Краткая история русских конфет. Шоколад и конфеты времен ссср

В Россию шоколад попал при Петре Первом. Он был жидким, очень дорогим, и первое время его пили только на петровских ассамблеях. Довольно быстро дворцы стали оборудовать специальными комнатами для приготовления шоколада, была даже придумана должность кофешенк - человек, ответственный за шоколад, чай и кофе при царском дворе.

Затем шоколад постепенно вышел за дворцовые пределы, и уже в конце XVIII века им торговали уличные лоточницы. Спустя время по всей России стали открываться кофейни, где люди пили горячий шоколад и обсуждали новости. Кроме открыток с изображением этих старых кофеен, других сведений у нас пока нет, собираются по крупинкам. Найти рецепты того периода пока не получается, у нас есть рецепты более поздние - конца XIX века, когда по всей стране уже производили плитки и конфеты.

В 1914 году в Санкт-Петербурге было 170 кондитерских шоколадных производств, в Москве - 213, а по всей России - более 600. Главным достижением кондитерские фабрики считали получение титула «поставщик двора Его Императорского Величества» и возможность рисовать на своей продукции двуглавого орла. Номинацию присуждали дважды в год - перед Пасхой и под Рождество. Давали ее за заслуги и за качество, а если оно падало, то номинацию отнимали; по наследству она не передавалась. В основном поставщиками императорского двора были кондитеры, жившие в России, исключением стал один француз - Антуан Рюмпельмайер, который придумал пирожное «Монблан» и кормил шоколадом русских аристократов в Ницце, за что и получил почетный титул. Самые популярные московские фабрики - «Товарищество Эйнем» и «Фабрично-торговое товарищество А.И.Абрикосова сыновей» - жестко конкурировали между собой. Абрикосов, например, завлекал в магазины покупателей-мужчин, нанимая на работу в одни магазины только брюнеток, а в другие только блондинок. Эйнем не отставал. Шоколад всегда был элитарным продуктом, его мог себе позволить не каждый - и далеко не каждый день. Если сравнивать упаковки, то сразу видно, какой шоколад где был сделан. Санкт-Петербург был интеллигентным городом, а Москва - купеческой. И московская упаковка гораздо дороже выглядит, чем петербургская. Вообще, в те времена упаковка чаще стоила дороже, чем сами конфеты. Конфеты упаковывались в розовые бархатные шкатулки с атласным дном, в нарядные фанерные коробки с орнаментом ар-деко: вероятно, такие конфеты кавалеры дарили дамам. До революции кондитерской графикой занимались замечательные художники, известно, что к рисованию оберток привлекали Ивана Билибина, Александра Бенуа, Виктора Васнецова. Самый главный дореволюционный фабричный художник - Эммануил Андреев. Это он нарисовал «Мишку косолапого» и многие другие известные обертки.

Нескольким крупным московским фабрикам удалось уцелеть после революции: «Товарищество Эйнем», «Фабрично-торговое товарищество А.И.Абрикосова сыновей», фабрика «А.Сиу и Ко», на которой к 300-летию дома Романовых было придумано печенье «Юбилейное», крайне популярное в советское время. В Санкт-Петербурге устояла фабрика «Жорж Борман» - участник семи европейских выставок. Кстати, именно Борман первым придумал у нас открытое производство, поставив посреди торгового зала машину, делающую шоколад. Еще он был знаменит тем, что первым в Санкт-Петербурге поставил автомат для питьевого какао. Но быстро его закрыл, потому что люди кидали сразу 30 копеек вместо 15 в надежде получить две порции одновременно, били по автомату; в общем, не получилось. Множество других замечательных фабрик не сохранилось: «Блигкен и Робинсон», «Паровая фабрика кондитерских изделий Динга», «Паровая фабрика кондитерских товаров Яни», «М.Конради». В основном ими владели иностранцы, гонения на которых начались уже в 1914 году с началом Первой мировой войны. Многие побросали свои фабрики еще до революции и уехали. А кого-то расстреляли, как греков-кондитеров Яни.

После революции фабрики национализировали и переименовали. Сначала, правда, им вообще выдали только номера, а названия появились чуть позже. «А.Сиу и Ко» стала «Большевиком», фабрика Сергея Ленова - это «Рот Фронт», «Товарищество Эйнем» - «Красный Октябрь», «Фабрично-торговое товарищество А.И.Абрикосова сыновей» - фабрика имени Бабаева, «Жорж Борман» - фабрика имени Самойловой. Национализированные фабрики работали по старой рецептуре, более того - она стала открытой. Выпускали книги, в которых подробно были прописаны рецепты известных конфет, и практически в каждом городе была своя шоколадная фабрика, которая могла делать эту конфету сколько угодно. В первое время почти все фабрики в скобках дописывали на обертке бывшее название производителя, (например, «бывшее товарищество Эйнем»), чтоб покупатели не терялись. Но уникальность пропала: можно было копировать и название, и рецептуру, и обертку. В первые годы СССР заметно потерялись качество и красочность упаковки. Наладилось дело после войны, стало появляться много достойной упаковки, на «Красном Октябре» тогда главным художником работал Леонид Челноков, ученик Эммануила Андреева. Челноков работал на фабрике всю жизнь, а когда в конце 1990-х предложил оформить авторские права, то в итоге ему много лет пришлось судиться, и авторство так и не удалось отстоять, хотя он нарисовал тысячи оберток и коробок и даже логотип «Красного Октября». Тогда с авторскими правами вообще было сложно, выросшая Елена Геринас - девочка с «Аленки» - тоже судилась и тоже зря: образ с шоколадки оказался «собирательным». Но важно понимать, что, несмотря ни на что, в СССР все равно выпускали отличный шоколад: этому помогали система ГОСТов и качественные какао-бобы. А вот этикетки некоторых популярных конфет и их история.

