Егорьев день – первый выгон скота. Как второй раз перегнать самогон? Повторная перегонка самогона

ВЫГОН СКОТА
первый весенний выгон скота у русских крестьян считался трудовым праздником. Производился он повсеместно на Егорьев день - 23 апреля: св. Георгия считали покровителем скота. После молебна и освящения стада перед храмом скот гнали в поле ветками, сохраненными от Вербного воскресенья. Молебен мог совершаться у часовни, куда сгоняли скот, или просто в поле. В Рязанской губ. (Зарайский у.), напр., по свидетельству очевидца, первый выгон происходил таким образом: «23 апреля, в день св. Георгия, когда лист на березе должен быть в полушку, в первый раз выгоняется скот в поле. Во многих местах принято за правило в этот день призывать священника, чтобы отслужить молебен с водосвятием. С восхождением солнца сгоняется все стадо к часовне на выгон. Всякая хозяйка сгоняет свою корову вербой, которую нарочно для этого сберегает у образов с заутрени Вербного воскресенья. У часовни служится молебен, и когда воду освятят, то прогоняют все стадо мимо священника, и батюшка, стоя у околицы, окропляет проходящий мимо него скот святою водою». Пастухов «потчевали пирогами, кашею и яйцами».
Обряд первого выгона скота мог совершаться отдельными хозяевами у себя на дворе: хозяин брал в руки образ, а хозяйка - горшочек с горячими углями и ладаном и три раза обходили свою скотину (сведения из Новоторжского у. Тверской губ.). Празднование в той или иной форме Егорьева дня было распространено по всей территории расселения русских.
В некоторых местах день «Егорья храбраго» считался конским праздником. В Даньковском у. Рязанской губ., например, в этот день «делали коня». Четыре парня клали себе на плечи две крепкие жерди. Один из парней держал на вилах конский череп или конскую голову, убранную бубенчиками и кусочками цветных тряпок. Сзади концы жердей связывались веревкой. К веревке прикрепляли хвост, сделанный из вымоченной в воде конопли. Жерди обматывали сеном и грубой тканью из конопли. На жерди забирался верхом мальчик, чаще всего пастушонок. Он должен был уметь хорошо играть на жалейке.
«Конь» в сопровождении зрителей обходил всю деревню под звуки жалейки. Затем компания направлялась в соседнюю деревню. Там, завидев издали шествие, снаряжали как можно скорее своего «коня». На выгоне перед деревней происходил «бой» двух «коней». Парни, подражая лошадиному ржанью, бросались друг на друга, пока один из «коней» не разваливался. Иногда после этого водили «круги» («курагоды»), причем один из парней изображал коня.
В местах развитого овцеводства при завершении выпаса отмечался «овечий праздник» - овчар. Его приурочивали ко дню Анастасии (29 октября), слывшей покровительницей овец. Праздник начинался на заре. Главными исполнителями и героями дня были пастухи. Они играли на рожках, пели песни, поздравляли хозяев овечьих стад с благополучным окончанием выпаса. В этот день производились последние расчеты с пастухами. Пение и пляски продолжались до вечера, затем за праздничным угощением велись разговоры на тему дня: о ценах на шерсть и задатках скупщиков. К посл. четверти XVIII в. «овечий праздник» в развернутом варианте в Рязанской, Владимирской и др. губ. встречался уже чаще в рассказах, чем в реальности, но местами сохранился и позднее. Бытовали в XIX в. народные прозвища святых этого дня: Авраамий овчар, Анастасия овечница. Пастухи овец (овчары) обращались к ним с молитвами.
М.М. Громыко

Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация"


Смотреть что такое "ВЫГОН СКОТА" в других словарях:

    ВЫГОН, выгона, муж. (с. х.). 1. только ед. Действие по гл. выгонять в 1 знач. Выгон скота в поле. 2. Пастбище, участок земли, где пасется скот. Общественный выгон. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Выгон многозначный термин: Выгон земельный участок c кормовыми травами, используемый как пастбище для скота. Населённые пункты Россия Выгон деревня в Должанском районе Орловской области. Выгон деревня в Залегощенском районе Орловской области.… … Википедия

