные сегменты нееврейских потребителей.

Согласно данным журнала Kosher Today, среди 11 млн американцев, выбирающих продукты по принципу кошерности, только один миллион собственно евреев. Кошерные продукты потребляют не только набожные евреи, но и другие категории потребителей: вегетарианцы , адвентисты седьмого дня , мусульмане , люди с аллергией на лактозу или клейковину и многие другие категории потребителей.

Объём российского рынка кошерных продуктов составляет около $5 млн (на июль 2006). Помимо магазинов, традиционно работающих при синагогах , в 2002 году на Трифоновской улице ООО «Кошер» открыло первый и пока что единственный в Москве супермаркет кошерной еды.

Это слово произошло от еврейского «кашрут». Кашрут – это свод правил и законов о разных областях жизни, напоминающий иудеям о том, что является дозволенным, а что – нет. В основе Кашрута лежат законы Торы и правила, которые установили иудейские религиозные деятели (все вместе эти правила и законы Торы образуют Талмуд). «Кошерным» называется всё дозволенное, в том числе и еда, которую иудей может употреблять. В это понятие входят и другие аспекты – что дозволено в семейной жизни, общественной жизни.

Что такое кошерная еда

Итак, кошерными называются виды пищи, которые дозволено употреблять правоверному еврею. Иудеи полагают, что некоторые виды пищи отрицательно влияют на духовность человека, в то время как другие увеличивают её. Особенно это касается мяса. На характер человека может влиять то, каким мясом он питается. Например, считается, что мясо хищников делает людей агрессивными и жестокими. Также смысл кошерной еды в ограничении жестокости по отношению к животным.

Правила, касающиеся посуды (раздельное приготовление мясных, молочных и растительных блюд), также продиктованы правилами гигиены.

Продукты, считающиеся кошерными

  • Разрешено к употреблению мясо травоядных жвачных животных, являющихся парнокопытными. Это коровы, козы, овцы, лоси и так далее. При этом животное должно быть убито кошерным способом. Используется специальный острый нож, позволяющий убить животное одним движением, так, чтобы оно не успело испугаться. Забой скота должен производить специалист. Мясо перед приготовлением вымачивают в рассоле, выполаскивают и убирают из него кровь. Только после этого оно становится полностью пригодным для еды.
  • Мясо домашней птицы (кур, уток, гусей, индейки) и их яйца считается кошерными.
  • Рыба, имеющая чешую и плавники. В отношении рыбы специальных правил по поводу способа её добычи нет.
  • Мясные и молочные продукты употребляются раздельно, между едой при этом должно пройти несколько часов.
  • Фрукты и овощи, а также все продукты растительного происхождения, включая мёд, сахар, соль, крупы и злаки, хлеб, грибы, кофе и чай являются кошерными, и их можно употреблять совместно с другими видами пищи. Они называются «парве» (нейтральные). Рыба тоже считается «парве», но по традиции её не употребляют вместе с мясом.
  • Спиртные напитки, вина разрешены, но в отношении их приготовления и выращивания сырья существует большой свод правил. Только при соблюдении всех правил напиток считается довзоленным.

Некошерные («трефные») виды пищи

  • Кашрут запрещает есть мясо животных, не являющихся жвачными или парнокопытными (свиньи, зайцы и т.д.). Эти животные считаются «грязными».
  • Запрещена к употреблению кровь животных и птиц.
  • Рыбу нельзя смешивать в одном блюде с мясной и молочной пищей.
  • Мясо хищных птиц, падальщиков и вообще диких птиц. Точного списка птиц, мясо которых нельзя есть, не существует, поэтому все дикие птицы считаются «некошерными». Их яйца также нельзя употреблять в пищу.
  • — Традиция также не разрешает есть моллюсков и ракообразных – осьминогов, кальмаров, устриц, крабов, креветок, омаров), так как они не имеют чешуи и плавников.
  • Икра некошерной рыбы (не имеющей чешуи и плавиков), например, осетровая икра, тоже не является кошерной.
  • Запрещено употреблять в пищу насекомых, пресмыкающихся и земноводных. Единственным пригодным для еды насекомым считается определённый вид саранчи. Из-за этого иудеи должны очень внимательно осматривать фрукты, овощи и крупы перед употреблением, чтобы убедиться в отсутствии насекомых и их личинок.
  • Посуда, в которой готовилось мясо, не может использоваться для приготовления молочных продуктов и парве.
  • Если посуда, в которой была приготовлена некошерная пища, соприкасалась с кошерной едой, то еда тоже становится некошерной.