«Белочка» была сделана впервые на фабрике Жоржа Бормана, которую потом переименовали в фабрику имени Самойловой. В 1990-е годы, когда появились авторские права на изображения и названия, «Красный Октябрь» выиграл почти у всех фабрик изображения и названия, но вот «Белочку» им получить не удалось - «Белочка» досталась фабрике имени Крупской, тоже, как и фабрика имени Самойловой, петербургской.

Самая популярная из дореволюционных конфет, которая благополучно продолжала выпускаться в СССР, - «Мишка косолапый», выпущенный в 1913 году на фабрике «Эйнем». Обертка «Эйнема» почти не изменилась, только после революции с фантика исчезли шестиконечные звезды. Остальное сохранилось - и рецептура, и название. После 1990-х, когда название «Мишка косолапый» закрепилось за «Красным Октябрем», другие фабрики пытались выпускать свой вариант, один из самых удивительных -конфеты «Брат с севера приехал».

«Раковые шейки» выпускались до революции, причем их тогда выпускали разные фабрики. Это карамель с шоколадной начинкой. До революции раковые шейки (то есть хвосты раков) были деликатесом, и кондитеры таким образом пытались утешить и отвлечь народ от их дороговизны.

«Аленка» была придумана в 1964 году, когда партия обратилась к фабрикам с просьбой сделать шоколад не хуже швейцарского, потому что молочный шоколад был придуман в Швейцарии. «Аленку» выпускали и московские, и региональные фабрики, все имели на это право. Правда, изображения на обертках варьировались.

Накануне полета Юрия Гагарина в космос «Красному Октябрю» дали задание нарисовать упаковку для конфет. Чтобы наутро, если Гагарин все же приземлится, всех угощали конфетами из коробки с его портретом. Главный художник «Красного Октября» Челноков накануне весь вечер смотрел телевизор, а потом полночи рисовал. И наутро всех уже угощали конфетами, как и было задумано.

После национализации обертки первое время почти не меняли. У нас есть упаковки от дореволюционной конфеты «Русское войско» и упаковка от советской конфеты «Красное войско» - они практически не отличаются. В 1930-е годы на уже советской обертке конфеты еще встречались дореволюционные буквы.

Иоганн Леопольд Динг выпускал у нас свои знаменитые шоколадные яйца с сюрпризом внутри. Говорят, что такие пасхальные яйца делали и Сиу с Абрикосовым, но мы не нашли никаких свидетельств. У нас в музее 12 яиц Динга, все они разного размера и запечатаны. Тринадцатое разбилось, в нем была фарфоровая фигурка царского вельможи. Динг вынужден был эмигрировать, когда начались гонения на немцев.

До сих пор идут споры, как и когда шоколад появился в России. По одной из версий, он, как и все прозападное, был завезен на русскую землю Петром I . Согласно второй версии, какао-бобы и рецепт приготовления горячего шоколада завёз в Россию венесуэльский посол Франсиско де Миранда , прибывший в Херсон в 1786 году. Сразу по прибытии он был представлен фавориту императрицы князю Г.А. Потемкину, а в 1787 году в Киеве - самой Екатерине II . Отведала ли государыня заморского лакомства из рук Миранда, сейчас уже установить сложно, но точно известно, что венесуэлец угощал шоколадом князей Г.А. Потемкина и А.И. Вяземского. Вскоре императорский двор сделал заказ на какао. Так горячий шоколад покорил еще одно государство - Российскую Империю .

Появление шоколада в России

Генерал-лейтенант К.К. Штакельберг, начальник духовых и симфонических оркестров, в конце XIX - начале XX веков отмечал в своих записках, что "при Высочайшем дворе после еды подавалась, кроме кофе, чашка шоколада - обычай, сохранившийся со времен императрицы Екатерины II".

Первое письменное упоминание о шоколаде на русской земле относится к 1818 году, когда гость Санкт-Петербурга писал в Москву о некой лавке на Невском, где "приятно отдохнуть и выпить чашку горячего шоколада". Имени автора и названия лавки история, к сожалению, не сохранила. Но в скором времени шоколад в России, как и в Европе, уже прописывали высокопоставленным пациентам для улучшения аппетита и укрепления иммунитета - а также просто пили это полезное лакомство в свое удовольствие и баловали им детей.

XIX век можно без преувеличения назвать веком шоколада в России. Упоминания о нем встречаются в произведениях лучших российских писателей и поэтов - Пушкина, Лермонтова, Гончарова, чьи герои либо ломают плитку шоколада, либо расслабляются за чашечкой какао, либо просто дарят шоколад возлюбленным.

В 1861 году шоколад становится уже настолько популярным, что Е.И. Молоховец, классик русской кулинарной литературы, включает его рецептуру в свою книгу "Подарок молодым хозяйкам".

Е.И. Волховец "Подарок молодым хозяйкам", 1861 г.

Санкт-Петербург, Москва, Нижний Новгород, Харьков - передовые "шоколадные" города в дореволюционный период - были буквально забиты шоколадными лавками, крупными магазинами и производствами. Шоколад продавали и на развес, и поштучно, а в кондитерской Пфейфера, расположенной у Александровского театра Северной столицы, можно было даже купить "вещицы из шоколада".