    Участок с подножным кормом для пастьбы скота … Большой Энциклопедический словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Выгон (значения). Выгон земельный участок, покрытый растущими на нем различными кормовыми травами, используемый как пастбище для скота. Как правило, земля там имеет невысокую урожайность.… … Википедия

    Пастовник (Полт. губ.) земельный участок, покрытый растущими на нем разного рода кормовыми травами, большею частью злаковыми, предназначенный для подножного корма домашних животных, а иногда преимущественно только для прогулки молодого скота.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    А; м. Место, где пасётся скот; пастбище. Стадо на выгоне. * * * выгон участок с подножным кормом для пастьбы скота. * * * ВЫГОН ВЫГОН, участок с подножным кормом для пастьбы скота … Энциклопедический словарь

    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    При общинном строе землевладения и землепользования общинники имели право пасти свой скот: 1) на всех землях, принадлежавших общине и не отведенных отдельным лицам во временное пользование; 2) на участках, отведенных отдельным членам общины,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Место для пастбищного содержания скота; в узком смысле место для прогулки скота. Выгонное содержание скота кормление скота преим. на пастбище, с некоторым лишь подкормом в стойлах. См. Пастбище, Пастбищное содержание и Моцион … Сельскохозяйственный словарь-справочник

Чтобы получить в домашних условиях действительно качественный алкогольный напиток, необходимо уметь не только правильно готовить брагу, но и перегонять ее по определенным правилам. Не буду лукавить - первые 3-4 перегона у меня получался в среднем неплохой продукт, но далекий от совершенства, так как многие вещи по неопытности я делал наугад, а некоторыми и вовсе пренебрегал, например, использованием сухопарника, промежуточной очисткой спирта сырца, а подчас и повторного перегона. Но выгонка браги - это сложный химический процесс, и чтобы получить более качественный продукт, предлагаю вам с моей помощью разобраться в нем более углубленно.

Выгон самогона из браги - тонкости химического процесса

Сам процесс испарения жидкости с ее последующей конденсацией называется дистилляцией. В браге находится свыше 30-ти различных химических соединений в жидком виде, и каждая из этих примесей переходит в газообразное состояние при конкретной температуре. Это с одной стороны играет нам на руку - мы можем выделить при выгоне браги отдельные фракции, но с другой стороны нужно научиться эти самые фракции отделять. Интересует нас конкретно этиловый спирт, а все остальное - это малополезные или даже крайне вредные примеси, от которых и голова на утро тяжелая, и вкус, запах напитка противный.

Важно! Этиловый спирт кипит и активно испаряется при температуре + 78,4 C o , и при перегонке браги необходимо отсеивать все, что кипит при температуре ниже и выше этого значения. Самым верным способом будет использование термометра для измерения температуры браги, а еще лучше - паров в ректификационной колонне или дистилляторе. Современные самогонные аппараты уже поставляются укомплектованными такими термометрами, но и купить его отдельно и самостоятельно приладить на перегонный куб проблем не составляет - главное иметь прямые руки, прикрепляющиеся к телу в районе плечевых, а не тазобедренных суставов.

Метиловый спирт - сильнейший яд, кипит при температуре в + 65 C o , ацетон + 56 C o , хлороформ + 61 C o , гексан (входит в состав бензина) + 69 C o , и все это нужно отсеять. Эти примеси остаются в «головах» или «перваке» - использовать их можно только в технических целях, но никак не для приготовления алкогольных напитков! При температуре свыше + 78,4 C o кипит меньше гадости, но «хвосты» собирают только для повторной перегонки, так как они перенасыщены сивушными маслами.