Где можно найти кошерную еду

Некоторые производители, в особенности в Израиле и США, ставят отметку о «кошерности» своих продуктов, подтверждающую, например, что животное было убито дозволенным способом. Такие продукты можно приобрести в основном в специализированных магазинах, но иногда товары с отметкой «Кошер» продаются и в обычных супермаркетах. Кошерные продукты выбирают не только правоверные , но и мусульмане (у которых существует аналогичное понятие «халяль»), и сторонники здорового образа жизни, и борцы с жестоким отношением к животным. Таким образом, производство и продажа кошерной еды занимает особую нишу в бизнесе.

Кулинарные традиции создаются не в ресторанах для гурманов, а руками самой природы. Именно природа диктует нам наши гастрономические привычки – если земля богатая, плодородная, значит, и блюда будут самыми разнообразными, если же климат суровый – кухня будет отличаться скучной питательностью. Именно по этому принципу и сложились кухни народов мира исторически. Сегодня, вопреки тому, что и кокосы стали доступными на севере, так же как и оленина с морошкой на юге, понятие национальных кухонь все еще не исчезло.

Единственное исключение составляют евреи – они живут (причем исторически) в самых разных уголках мира, при этом их кухня одна, и «стандартизирована» не «Матушкой Природой», а Священным писанием. Еда евреев называется кошерной пищей, что значит – пригодная еда, правильная, полезная.

Правила кошера

Кошерная пища – это еда разрешенная кашрутом. Кашрут – это свод правил, который диктует не только перечень разрешенных продуктов, но и способы приготовления. При этом, слово «кошерный» может легко применяться не только к еде, но и к человеку, ситуации, предмету. В любом случае, «кошерный» будет означать правильный, положительный.

О том, какая пища кошерная сказано в Библии – это животные с «раздвоенными копытами» и «жующие жвачку». Это относится к разрешенным к употреблению животным. Животных нужно не только правильно выбирать, но и забивать. Еврейские общины выдают разрешения мясникам, а те должны разделать тушу по всем правилам – полностью спустить кровь, провести предварительный осмотр. Мясо перед приготовлением вымачивают в соленой воде.

Что касается растений – они все кошерные.

Мясо

Итак, рассмотрим подробно, какая еда кошерная. Прежде всего, надо разобраться с мясом. Животные должны быть одновременно и парнокопытными, и травоядными, значит, это:

  • коровы;
  • овцы;
  • козы;
  • лоси;
  • газели;
  • горные козлы;
  • жирафы.

Свиньи запрещены по кашруту, ведь они не «жуют жвачку». Кроме того, не кошерно и больное или пойманное на охоте животное. Сало, находящееся возле желудка следует удалять, как и седалищный нерв. В животном «съедобна» по кошеру только первая половина тела. На примере коровы – начиная от вымени все мясо не кошерно.

Птица

Кошерными считаются домашние птицы, которые забиты резником с разрешением от общины. То есть, это – куры, гуси, перепела, индейки, голуби, утки и т.д. Кошерные яйца должны быть от разрешенных птиц. Если же в яйце найден сгусток крови его следует удалить.

Рыба

Кошерная рыба должна быть с плавниками и чешуей. Казалось бы, подходить совершенно вся рыба, но не все так просто. Осетра, угри, акулы, сомы, киты, дельфины не имеют кошерной чешуи. Значит, их употребление запрещено. Тот же запрет переходит и на ракообразных и моллюсков.