Пик создания шоколадных фабрик в России пришелся на XIX век. Тогда открылось большинство крупных производств. Однако существовали и другие, не менее популярные производители, имена которых после Октябрьского переворота были незаслуженно забыты. Названия этих фабрик сейчас можно прочесть лишь собранных коллекционерами обертках и упаковках шоколад и конфет.

Ассортимент шоколада в СССР был поистине огромен. Из всего многообразия можно было выбрать продукцию на любой вкус и материальный достаток, без этого лакомства не обходился ни один праздник, причем не только детский. Во времена СССР шоколадными конфетами украшали елки на Новый год. Заветную плитку шоколада в советские времена клали в любой подарок. А все ли вы вам известно об этой сладкой продукции? К примеру, вы знаете, как называется производитель шоколада «Аленка» в СССР, и как вообще появилось шоколадное производство в России?

Нам сейчас кажется, что шоколад был всегда. Ну невозможно себе представить, что в этом мире когда-то не было шоколадных конфет. А между тем первая шоколадная плитка появилась только в 1899 году в Швейцарии. В России кондитерское производство до начала XIX века было, по большей части, кустарным. Активно осваивали русский кондитерский рынок и иностранцы. История появления шоколада в России началась в 1850 году, когда приехавший из немецкого Вюртенберга в Москву Фердинанд фон Эйнем открыл на Арбате небольшую мастерскую по производству шоколадной продукции, в том числе и конфет.

В 1867 году Эйнем и его компаньон Гейс построили на Софийской набережной здание новой фабрики. Как гласят сведения из истории шоколада в России, эта фабрика одной из первых была оснащена паровой машиной, что позволило фирме быстро стать одним из крупнейших производителей кондитерских изделий в стране.

После революции 1917 года все кондитерские фабрики перешли в руки государства – в ноябре 1918 года вышел декрет Совнаркома о национализации кондитерской промышленности. Естественно, что смена хозяев повлекла за собой и смену названий. Фабрика Абрикосовых получила имя рабочего Петра Акимовича Бабаева, председателя Сокольнического райисполкома Москвы. Фирма «Эйнем» стала называться «Красный Октябрь», а бывшая фабрика купцов Леновых была переименована в «Рот Фронт». Правда, идеи Маркса и Ленина, революционный настрой и новые названия никак не могли повлиять на технологию производства кондитерских изделий. Как при старой, так и при новой власти для производства сладостей нужен был сахар, а для изготовления шоколада – какао-бобы. И с этим были серьезные проблемы. «Сахарные» районы страны долгое время были под властью белых, а валюта и золото, за которые можно было купить заморское сырье, шли на закупку хлеба. Только к середине 20-х годов кондитерское производство было более-менее возрождено. Помог этому НЭП, предпринимательская жилка и рост благосостояния городских жителей позволили быстро увеличить выпуск карамели, конфет, печенья, пирожных. Свой отпечаток на кондитерскую отрасль наложила плановая экономика, пришедшая на смену НЭПу. С 1928 года производство сладостей было строго регламентировано, каждая фабрика была переведена на свой, отдельный вид продукции. В Москве, например, карамель производила фабрика имени Бабаева. Производителем шоколада в СССР была фабрика «Красный Октябрь», а печенья – «Большевик».

В годы войны многие кондитерские фабрики были эвакуированы из европейской части страны в тыл. Кондитеры продолжали работать, выпуская, помимо прочего, стратегически важную продукцию. В набор «неприкосновенного запаса» обязательно входила плитка шоколада, спасшая жизнь не одному летчику или моряку.

После войны по репарации из Германии в СССР поступило оборудование с немецких кондитерских предприятий, что позволило в короткие сроки наладить производство шоколадных изделий. Производство шоколада росло с каждым годом. К примеру, в 1946 году на фирме-производителе шоколада в СССР имени Бабаева было переработано 500 тонн какао-бобов, в 1950-м – 2000 тонн, а к концу 60-х годов – 9000 тонн ежегодно. Такому внушительному росту производства косвенно способствовала внешняя политика. Советский Союз долгие годы поддерживал различные режимы во многих странах мира, в том числе и африканских. Главным для этих режимов было поклясться в верности коммунистическим идеалам, и тогда помощь в виде оружия, техники, оборудования была обеспечена. Поддержка эта была практически безвозмездной, единственное, чем африканцы могли хоть как-то расплатиться с СССР, – это сырье и продукция сельского хозяйства. Поэтому-то кондитерские фабрики бесперебойно снабжались сырьем с далеких африканских просторов.

В те годы конкуренции между производителями шоколада в Советском Союзе, в традиционном ее понимании, не было. Кондитеры могли бороться за премии и звания, например «лучший в отрасли», за награды на выставках, за любовь, в конце концов, потребителей, но не за их кошельки. Проблемы со сбытом конфет и другой сладкой продукции могли быть у совсем уж нерадивых и «невкусных» производителей. Но и дефицита, по крайней мере в крупных городах, не было. Конечно, время от времени названия конфет в СССР, как «Белочка», «Мишка на Севере» или «Каракум» исчезали с прилавков, а «Птичье молоко» вообще редко на них появлялось, но обычно москвичи, киевляне или харьковчане могли купить, пусть не в каждом магазине, свои любимые лакомства. Исключение составляли предпраздничные дни. Каждое предновогоднее детское представление в театре или утренник заканчивались раздачей сладких наборов, из-за чего с полок магазинов в это время исчезали самые популярные сорта конфет. Перед 8 Марта с трудом можно было найти конфеты в коробках, которые вместе с букетиком цветов составляли «универсальный», не требующий от мужчин серьезных раздумий подарок к празднику.