Процесс перегонки самогона - температурные режимы

Итак, можно выделить три основных температурных режима перегонки браги на самогон:

  • Начальный - это процесс нагрева браги до температуры кипения этилового спирта (+ 78,4 C o). На начальном этапе огонь (интенсивность нагрева) удерживается большим только до момента начала процесса дистилляции. Как только первые капли начали стекать, нужно сбавить нагрев, чтобы не проскочить момент отбора нужной фракции, ну, и чтобы вся гадость успела выпариться до момента закипания этанола
  • Основной - начинаем сбор этилового спирта при температуре + 77 C o , так как точно попасть в + 78,4 C o очень сложно - часть продукта можно попросту потерять. И вот тут делаем огонь как можно меньше - нам не нужно спешки. Этанол должен выпариваться постепенно. Пусть самогон не течет струйкой, а просто капает, тогда и качество его будет выше, и выход полнее
  • Заключительный - как только «тело» самогона вышло, а его мы отбираем до тех пор, пока температура не повысится с + 78,4 C o до + 84 C o , нужно заменить емкость и собрать хвосты, которые выгоняются до температуры + 95 C o . Хвосты идут на повторную перегонку, так как помимо этанола в них содержится много сивухи

При отсутствии термометра действовать можно «вслепую», но и точность отбора фракций будет ниже, как и качество конечного продукта или полнота его выхода. Здесь придется рассчитывать объем «голов», «тела» и «хвостов», исходя из объема перегоняемой браги. Легкая фракция составляет 2% от общего объема браги на первом перегоне, а выход самогона - около 15%. Если есть спиртомер, то опирайтесь на его показания, и собирайте «тело» до крепости в 45 градусов - остальное в хвосты. При повторном перегоне «голов» будет около 5% от планируемого выхода, а при третьем перегоне - всего 2% от него.

Всегда осуществляйте минимум два перегона, так как даже комплексная очистка после первого выгона браги не даст желаемого результата, напиток будет «грязным». Перед вторым перегоном проводите промежуточную очистку спирта сырца одним из способов, которые мы рассматривали отдельно. Для повторного перегона браги всегда разводите спирт сырец до крепости в 30 градусов чистой питьевой водой. И еще один момент - всегда тщательно мойте перегонный куб перед выгоном, иначе напитку сообщится неприятный запах, он будет более резким.

Следуйте этим правилам - лишь поначалу это будет казаться сложным, впоследствии привыкнете. И если вам доводилось пробовать самогон низкого качества, то получаемый в результате правильной перегонки браги продукт произведет совсем другое впечатление!

Жизнь русских людей в далеком прошлом состояла из череды будней и праздников. Будни - это время, наполненное тяжелым крестьянским трудом и заботами, «уныло однообразная с бесхитростными радостями и скорбями». Будням противопоставлялись праздники, самые древние из которых были связанны с земледельческим календарем. К таким праздникам относился Егорьев день.

Егорьев день (Егорий, Егорий храбрый, Юрий зеленый, Юрьев день) - народное название двух церковных православных праздников, дней памяти святого великомученика Георгия Победоносца. В русской народной традиции Георгий Победоносец считался одним из главных святых.

В народе говорили: "На Руси два Егория: один холодный, другой голодный". Первый - Егорий Вешний ("Летний", "Теплый", "Голодный") - отмечали 23 апреля/6 мая. Второй - Егорий Осенний, Егорий Зимний, Егорий Холодный праздновался 26 ноября/9 декабря

В представлениях простого народа святой Егорий был олицетворением созидающих сил природы, символом весеннего очищения и обновления природы. Русские крестьяне говорили, что вместе с Егорием на землю приходит весна: «Егорий на порог весну приволок», «Не бывать весне на Святой Руси без Егория». Счи­талось, что он «открывал» землю, давал плодородие полям, защищал скот.

С Егория начинается сев яровых. «На Егория мороз – будет просо и овес», «На Егория дождь – будет скоту легкий год, а гречи нерод (неурожай)», – говорили земледельцы. С Георгия начинают сеять корнеплоды – свеклу, морковь.

Святой Егорий считался покровителем диких зверей и хранителем домашнего скота. В распространенных легендах святой Георгий охраняет домашний скот, помогает пастухам или наказывает их за провинности и нерадивость. Поэтому для Егорьева дня особенно характерны обрядовые действия, направленные на защиту домашних животных.

Весенний Егорий был днем первого выгона скота в поле. После почти двухсот дней стойлового содержания торжественный первый выгон скота в поле приобретал торжественную и ритуальную окраску.