Сочетание продуктов

В рецептах кошерной пищи очень важно также сочетание и порядок потребления. Так, все продукты делятся на молочные, мясные и нейтральные. Молочные продукты нельзя есть с мясными, зато нейтральные можно совмещать и с первыми, и с вторыми. После потребления мясных продуктов, должно пройти несколько часов, прежде чем разрешено употребление молокопродуктов. Также, нельзя есть еду, в приготовлении которой совмещаются мясные и молочные продукты. Рыба считается нейтральным продуктом, однако традиционно ее не совмещают с мясом.

Законы кашрута настолько строги, что на кухнях имеются отдельные принадлежности, столы, шкафчики, и даже раковины для молочной и мясной пищи. В принципе, после первых «охов» негодования, нам в голову может прийти правило гигиены в кулинарии, которое гласит, что для работы с разными продуктами, нужно иметь отдельные ножи, разделочные доски, сосуды. А на кухнях ресторанов, как и у евреев, рыба и мясо, а также моются в разных раковинах.

Проще говоря, «кошерность» - это просто способ обезопасить, улучшить питание человека, возможность научить его следить за тем, что он ест и как он это готовит.

‏גלאַט כּשר ‏‎ - «просто/строго кошерное»)

Кошерность мяса

Животные, обитающие на суше

В пищу разрешено только мясо животных, являющихся одновременно жвачными (строго травоядных) и парнокопытными (имеющих раздвоенные копыта). Это травоядные животные, такие как коровы, овцы и козы, а также лоси, газели, горные козлы, жирафы (последних на сегодняшний день не принято употреблять в пищу) и т. п.

Тора перечисляет четыре вида животных, обладающих только одним из двух признаков кошерности. Это свинья , верблюд , даман и заяц . Эти животные запрещены в пищу. Таким образом, свинина некошерна, потому что свинья не пережёвывает жвачку, а не потому, что она «грязнее» прочих животных. В отношении «наполовину кошерных» животных существует особо строгий запрет, призванный уравновесить возможное легкомысленное отношение народа к запрещённости их мяса в силу «почти кошерности».

Поскольку кровь категорически запрещена к употреблению, яйца, в желтке которых есть сгусток крови, являются трефными. Яйца с кровью в белке не обязательно выбрасываются, а просто освобождаются от крови и употребляются в пищу .

Библейские животные, современные названия которых не установлены

Значение названий некоторых животных, упоминающихся в Пятикнижии в связи с кашрутом, исследователями точно не установлено. Среди них: «анака » , «летаа » , «хомет », «тиншемет » , «харгол » , «хагав » и «солам ».

Забой скота и птицы (шхита ) и кошерование мяса

Законы кашрута распространяются также и на процесс забоя животного. Чтобы мясо было полностью кошерным, оно должно отвечать нескольким требованиям:

  1. Должно использоваться мясо только кошерных животных, перечисленных выше.
  2. Животное должно быть зарезано в соответствии со всеми требованиями Галахи . Этот процесс называется шхита (ивр. ‏שחיטה ‏‎), а квалифицированный резник - шо(й)хет (ивр. ‏שוחט ‏‎). В соответствии с Галахой, одним из необходимых условий для кошерной шхиты является шхита одним плавным движением ножа, перерезающим одновременно большую часть (диаметра) трахеи и большую часть пищевода. Рваное движение ножа, задержка движения ножа, прокол тканей животного острым концом ножа делают шхиту некошерной, а животное - запрещённым в пищу евреям.

В Швейцарии, Швеции, Дании и Нидерландах шхита запрещена законом о защите животных как негуманный метод забоя скота.

Существуют также специальные законы ритуальной подготовки ножа , которым будет зарезано животное - как затачивать нож, проверять, чтобы на нём не было ни малейшей щербинки и т. п.; законы о том, где и как резать. Мясо зарезанных надлежащим образом животных, здоровье которых было непоправимо повреждено, некошерно.