Какой шоколад советских времени и конфеты были в СССР, как они назывались (с фото)

Главными производителями сладостей в СССР были фабрики «Красный Октябрь», «Рот Фронт», «Бабаевская» и «Большевик», которые располагались в столице Советского Союза – Москве. Именно они задавали тон остальным фабрикам, как в качестве, так и в дизайне сладкой продукции.

«Красный Октябрь» – это бывшая кондитерская фабрика «Эйнем» (называлась так по имени ее основателя – немца Фердинанда фон Эйнема). После Октябрьской революции 1917 года фабрику национализировали и переименовали. И она продолжила свою «сладкую» историю уже в новых, социалистических условиях, выпуская главным образом шоколад и конфеты. Какие конфеты в СССР пользовались особой популярностью? Конечно же, «Мишка косолапый» (появились в 1925 году), «Южная ночь» (1927), «Сливочная помадка» (1928), ирис «Кис-кис» (1928), «Стратосфера» (1936), «Суфле» (1936) и др.

В 1935 году свет увидел фильм А. Птушко «Новый Гулливер», который имел колоссальный успех у детей. После этого на прилавках советских магазинов появились конфеты «Гулливер» – вафли, покрытые настоящей шоколадной глазурью. Это были дорогие конфеты, поэтому, когда они стали популярны, появился их дешевый аналог – конфеты «Журавлик», где та же вафля была покрыта соевым шоколадом. Цена более доступная – 20 копеек за штуку.

Как назывался шоколад в СССР, выпускаемый этим производителем? Среди шоколадной продукции «Красного Октября» самой «старой» маркой был «Золотой ярлык» (1926). А вот шоколад «Гвардейский» появился в годы войны.

Здесь вы можете увидеть фото советского шоколада различных фабрик:

Шоколад «Кола» в СССР и другая шоколадная продукция

В двадцатые годы прошлого столетия «Красный Октябрь» выпускал исключительно шоколад, причем одна марка – «Кола» – предназначалась летчикам. А после войны был вновь возобновлен выпуск конфет.

Такие конфеты во времена СССР, как «Мишка на Севере», «Мишка косолапый», «Красный мак», «Тузик», «А ну-ка отними!», «Каракум», «Птичье молоко» и, конечно же, «Белочка», были dolce vita советского человека, квинтэссенция шоколадного счастья лакомки, квазиунофантазия кондитерского мастерства, сладкие символы эпохи… «Вкус нашего детства» – этими словами начинается едва ли не каждый второй теле– или газетный репортаж, рассказывающий ошоколадной продукции или работе кондитерских фабрик. Фраза эта от частого использования давно превратилась в затертый штамп.

Помимо «Аленки», в СССР были и другие наименования шоколада: «Дорожный» (1 рубль 10 копеек), «Веселые ребята» (25 копеек), «Слава» (пористый), «Жар-птица», «Театральный», «Цирк», «Люкс», «Сказки Пушкина» и др.

Посмотрите фото шоколада в СССР и другой шоколадной продукции советских времен:

Как называется фирма-производитель шоколада «Аленка» в СССР

Этот раздел статьи посвящен тому, как называется фирма шоколада «Аленка» в СССР, и какая ещё продукция выпускалась на этой фабрике.

Со второй половины 60-х самым узнаваемым изделием «Красного Октября» в СССР стал шоколад «Аленка» (1 рубль 10 копеек за большую плитку и 20 копеек за маленькую, 15-граммовую). А возник он при Брежневе, хотя идея родилась в бытность руководителем страны Н. Хрущева. На Пленуме ЦК КПСС в феврале 1964 года прозвучал призыв к советским кондитерам придумать детишкам дешевый шоколад. Эта идея претворялась в жизни на кондитерской фабрике «Красный Октябрь» два года, пока, наконец, свет не увидел молочный шоколад «Аленка». На этикетке была изображена маленькая девочка в платочке. Этот портрет производители шоколада «Аленка» в СССР нашли на обложке журнала «Здоровье» за 1962 год: там была сфотографирована 8-месячная Леночка Геринас (фото сделал ее отец Александр). В 1964 году "Красный октябрь" решил, что для нового шоколада "Аленка" необходима оригинальная обертка с фирменным портретом. Поначалу фирма шоколада «Аленка» в СССР выпускала это лакомство с разными изображениями. Была идея использовать для оформления "Аленушку" Васнецова, но произведение художника "обошел" портрет Елены Геринас.

Среди других изделий этой фирмы-производителя шоколада в СССР кроме «Аленки» значились «Сказки Пушкина», «Флотский», «Слава» и многие другие.

Посмотрите на фото конфет времен СССР производства фабрики «Красный Октябрь»:

Это «Раковые шейки», «Красная Шапочка», «Кара-кум», «Трюфели», «Олень», «Суфле», «Третьяковская галерея», «Искушение», «Сказка», «Ну-ка, отними», «Снежок», «Мир», «Конек-горбунок», «Изюминка», «Вечерняя», «Черноморочка», «Коровка», ирис «Золотой ключик» и др.