В народном сознании прочно укрепилось, что первый раз выгонять скотину в поле надо обязательно на Егория. Крестьянское поверье гласило, что в этот день святой Георгий сам пасет скот.

Обряд первого выгона совершался для сохранности скота, получения хорошего приплода и состоял из нескольких этапов:

· обход скота хозяевами во дворе,

· ритуальное кормление скота,

· выгон скотины в стадо,

· обход стада пастухом,

· одаривание пастуха и трапеза пастухов и хозяев на выгоне.

Накануне Егорьева дня крестьяне не работали, «чтобы волк овец не поел». Выгон скота совершался торжественно с соблюдением многочисленных правил.

Обряд начинался обходом на дворе – он совершался молча или с произнесением каких-либо заговоров или слов с просьбой Святому Егорию сохранить скотину.

Повсеместно существовал обычай ритуального кормления скота перед выгоном особым хлебом, испеченным в Чистый четверг. Хлеб обеспечивал приплод, силу и здоровье. Хлеб, скармливавшийся скоту, имел разную форму и название.

Обычаи западных уездов Московской губернии, конечно, имели региональную окраску, но не сильно отличались по сути.

Так, в Волоколамском уезде , хозяин каждой избы выворачивал шубу, надевал ее поверх шерстью, брал образ святого Георгия и блюдо с мукою, в него клали яйцо и ставили восковую свечу. С этим он обходил свою скотину, выгнанную из хлевов во двор в кучу. После этого образ и блюдо ставилось над воротами на неделю.

Скотину со двора выгонял сначала сборщик – за ним и все крестьяне. Когда стадо собиралось, сборщик обходил его с мирскою иконой – икону потом передавал пастуху. Скотину в поле гнали вербою. Пригнавши, вербу втыкали каждый на своей полосе. Стадо в поле бывало недолго, ибо кормы еще худы. Пастуха дарили лепешками и яйцами

В Рузском уезде в 1851 году так проходил первый выгон скота.

В Егорьев день после обедни священника приглашали на выгон, там совершалось водоосвящение. Поутру пастух, играя на рожке, проходил по деревне, и вдовы, которые пользовались уважением и слыли благочестивыми, выгоняли скотину вербою. По окончании молебна пастух брал образ и обходил три раза все стадо. Наконец скот гнался в поле; его сопровождали крестьяне обоих полов. Пришедши в поле, каждая крестьянка ставила вербу в рожь на своей полосе и молилась Богу. С поля возвращались в деревню, наделивши пастуха хлебом, яйцами, лепешками с творогом.

В 60-х годах прошлого века в Рузском районе редкая семья не имела скотину, поэтому обычаи Егорьева дня еще хранятся в памяти старожилов. Ритуальный хлеб тогда не пекли, но обязательно припасали отдельную буханку для выгона, нарезали на ломти и присаливали. На землю перед воротами клали коромысло или кочергу, чтобы корова переступила через нее.

На веревке хозяйка вела до стада, с веткой вербы. Отпустив в стадо, крестила троекратно и сама направлялась к собранию на краю поля.

Считалось, что на Егорьев день надо обязательно выгонять на пастбище скот, даже если холодно и местами лежит снег, иначе корову невозможно будет «приговорить к стаду». Даже если, в зависимости от погодных условий, скот выгоняли до или после праздника, ритуал соблюдался.

В первый день выгона скота пастухи играли особую роль. Выгнав стадо за деревню, пастух обходил его трижды, как бы накладывал оберег скота от нападения зверей. Пастухов в этот день надо было обязательно отблагодарить, почествовать.

Хозяйки, празднично одетые, с узелками с провизией в руках, отправлялись вместе со стадом в поле на выгон. Пастуха одаривали яйцами, пирогами, мясом, сладостями, выпивкой и деньгами. Пастух часто выставлял на выгоне две корзины, куда полагалось складывать приношения. Снедью и выпивкой, принесенными с собой, женщины также угощали друг друга после обхода. С одной стороны, хозяева хотели подарками расположить пастуха к себе и к своей скотине, а с другой - дары должны были иметь магическое значение - сохранить скотину, получить приплод от нее.