Что касается ножа для шхиты, его лезвие должно быть не только очень острым, но и абсолютно гладким - такое лезвие лучше проникает в тело. Для такой заточки используется целый набор камней, от крупнозернистых до мелкозернистых. Ножи и камни, которыми пользуется резник, стоят немалых денег. Только процесс заточки ножа может занять несколько часов. Нож проверяют, проводя им по ногтю, и если при этом чувствуется хотя бы малейшая зазубрина - нож непригоден для шхиты. Галаха также отмечает, что чем выше уровень страха перед Небом у человека, тем более сосредоточенно он будет проверять нож. Поэтому есть обычай, что резник не только проверяет нож сам, но и дает его на проверку местному раввину.

Поскольку работа резника требует точности действий, старый или больной человек не имеет права заниматься шхитой. В связи с этим в прошлом, когда община обычно имела только одного резника, нередко возникали разногласия между раввином и резником. Например, если в общину приезжал новый молодой раввин, то бывало, что престарелый и всеми уважаемый резник, который на самом деле был уже непригоден для этой ответственной работы, отказывался расставаться с прибыльной должностью и мог настроить всю общину против раввина. В XIX веке рабби Шломо Клугер вёл активную борьбу с этим явлением в Галиции и соседних странах. В одной из таких историй, происшедшей в Бердичеве в 1843 году, он даже подвергался угрозам жизни со стороны хозяев местной скотобойни. Он также постановил, что община обязана иметь пенсионный фонд для обеспечения резника, который уже не способен выполнять свою работу.

Тора запрещает употреблять в пищу кровь. Поэтому мясо сначала на полчаса замачивают в воде комнатной температуры, для того, чтобы размягчить его, а затем посыпают со всех сторон крупной солью и на час помещают на специальную наклонную доску или решётку для того, чтобы кровь могла свободно стекать с мяса. Соль впитывает кровь. После этого мясо тщательно промывают в трёх водах.

Шо(й)хет обычно много лет учится в ешиве , чтобы получить общие знания еврейских законов. Затем он проходит специальный курс для резников, длящийся около года и завершающийся экзаменом. Только после этого он получает право делать шхиту. Законы о шхите и проверке туши животного на кошерность весьма многочисленны и сложны, поэтому лишь человек, который досконально их изучил и получил соответствующий диплом, имеет право заниматься этим ремеслом.

Специалист, проверяющий тушу предназначенного в пищу животного, называется машгиах (ивр. ‏משגיח ‏‎, надзирающий). Машгиах обследует тушу, чтобы установить, есть ли признаки болезни (а именно гемофилии), по которым мясо считается трефным. Существуют и другие профессии, связанные с кашрутом, например менакер (ивр. ‏מנקר ‏‎) - человек, очищающий заднюю часть туши от запрещённых в пищу жил.

Кошерность рыбы

«Рыба» в данном случае является расширенным понятием, включающим в себя не только собственно рыб, но и других обитающих в воде животных . Рыба , согласно законам кашрута, мясом не является, а потому на неё правила относительно мясных продуктов не распространяются. Рыба является «па́рве » (от идиш ‏פּאַרעװע ‏‎ - «ни молоко, ни мясо», «нейтральное»), то есть может употребляться в одной трапезе как с мясными, так и с молочными продуктами. Однако запрещено смешивать в одном блюде рыбу с мясной или молочной пищей. После употребления рыбы необходимо съесть что-либо (например, кусочек хлеба) и что-нибудь попить. После этого можно есть мясо.

Кошерные рыбы, согласно определению кашрута, имеют два обязательных признака: у них есть чешуя и плавники . Кошерная чешуя не прикреплена намертво к телу рыбы и с лёгкостью отделяется, если провести по рыбе ногтем. Считается, что плавники есть у любой рыбы. Наличие чешуи является вторым обязательным признаком, поэтому, когда продают чищеную рыбу, то всегда оставляют на ней кусочек с чешуёй.

Некоторые сорта водки являются трефными, поскольку в их состав входят молочные добавки (например, водка «Посольская») .

Пасхальный кашрут

Для продуктов в фабричных упаковках в дополнению к штампу кашрута должен присутствовать специальный штамп «Кашер ле-Песах » («Kosher for Passover»).