Производитель шоколада в СССР – Бабаевская фабрика

Главным конкурентом «Красного Октября» считалась кондитерская фабрика имени П. Бабаева («Бабаевская»). До революции это было предприятие купцов Абрикосовых, но после национализации в 1918 году ее руководителем стал видный большевик Петр Бабаев. Правда, руководил он недолго – всего два года (он умер в 37 лет от туберкулеза), но его имя увековечили в новом названии фабрики.

До войны она специализировалась на выпуске монпансье, ириса и карамели. А сразу после войны стала выпускать и шоколадную продукцию, причем очень скоро именно шоколад стал главным брендом этой фабрики. Среди самых ходовых ее товаров в СССР были такие названия шоколада, как «Вдохновение» (элитный шоколад), «Бабаевский», «Особый», «Гвардейский», «Люкс».

Здесь вы можете увидеть фото шоколада советских времен производства Бабаевской фабрики:

Шоколадные и другие конфеты времен СССР (с фото)

Среди конфет значились такие, как «Белочка», «Мишка на Севере», «Челночок», «Золотая нива», «Апельсиновый аромат», «Пилот», «Весна», «Буревестник», «Морские», «Ромашка», «Трюфели» и др.;, в коробках – «Белочка», «Визит», «Вечерний аромат», «Сладкие грезы» и др.

«Рот Фронт» выпускал конфеты следующих марок: «Москва», «Кремлевские», «Рот Фронт» (батончики), «Красная Шапочка», «Грильяж в шоколаде», «Золотая нива», «Караван», «Осенний вальс», «Лимон» (карамель), «Арахис в шоколаде», «Изюм в шоколаде» и др.

Фабрика «Большевик» была популярна своим печеньем: овсяным и «Юбилейным».

В Ленинграде функционировала кондитерская фабрика имени Н. К. Крупской, которую открыли в 1938 году. Ее товарным знаком (или брендом по-сегодняшнему) долгое время были конфеты «Мишка на Севере», появившиеся на прилавках советских магазинов еще до войны – в 1939 году. Эта фабрика выпускала как шоколад, так и конфеты, среди которых большой популярностью пользовались конфеты «Жар-птица» (пралине и крем).

Как и шоколад в СССР, конфеты делились на дешевые и дорогие. К первым относились разного рода карамели, ко вторым – шоколадная продукция. Подавляющая часть советской ребятни чаще всего баловалась «карамельками», а разного рода шоколадные «вкусняшки» проходили через ее руки чуть реже в виду своей относительной дороговизны. Естественно, что шоколадные сладости всегда ценились в детской среде гораздо выше карамельных. В те далекие годы (60-70-е) самыми популярными карамельками были «Гусиные лапки», «Раковые шейки» (обе – с кофейными начинками), кисленький «Снежок», молочная тянучка «Коровка». Правда, последняя была дороговата для постоянного употребления – 2 рубля 50 копеек за килограмм, поскольку изготавливалась из цельного сгущенного молока и сливочного масла.

Гораздо доступнее были карамель «Дюшес», все тот же «Барбарис», «Петушки» на палочке (5 копеек за штуку), а также ириски «Кис-кис» и «Золотой ключик», которые тоже стоили дешево – 5–7 копеек за 100 граммов. В отличие от карамели «Монпансье» в металлической коробке – те были в дефиците. Как и другая карамель – «Взлетная», которая в продажу почти не поступала и раздавалась пассажирам, совершающим авиаперелеты для того, чтобы снять у них приступы тошноты.

Среди дорогих конфет – «Кара-кум» и «Белочка» (шоколадные, с тертым орехом внутри), «Птичье молоко» (нежное суфле в шоколаде), «Грильяж», «Песни Кольцова», «К звездам». Последние могли продаваться как в развес, так и в коробках – 25 рублей за коробку.

Какие еще были конфеты: «Арктика», «Игрушки» (карамель), «Караван», «Клубника со сливками», «Красная Шапочка», «Ну-ка, отними», «Ночка», «Снежок» (карамель), «Терем-теремок», «Южный ликер» (карамель), «Зоологические», «Школьные», «Золотая нива», «Молочный батончик», «Ананасовые».

Как видно на фото, шоколадные конфеты в СССР «с белой начинкой», пожалуй, можно было бы выделить в отдельный класс:

Были более дорогие конфеты – «Пилот» (фантик такой интересный, бумажка в сине-белую полосочку, посредине – фольгированная), «Цитрон» (начинка бело-желтая, со вкусом лимона, фантик заворачивался только с одной стороны), «Ласточка». Вафельные дешевле – «Наша марка», «Косолапый мишка», «Тузик», «Спартак», «Ананасные», «Факел». «Факел», продавался наразвес, без фантиков. Держался до последнего. Когда в стране окончился шоколад, начали делать «Факел» из соевого шоколада.

В перестроечные годы кондитерская промышленность, как и вся экономика, испытывала проблемы. Но в целом кондитеры достаточно безболезненно пережили распад Союза и переход к от плана к рынку. Кто-то благодарит за это старые традиции, заложенные еще в советские времена, кто-то считает, что росту производства сладкой продукции способствовал иностранный капитал, пришедший на отечественный рынок. Наверное, правы и те и другие. Но самое главное, конфеты, печенье и шоколад – это всегда вкусно.

Большинство сортов этих конфет в Советском Союзе, несмотря на их сравнительную дороговизну, можно было приобрести лишь в крупных городах, а в провинции они считались дефицитом. Тем не менее, каждая семья старалась достать к праздничному столу или просто в подарок детям знаменитых «Мишек косолапых» или «Красную Шапочку».