Таким образом, обычаи и обряды Егорьева дня были очень значимы для крестьян. И яркий пример тому – первый после зимы выгон скота, который превращался в народный праздник с охранными, оберегающими ритуальными действиями.

ЛИТЕРАТУРА

Волков Н. Н. Описание Рузского уезда Московской губернии / /Московские Губернские Ведомости. 1851,

Егорий Вешний /Коринфский А.А. Народная Русь.- Смоленск: Русич, 1995. Сс.233-242.

Егорьев день/ Русский праздник. Праздники и обряды народного земледельческого календаря.- СПб.: Искусство СПБ, 2001.СС.151-160

Егорьев день , глава в кн. Шмелев И. Лето Господне

Праздники в Рузском уезде в 1851 году //Фольклорные сокровища московской земли. Т.1. Обряды и обрядовый фольклор/ сост. Вступит.ст., комм., указатель и словари Т.М. Ананичевой, Е.А. Самоделовой.- М.:Наследие, 1997.-424с.

Первый выгон скота. Руза. 1904. Из фондов Рузского краеведческого музея

БАЛЛАДА О МАЛОЙ РОДИНЕ Первый выгон


Русские поэты, писатели, музыканты посвящали деревне свои произведения. Не могла деревня, тех, кто, хоть несколько дней прожил рядом с ней привычной для неё жизнью, оставить равнодушным, а если с деревней связано твоё детство, твоя юность, то это чувство оставалось внутри тебя на всю жизнь и гибель деревни, Малой Родины, тобой воспринимается как личная трагедия. И я, хоть и не принадлежу к этой когорте нравственных авторитетов России, решил свою первую пробу пера посвятить деревне. Всему тому, что есть в нас хорошего, заложенного там, вдали, мы, последние из могикан, обязаны нашим деревням.
Трудно тогда в наше время было представить деревню без пастуха, деревенским пастухам отводилась особая роль. Как правило, занимались этим из года в год одни и те же люди, пасли они как колхозный, так и личный скот. У нас в деревне пастухи жили в соседнем доме, у них жили два племянника, мои ровесники, у которых не было ни отца, ни матери, с ними-то частенько я проводил свои летние дни, в соседних с деревней, полях и лесах. Всё лето бегали мы босиком, ноги наши становились нечувствительными ни к стерне, ни к росе. Только боялись мы змей, которыми были полны наши леса.
Весной, первый выгон был праздником, как для жителей деревни, так и для скота, особенно для тех, для кого он был первым. Многие до этого праздничного дня не доживали, особенно это касалось однолеток, коротка у многих из них была молодая жизнь. К оставшимся в живых мы привыкли ещё зимой, когда они мокрые и дрожащие появлялись на свет. Первое молоко, которое мы ждали с нетерпением, доставалось им. Были они такие маленькие, ласковые и нежные, чего даже нет у человеческих дитёнышей. Первое время жили они прямо в доме, с раннего утра раздавалось по комнате их жалобное блеянье. И мы, как только просыпались, были рядом с ними, кто ухаживал друг за другом, толи мы за ними, толи они за нами.
Поэтому в первый день выгона и мы, дети, были всегда рядом с ними, они больше тёрлись около нас, приходилось нам их прогонять к своим сородичам.
Так же рано, как и мы, приобщались они к взрослой жизни. Первое время они больше были рядом с нами, чем с матерью. Отца своего они не знали, мы тоже многие росли без отцов, погибли они нас защищая, у многих из нас не было и матерей.
Телята, козлята знакомились друг с другом, бодались неокрепшими рожками, носились по лужайкам, взбрыкивая задними ногами, а, наевшись, свежей зеленой травы, от непривычки и неумения, зеленью покрывали себе зады. Хозяева наблюдали эту картину и с любовью к своим питомцам и с горечью, тешились козлятки, не представляя своей судьбы, можно только было поучиться такому оптимизму у этой молодой поросли.
Особенно были серьезны взрослые быки, которые с пренебрежением глядели на молодежь, и искали для себя более серьёзные развлечения, оберегая подопечных коров, сердито, бья копытами землю и угрожая рогами, если придется встретиться с соперником из соседнего стада. Некоторые, особо опасны были и для человека, поднимали на рога иногда и неопытного пастуха.