Хамец

В Песах нельзя не только пользоваться, но и владеть квасным (хамецом).

Примеры квасного:

  • Любые злаки - пшеница , ячмень , рожь , овёс , или полба , которые входили в контакт с водой или другими жидкостями, должны рассматриваться как хамец, поскольку в них может начаться брожение .
    • Мучные продукты: лапша из муки, вермишель , овсянка , хлеб , торт , печенье , пирожные , маца и блюда из мацы, не приготовленные специально для Песаха.
    • Продукты из злаковых: кукурузные хлопья, воздушные пшеничные зерна, толченая пшеница и др.
  • Солодовые продукты: все солодовые и дрожжевые продукты, овощные экстракты, горчица и другие соусы.
  • Напитки: пиво, виски и другие алкогольные напитки, солодовый уксус и маринованные продукты, содержащие солодовый уксус, фруктовые эссенции, глюкоза.

В различных еврейских общинах правила относительно квасного могут отличаться друг от друга. Так, ашкеназы запрещают в пищу и употреблению т. н. китнийот : продукты, содержащие бобовые , рис , а также похожие на них продукты, например, арахис , и др. Существуют различные обычаи по отношению к различным растительным маслам , например, к соевому и кукурузному маслам.

Мнения о значении кашрута

Воля Творца

Иудейский закон рассматривает эту заповедь как «хок»(«закон») - не имеющую логического объяснения, а исполняемую исключительно в знак подчинения воле Бога. Объяснения же, которые имеются в еврейской литературе (а иудаизм всячески приветствует поиск даже скрытого смысла), призваны только лишний раз показать, что для человека хорошо следовать воле Творца даже тогда, когда он не видит в этом явного смысла и дать человеку дополнительную радость от исполнения заповеди. Встречается также и подход, согласно которому еврей, а точнее - иудей, вполне может искренне считать свинину вкусной и питательной, и не есть её только потому, что ему этот вид пищи запрещён.

Подход хасидизма

С точки зрения хасидизма, физический мир создан Творцом для того, чтобы достичь «обители в нижних мирах» - состояния единства с миром, который, несмотря на то, что он по своему устройству отрицает Творца, всё же в конце концов проявит Его. Эта «обитель» достигается тем, что евреи и неевреи исполняют заповеди Творца (613 заповедей для евреев и 7 заповедей для неевреев), используя непосредственно материю физического мира (поэтому большинство заповедей Торы связаны с материальными предметами, а не только духовными принципами и идеями). Таким образом, они соединяют Волю Творца (отраженную в заповедях Торы) - а тем самым и Его Сущность - с физической материей.

Критика кашрута

Объективность и бренды кашрута

На упаковке продукта может быть несколько печатей инстанций, проверяющих кошерность. Это делается, чтобы удовлетворить все сегменты рынка.

Из всего вышеизложенного следует, что кашрут является герменевтическим сводом субъективных суждений, и его нельзя подтвердить объективным лабораторным исследованием. Поэтому многие верующие евреи не полагаются на лицензии о кашруте государственных ведомств, таких, как Главный раввинат Израиля или Инспекция кашрута штата Нью-Йорк, или крупных организаций, как «Ортодокс Юнион» , а предпочитают лицензирование от известного им или почитаемого в их общине раввина .

На упаковке может быть несколько печатей и фирменных знаков. Это значит, что производители позаботились получить лицензию кашрута в разных инстанциях, чтоб удовлетворить различные сегменты рынка. В Израиле в 1977 году все крупнейшие сети супермаркетов убрали некошерные продукты со своих прилавков. В Армии обороны Израиля обязательно приготовление лишь кошерной пищи.

Рынок кошерных продуктов

В настоящее время рынок кошерных продуктов стал огромным бизнесом. Лишь в США годовой оборот рынка составляет по разным оценкам от 50 до 150 миллиардов долларов . По сообщению журнала «Новости пищевой отрасли» , рынок кошерных продуктов активно расширяется, завоевывая крупные сегменты нееврейских потребителей.