«Косолапого» выпускал еще «Эйнем»

Московская кондитерская фабрика «Красный Октябрь» до постреволюционной национализации называлась «Эйнем» в честь ее основателя немца Фердинанда Эйнема. «Мишку косолапого» там выпускали с 1913 года. По словам директора столичного музея истории шоколада и какао (МИШКа) Людмилы Анатольевны Нумеровой, в состав классических «косолапых» входили шоколад, вафли, миндаль, сахар и какао-масло (последние три ингредиента называются пралине).
Кило «Мишки косолапого» в Советском Союзе стоило от 4 до 6 рублей, и в отдаленных районах СССР советские дети были счастливы, если такие сладости перепадали им в новогодних подарках вместе с другими конфетами, попроще.

«Раковые шейки»: схожесть с хвостом рака только внешняя

Еще одни суперпопулярные и сравнительно доступные в Советском Союзе конфеты с дореволюционной историей. Их выпускало еще «Фабрично-торговое товарищество А. И. Абрикосова сыновей» (после национализации – кондитерская фабрика имени П. А. Бабаева). Свое название конфеты получили из-за внешнего сходства с рачьим хвостом.
Как пишет автор исследования о деятельности товарищества Абрикосова Светлана Фоменко, известный российский кондитер был большой выдумщик по части рецептуры конфет. Для производства «Раковых шеек» использовалась картофельная патока, делающая карамель прозрачной, а винный осадок (кремортартар) позволял конфетам не засахариваться. Начинялись «Раковые шейки» миндалем, сахаром, ванилью и фруктовым ликером, что придавало им мягкость и своеобразный вкус.
На 20 копеек в СССР можно было купить 100 грамм этих конфет, и в советских магазинах они появлялись чаще, чем другие популярные кондитерские изделия.

«Красная Шапочка» изготовили благодаря отсутствию миндаля?

Во всяком случае, такую версию происхождения одного из самых знаменитых сортов советских конфет приводит сооснователь передвижного московского музея истории русского шоколада Мария Головкина. Якобы в середине 50-х годов прошлого века на «Красном Октябре» старший мастер решил пустить в производство конфеты, в которых вместо отсутствующего на тот момент миндаля, применяемого для изготовления «Мишки косолапого», был арахис. Земляной орех и вошел в пралине «Красной Шапочки», дополненное трехслойной вафельной начинкой и шоколадной сладко-горькой глазурью.
Стоимость «Красной Шапочки» была сопоставима с ценой на «Мишку косолапого», и эти конфеты также были в дефиците. Во всяком случае, до периферии они доходили нечасто, но, несмотря на дороговизну, на прилавках советских магазинов «Красная Шапочка» никогда не залеживалась.

«Мишка на севере, Машка на юге»

Такое прозвище в народе получили в СССР эти шоколадные конфеты, также имевшие ореховую начинку в вафельном корпусе с шоколадной глазурью. «Мишку на севере» на ленинградской кондитерской фабрике имени Н. К. Крупской начали производить за 2 года до начала Великой Отечественной войны и не прекращали их выпуск даже в блокаду.
В последующие годы конфеты выпускались несколькими фабриками по всей стране, с 60-х годов состав «Мишки на севере» неоднократно менялся (использовались различные орехи), вдобавок, под этой маркой в Советском Союзе начали производить ряд других шоколадных изделий.
Стоил килограмм «Мишек на севере» 5 рублей, и, не взирая на широкое производство этих конфет, для отдаленных регионов страны они все же оставались дефицитными.

«Белочку» придумал Борман

По утверждению М. Головкиной, авторство состава этих знаменитых советских конфет принадлежит Григорию Николаевичу (Жоржу) Борману – еще одному известному дореволюционному российскому кондитеру. После национализации питерской фабрики Бормана ей дали имя революционерки Конкордии Самойловой, затем предприятие влили в ленинградский кондитерский «холдинг» имени Н. К. Крупской.
Шоколадные конфеты с дробленым фундуком в начинке и с белочкой на обертке имели нежный вкус пралине и стоили 5 рублей за кило. «Белочку» практически всегда включали в состав детских новогодних кондитерских наборов, а во время СССР фабрика имени Крупской выпускала по нескольку тысяч тонн конфет данного сорта.
… Все эти конфеты были весьма калорийны – от 414 ккал («Раковые шейки» до 538 ккал («Белочка») на 100 грамм. Калорийность остальных – «Красной Шапочки», «Мишки косолапого» и «Мишки на севере» превышала 500 ккал на 100 грамм.

Краткая история советских конфет

А вы помните конфеты "Красная шапочка", "Мишка на севере", "Аленка", "Кара-Кум? Кто придумывал эти названия и яркие фантики? А какие до этого были конфеты? Обратимся с этим вопросом в музей русского шоколада.

По фантикам от русского шоколада легко изучать вкусы граждан и историю страны: Петр Первый, гномы, пасхальные кролики, Ленин, пухлые девочки и Гагарин, которого не узнать.
В московском Музее истории русского шоколада хранятся тысячи таких оберток, а также розовые бархатные бонбоньерки, ноты шоколадного вальса, книги с дореволюционными рецептами и тонкий фарфор.