Так в сопровождении хозяев проходил первый день, который заканчивался значительно раньше обычного. Скотинка возвращалась в свои привычные дворы, к которым они успели уже привыкнуть. Первый день снился им всю ночь, коротка она была у животных, как и сельский житель, отсыпались они только зимой, это те, кто пережил роковую осень.
Каждый их рабочий летний день будет заканчиваться, когда уже зайдёт солнце, мы будем встречать табун, который подымая пыль на всю улицу, будет таять с каждым домом, оставшимся позади, а в конце деревни и вовсе пропадёт в тумане (Последний дом) , опустившемся к этому времени на землю. Так будут возвращаться домой наши питомцы и кормильцы, затем звон, издаваемый струёй парного молока о дойницу, заполнит всю улицу, а мы получим свою кружку долгожданного парного молока.
В деревне был обычай кроме оплаты кормить пастухов, для чего устанавливалась очередь, хозяйки по этому случаю устраивали просто праздник, на стол выставлялось всё самое лучшее, чтоб не ударить в грязь перед соседями. Бывало, пастух оставался и заночевать.
Рабочий день пастуха тяжел и труден, длиною от восхода до захода солнца, и сопряжен с ответственностью за порученный им скот, являвшийся для жителей основным подспорьем для семьи. Пастух был единственным защитником их кормильцев от волков, которых после войны было особенно много. В то время, как правило, молоко не продавали, шло оно для удовлетворения потребностей семьи.
Деревенский пастух был и поэтом и художником, встречая ранние летние утренние зори с теплым, как парное молоко, туманом. Он был и дирижером и дрессировщиком своих подопечных, приучая их быть в стаде, заботясь о том, чтоб они были сыты, выбирал для них овраги с зеленой сочной травой, заботясь о том, чтоб пополнялись запасы зелени.
На одном месте пастух табун долго не пас, давая, траве подрасти, таким образом и поддерживался в неизменном виде окружающий деревни пейзаж, табун выедал всю молодую, ненужную поросль молодняка и кустарника.
От солнечных лучей, ненастья и осенних ветров, был пастух лицом темен, кожа была приучена к укусам комаров и слепней, которые были бичом не только для него но и для его подопечных, особенно от них страдала молодёжь.
Надеждой и опорой для пастуха был длинный кожаный просмолённый кнут, висевший у него на плече. Рядом с кнутом находился всегда пастуший рожок, предмет гордости каждого пастуха, его каждый для себя делал сам, вкладывая в это дело всё своё умение, у каждого рожка был свой настрой, по которому подопечные узнавали его среди других звуков.
С кнутом пастух обращался с особой виртуозностью, издавая с его помощью, как из пистолета, мощные резкие хлопки, подобно выстрелам, вгоняя в трепет непослушных, осмелившихся отбиться от стада, получавших за это педагогическое воздействие по мягкому месту.
Для деревни тогда привычен был пейзаж с пасущимися по окраинам лесов стадами и неизменными их спутниками, пастухами, вселяющими в душу покой и равновесие, которое так и веяло от пастухов. Полюбили пастуха за лето и его подопечные, позабыв про жёсткий просмолённый кнут, да и пастух больше для острастки пускал его в дело.
Так в обоюдной любви и согласии проходило лето. Дни становились короче, ночи длиннее и холоднее. Не стало на лугах свежей и нежной зелени, иногда приходилось жевать и старую посохшую траву. Так скот незаметно привыкал к сену, как и мы к концентратам.
И все мы вместе ждём опять сначала весну с ручьями и подснежниками, крапивой, диким луком и щавелём, затем лето с его солнцем, комарами, ягодами, грибами и сенокосом, с летними тёплыми дождями, которые, как назло, шли, когда надо было сушить сено. Но всё равно, к сроку сеновалы заполнялись свежим ароматным сеном, напоминавшим нам зимой о тёплом лете, и дожди как-то уже не вспоминались.

Всем привет! Продолжаем тему самогоноварения. Сегодня будем говорить о том, как правильно гнать самогон в домашних условиях. Как вы помните, о полной я писал вот в этой статье. Теперь настало время более подробно остановиться на процессе дистилляции (или попросту перегонке).