Согласно данным журнала Kosher Today, среди 11 млн американцев, выбирающих продукты по принципу кошерности, только один миллион собственно евреев. Кошерные продукты потребляют не только набожные евреи, но и другие категории потребителей: вегетарианцы , адвентисты седьмого дня , мусульмане , люди с аллергией на лактозу или клейковину и многие другие категории потребителей.

Около 150 000 видов кошерных продуктов представлено на мировом рынке, и это количество ежегодно увеличивается примерно на 2 500 новых продуктов.

Страны-лидеры рынка кошерных продуктов - США , Израиль , Франция , Великобритания и Австралия . [ ]

Объём российского рынка кошерных продуктов составляет около $5 млн (на июль 2006). Помимо магазинов, традиционно работающих при синагогах , в 2002 году на Трифоновской улице ООО «Кошер» открыло первый в Москве супермаркет кошерной еды. [ ]

Всемирная организация по сертификации кошерной продукции OK Kosher Certification в 2010 году открыла специальный «Русский» отдел для работы со странами бывшего СССР. За два года работы сертифицировано более 60 заводов на территории РФ, стран СНГ и Балтии. На сегодняшний день OK Kosher Certification является самой [ ] крупной и опытной организацией в сфере кошерной пищевой промышленности на территории РФ, стран СНГ и Балтии. [ ]

Казусы, связанные с кашрутом

Рассказывают, как попал хасид в рай. Посадили его за стол, стали подавать райские угощения. А хасид и спрашивает:
- А кто тут проверяет у вас на кошерность?
- Как это кто? Сам Господь Бог и проверяет!
- Знаете что, я тогда поем только зелени.

Еврейский народ живет в самых разных сторонах мира, но при этом их кухня совершенно не зависит от места, где они обитают. Евреи верны своим традициям. Следуя своей вере, у них допускается к употреблению только кошерная пища.

А что в принципе представляет собой кошерная пища, которую одобряет Священное писание? Какие продукты, и при каких условиях попадают на еврейский стол. Давайте разберемся с этим подробнее.

Кошерная пища – это продукты, которые допускаются к употреблению кашрутом. Так обозначаются прописанные правила, относительно того какие продукты считаются допустимыми к употреблению, а также каким образом их нужно готовить.

Понятие «кошерный» означает пригодный, хороший. Это понятие может употребляться не только в отношении еды, кошерным может быть человек, вещь или положение вещей.

Кошерная и не кошерная пища

В Библии прописано, каких животных можно употреблять в пищу. Это должны быть животные с раздвоенными копытами, а также те, которые жуют жвачку.

Существуют также кошерные правила того, правильно убивать этих животных. Считается, что забивая животное кошерным способом, человек причиняет ему минимум страданий.

У евреев принято давать устное разрешение мясникам на убийство животных. Это означает, что животное правильно убивают, а также разделывают: туше до конца выпускают кровь, осматривают на пригодность, непосредственно перед готовкой тушу отмачивают в подсоленой воде.

Если говорить о растительной пище, то считается, что она вся кошерная.

Мясо

Больше всего предписаний, кошерная еда содержит относительно мяса. Кошерная еда включает в себя животных, которые являются и травоядными, и парнокопытными в один момент.

Это значит, что в пищу можно употреблять:

  • коров;
  • овец;
  • лосей;
  • газелей;
  • горных козлов;
  • жирафов.

Свиней евреи, как и мусульмане не едят, так как это животное, не жующее жвачку, а также оно всеядное, то есть мясо свиньи нельзя считать «чистым». Не кошерным является есть также мясо больных животных или тех, которых подстрелили, охотясь на него. Из туши к употреблению пригодна только первая часть его тела. Если рассматривать это на примере коровы, то начиная с вымени, кушать корову уже не допускается.

Птица

Что касается домашней птицы, то у евреев допускается в пищу та птица, которую умертвил резник, опять-таки с устного позволения.

Такое мясо птицы может быть голубем, индейкой, курицей, гусем, перепелом, уткой и так далее. Яйца также можно есть от птиц, которые считаются допускаемыми в пищу.