Мы отправились в музей, чтобы разобраться в истории русского шоколада, но он оказался временно закрыт, и с одним из его основателей, Марией Головкиной, пришлось встречаться в полевых условиях — на фабрике «Злата Розман», где Мария в свободное от чтения лекций и музейных экскурсий время готовит шоколад по бельгийской технологии, но с соблюдением строгих советских ГОСТов.


Дальше — ее рассказ.
В Россию шоколад попал при Петре Первом. Он был жидким, очень дорогим, и первое время его пили только на петровских ассамблеях. Довольно быстро дворцы стали оборудовать специальными комнатами для приготовления шоколада, была даже придумана должность кофешенк — человек, ответственный за шоколад, чай и кофе при царском дворе.
Затем шоколад постепенно вышел за дворцовые пределы, и уже в конце XVIII века им торговали уличные лоточницы. Спустя время, по всей России стали открываться кофейни, где люди пили горячий шоколад и обсуждали новости. Кроме открыток с изображением этих старых кофеен, других сведений у нас пока нет, собираются по крупинкам. Найти рецепты того периода пока не получается, у нас есть рецепты более поздние — конца XIX века, когда по всей стране уже производили плитки и конфеты.
В 1914 году в Санкт-Петербурге было 170 кондитерских шоколадных производств, в Москве — 213, а по всей России — более 600. Главным достижением кондитерские фабрики считали получение титула «поставщик двора Его Императорского Величества» и возможность рисовать на своей продукции двуглавого орла.
Номинацию присуждали дважды в год — перед Пасхой и под Рождество. Давали ее за заслуги и за качество, а если оно падало, то номинацию отнимали; по наследству она не передавалась. В основном поставщиками императорского двора были кондитеры, жившие в России, исключением стал один француз — Антуан Рюмпельмайер, который придумал пирожное «Монблан» и кормил шоколадом русских аристократов в Ницце, за что и получил почетный титул. Самые популярные московские фабрики — «Товарищество Эйнем» и «Фабрично-торговое товарищество А.И.Абрикосова сыновей» — жестко конкурировали между собой. Абрикосов, например, завлекал в магазины покупателей-мужчин, нанимая на работу в одни магазины только брюнеток, а в другие только блондинок. Эйнем не отставал.


Шоколад всегда был элитарным продуктом, его мог себе позволить не каждый — и далеко не каждый день. Если сравнивать упаковки, то сразу видно, какой шоколад где был сделан. Санкт-Петербург был интеллигентным городом, а Москва — купеческой. И московская упаковка гораздо дороже выглядит, чем петербургская. Вообще, в те времена упаковка чаще стоила дороже, чем сами конфеты.
Конфеты упаковывались в розовые бархатные шкатулки с атласным дном, в нарядные фанерные коробки с орнаментом ар-деко: вероятно, такие конфеты кавалеры дарили дамам. До революции кондитерской графикой занимались замечательные художники, известно, что к рисованию оберток привлекали Ивана Билибина, Александра Бенуа, Виктора Васнецова. Самый главный дореволюционный фабричный художник — Эммануил Андреев. Это он нарисовал «Мишку косолапого» и многие другие известные обертки.
Нескольким крупным московским фабрикам удалось уцелеть после революции: «Товарищество Эйнем», «Фабрично-торговое товарищество А.И.Абрикосова сыновей», фабрика «А.Сиу и Ко», на которой к 300-летию дома Романовых было придумано печенье «Юбилейное», крайне популярное в советское время. В Санкт-Петербурге устояла фабрика «Жорж Борман» — участник семи европейских выставок. Кстати, именно Борман первым придумал у нас открытое производство, поставив посреди торгового зала машину, делающую шоколад. Еще он был знаменит тем, что первым в Санкт-Петербурге поставил автомат для питьевого какао. Но быстро его закрыл, потому что люди кидали сразу 30 копеек вместо 15 в надежде получить две порции одновременно, били по автомату; в общем, не получилось.
Множество других замечательных фабрик не сохранилось: «Блигкен и Робинсон», «Паровая фабрика кондитерских изделий Динга», «Паровая фабрика кондитерских товаров Яни», «М.Конради». В основном ими владели иностранцы, гонения на которых начались уже в 1914 году с началом Первой мировой войны. Многие побросали свои фабрики еще до революции и уехали. А кого-то расстреляли, как греков-кондитеров Яни.


«Белочка» была сделана впервые на фабрике Жоржа Бормана, которую потом переименовали в фабрику имени Самойловой. В 1990-е годы, когда появились авторские права на изображения и названия, «Красный Октябрь» выиграл почти у всех фабрик изображения и названия, но вот «Белочку» им получить не удалось — «Белочка» досталась фабрике имени Крупской, тоже, как и фабрика имени Самойловой, петербургской.

После революции фабрики национализировали и переименовали. Сначала, правда, им вообще выдали только номера, а названия появились чуть позже. «А.Сиу и Ко» стала «Большевиком», фабрика Сергея Ленова — это «Рот Фронт», «Товарищество Эйнем» — «Красный Октябрь», «Фабрично-торговое товарищество А.И.Абрикосова сыновей» — фабрика имени Бабаева, «Жорж Борман» — фабрика имени Самойловой.

Национализированные фабрики работали по старой рецептуре, более того — она стала открытой. Выпускали книги, в которых подробно были прописаны рецепты известных конфет, и практически в каждом городе была своя шоколадная фабрика, которая могла делать эту конфету сколько угодно. В первое время почти все фабрики в скобках дописывали на обертке бывшее название производителя, (например, «бывшее товарищество Эйнем»), чтоб покупатели не терялись. Но уникальность пропала: можно было копировать и название, и рецептуру, и обертку.
В первые годы СССР заметно потерялись качество и красочность упаковки. Наладилось дело после войны, стало появляться много достойной упаковки, на «Красном Октябре» тогда главным художником работал Леонид Челноков, ученик Эммануила Андреева. Челноков работал на фабрике всю жизнь, а когда в конце 1990-х предложил оформить авторские права, то в итоге ему много лет пришлось судиться, и авторство так и не удалось отстоять, хотя он нарисовал тысячи оберток и коробок и даже логотип «Красного Октября».
Тогда с авторскими правами вообще было сложно, выросшая Елена Геринас — девочка с «Аленки» — тоже судилась и тоже зря: образ с шоколадки оказался «собирательным». Но важно понимать, что, несмотря ни на что, в СССР все равно выпускали отличный шоколад: этому помогали система ГОСТов и качественные какао-бобы. А вот этикетки некоторых популярных конфет и их история.


Самая популярная из дореволюционных конфет, которая благополучно продолжала выпускаться в СССР, — «Мишка косолапый», выпущенный в 1913 году на фабрике «Эйнем». Обертка «Эйнема» почти не изменилась, только после революции с фантика исчезли шестиконечные звезды. Остальное сохранилось — и рецептура, и название. После 1990-х, когда название «Мишка косолапый» закрепилось за «Красным Октябрем», другие фабрики пытались выпускать свой вариант, один из самых удивительных —конфеты «Брат с севера приехал».


«Раковые шейки» выпускались до революции, причем их тогда выпускали разные фабрики. Это карамель с шоколадной начинкой. До революции раковые шейки (то есть хвосты раков) были деликатесом, и кондитеры таким образом пытались утешить и отвлечь народ от их дороговизны.


«Аленка» была придумана в 1964 году, когда партия обратилась к фабрикам с просьбой сделать шоколад не хуже швейцарского, потому что молочный шоколад был придуман в Швейцарии. «Аленку» выпускали и московские, и региональные фабрики, все имели на это право. Правда, изображения на обертках варьировались.


«Петушок — золотой гребешок» выпускала фабрика Сиу. Так выглядят фантики с разницей в сто лет.

Накануне полета Юрия Гагарина в космос «Красному Октябрю» дали задание нарисовать упаковку для конфет. Чтобы наутро, если Гагарин все же приземлится, всех угощали конфетами из коробки с его портретом. Главный художник «Красного Октября» Челноков накануне весь вечер смотрел телевизор, а потом полночи рисовал. И наутро всех уже угощали конфетами, как и было задумано.



После национализации обертки первое время почти не меняли. У нас есть упаковки от дореволюционной конфеты «Русское войско» и упаковка от советской конфеты «Красное войско» — они практически не отличаются. В 1930-е годы на уже советской обертке конфеты еще встречались дореволюционные буквы.


Иоганн Леопольд Динг выпускал у нас свои знаменитые шоколадные яйца с сюрпризом внутри. Говорят, что такие пасхальные яйца делали и Сиу с Абрикосовым, но мы не нашли никаких свидетельств. У нас в музее 12 яиц Динга, все они разного размера и запечатаны. Тринадцатое разбилось, в нем была фарфоровая фигурка царского вельможи. Динг вынужден был эмигрировать, когда начались гонения на немцев.


К шоколаду и конфетам часто прилагались вкладыши, носившие просветительскую функцию. Например, у Эйнема была серия из двенадцати пронумерованных вкладышей в конфеты с памятниками архитектуры, называлась «Наигромаднейшие в мире сооружения».


Многие фабрики выпускали коробки конфет с настольными играми. Вот одна из них — с игрой «Пожар 1812 года».

А «Товарищество Эйнем», например, заказало Карлу Фельдману, автору романса «Ямщик, не гони лошадей», написать «Шоколадный вальс», «Вальс-монпансье», «Танго какао» и «Кекс-галоп», ноты которых бесплатно прикладывались при покупке определенного сорта конфет. Это — ноты «Шоколадного вальса».


Владимир Ленин, Феликс Дзержинский, Лев Троцкий — их портреты некоторое время фигурировали на обертках. Предполагалось выпустить конфеты с портретом Иосифа Сталина на обложке, упаковка уже была нарисована к XVII съезду ВКП(б). Но дальше замысла дело не пошло.


Есть легенда, что «Красная Шапочка» появилась случайно. Якобы в 1955 году старшему мастеру шоколадного цеха «Красного Октября» Николаю Виноградову поручили в кратчайшие сроки выпустить большую партию «Мишки косолапого». Для «Мишки» требовался миндаль, а его в таких количествах под рукой не оказалось. Вместо миндаля пришлось использовать арахис. Но пробная партия конфет была принята с восторгом.


Многим фабрикам в 1990-е пришлось перепридумывать названия — после того как крупные московские и санкт-петербургские фабрики оставили за собой раскрученные марки. Так, вместо «Красной Шапочки» стали выпускать «А я к бабушке иду» и «Сказки Шарля Перро». А вместо «Мишки косолапого» — «Брат с севера приехал».


Конфеты «Кара-Кум» были придуманы в 1950-м на «Красном Октябре». Вафельная крошка в начинке отвечала за ассоциацию с песком пустыни. Сначала на обертке были просто пески, потом в 1954 году в пустыне появились три автомобиля и всадник, спустя годы их сменили верблюды.