Рыба

Кошерной считается та рыба, на которой присутствуют плавники и чешуя. Может быть, вы об этом не задумывались, но эти элементы имеют не все виды рыбы.

А значит, нельзя есть осетра, угорь, акулу, дельфина, сома. Из даров моря нельзя кушать также раков, лобстеров, креветок, мидий, устриц.

Как сочетать продукты между собой?

Рецепты такой пищи предполагают к тому же определенную сочетаемость продуктов и то, что за чем, можно есть. Между собой продукты разделяются на три группы: нейтрального, молочного и мясного характера. Рыбу называют нейтральной, но при этом она не идет в сочетании с блюдами из мяса.

Кашрут представляет собой очень строгий свод правил, настолько, что молочные и мясные продукты не полагается разделывать на одной доске, столе, готовить их нужно в разной посуде. Но, если подумать логически, то можно догадаться, что все эти правила сходятся с обычными правилами гигиены. В своде, которых, предполагается отдельный нож и доска для мяса, рыбы и так далее.

Кошерное питание, прежде всего, преследует интересы человека. Чтобы он кушал безопасную к употреблению еду.

Питание в самолете

Интересно, что такое питание можно встретить даже в самолете. Если вам необходимо лететь в самолете, то вы можете предварительно сделать заказ перед полетом в самолете на предмет кошерного обеда. Аэрофлот, его компания знает, что евреи люди строгих правил, именно поэтому из списка предложенных меню можно выбрать кошерный обед.

Кроме того в самолете вам могут предложить диетическое питание, детское, низкокалорийное, встречается бессолевое питание, азиатская пища, мусульманская.

Итак, аэрофлот предоставил вам возможность сделать такой заказ, уже в самолете вы получите такое питание в картонной коробке. Открыв коробку, вы обнаружите не только продукты питания, но и сертификат о кошерности еды.

Также опытные путешественники заметили, что в такое питание аэрофлот включает большее количество продуктов. Выбор блюд довольно широкий.

Это на заметку путешественникам, если очень хочется есть, то заказывайте в аэрофлоте именно такое питание.

Если говорить о российских авиалиниях, то есть компания, которая так и называется «Аэрофлот». В интернете много отзывов о том, что компания «Аэрофлот» предлагает своим клиентам очень достойный кошерный обед. «Аэрофлот» заботится о своих клиентах, воспользовавшись услугами компании «Аэрофлот» хотя бы из любопытства закажите такой обед.

Рецепты

И под конец, чтобы было наглядно понятно, что представляют собой кошерные блюда. Публикуем рецепты. Рецепты очень простые и вкусные.

Такие рецепты придутся по вкусу всем, не только евреям.

Фаршмак классический

Фаршмак представляет собой традиционную еврейскую закуску из селедки. Для ее приготовления вам понадобится: 500 грамм слабосоленой сельди, 150 грамм репчатого лука, 100 грамм кислых яблок, 100 грамм сливочного масла.

Готовится такое блюдо очень просто. Филе из селедки нарезается произвольными кусочками, также поступаем с очищенными яблоками и луком. Все ингредиенты забрасываем в блендер, смешиваем. Собственно закуска готова.

Подается фаршмак с черным хлебом и зеленым лучком.

И еще рецепты, которые крайне просты в приготовлении.

Оладьи с зеленью

Такие оладьи могут стать вкуснейшим завтраком или ужином. Для них вам понадобится: 400 грамм свежей зелени, это может быть любая зелень, 50 грамм зеленого лучка, пара яиц, стакан молока, полтора стакана муки, половина чайной ложки разрыхлителя, растительное масло, соль по вкусу.

Зелень и лук необходимо промыть и мелко нарезать. Муку смешиваем с разрыхлителем. Яйцо нужно взбить с молоком и к нему добавить зелень с луком. Взбивая эту массу, постепенно к ней добавляем муку. Добавляем муку до тех пор, пока тесто не станет похоже по консистенции на сметану. Обжариваем оладьи на растительном масле. Подавать такие оладушки нужно со сметаной.