Для перегонки браги я применяю фракционную двойную дистилляцию с промежуточной очисткой. Полученный по этому методу самогон очень сильно отличается от обычного в лучшую сторону.

Первая дистилляция

Итак, мы получили спирт сырец (СС). Это та самая средняя фракция, она же “тело”. Пить его конечно можно, но качество такого самогона еще очень низкое. Теперь СС следует подвергнуть очистке.

Обновление от 10.04.17 : Сейчас я немного изменил технологию первой перегонки. Гоню почти до воды (температура 98-99 градусов в кубе) без отбора голов и хвостов. Иногда немного голов все-таки отбираю, если они идут с резким запахом, но это бывает крайне редко.

Промежуточная очистка

Промежуточной я ее называю лишь только потому, что она проводится между первой и второй перегонкой. А так это полноценный способ очистки самогона. Точнее даже два способа, которые я применяю совместно.

  • Сначала мы чистим спирт сырец маслом.

В итоге мы получаем спирт сырец, очищенный от большого количества сивушных масел, которые растворились в масле растительном. Сам спирт в масле не растворяется из-за своей низкой концентрации. Для этого мы его и разбавляли.

Но все же в самогоне еще присутствуют маленькие капли неотфильтрованного масла с вредными примесями. Что бы от них избавиться переходим к следующему методу очистки.

  • Очистка активированным углем

Для этого способа используются березовый (БАУ-А) или кокосовый (КАУ) активированный уголь. Он способен впитать в себя до 80% сивушных масел и 90% сложных эфиров.

Можно добавить уголь в емкость с спиртом сырцом и снова активно трясти. Но лучше сделать проточный фильтр.

Простейшей конструкцией фильтра является пластиковая бутылка с отрезанным дном и засыпанным в нее углем. В пробке делается несколько отверстий и кладется кусочек ватки. Перед использованием уголь лучше промыть, тем самым удалив с него угольную пыль, которая забивает ватный фильтр.

Расход угля примерно 5-15 грамм на литр самогона.

Также для фильтрации отлично подойдет бытовой фильтр-кувшин из магазина.

Теперь мы имеем хорошо очищенный самогон, готовый ко второй перегонке, в процессе которой мы повысим его крепость и постараемся максимально возможно избавиться от оставшихся примесей.

Более подробно читайте в статье — Очистка самогона углем

Вторая перегонка

Принцип второй фракционной дистилляции такой же, как и первой. Только отличаются режимы нагрева.

  1. Нагреваем брагу. Как только из холодильника появится первая капля, убавляем температуру нагрева так, чтобы самогон выходил со скоростью максимум 1-2 капли в секунду. Чем медленнее, тем лучше.
  2. При такой скорости отбираем “головы” из расчета 50 мл на каждый килограмм сахара в браге.
  3. Меняем приемную емкость и начинаем отбор “тела”. Нагрев можно установить максимально возможный, какой позволит холодильник. Но я все же рекомендую ограничиться средней скоростью, чтобы самогон тек тонкой струйкой.
  4. “Тело” отбираем до 45%. В очередной раз напоминаю, что спиртуозность мы меряем при 20 градусах Цельсия. Если спиртометра нет, то самогон надо поджечь в ложке. Температура также должна быть 20 градусов. Отбор надо прекращать, когда жидкость перестает гореть.
  5. Меняем емкость и отбираем хвосты на максимально возможном нагреве.
  1. Для улучшения вкуса конечного продукта разбавленный после первой перегонки спирт сырец можно настоять на темном изюме. Изюма надо 20 г на каждый литр СС. Вкус заметно улучшится.
  2. Если конечный продукт слишком крепок для вас, то разбавьте его водой. Об этом читайте в статье .
  3. Я все пишу про то, что мерять концентрацию спирта надо при 20 градусах, но ведь редко бывает, что самогон течет из холодильника с такой температурой. Он либо теплее, либо холоднее. В этом случае показания ареометра можно скорректировать с помощью вот этой таблички

  1. Промежуточную очистку самогона из фруктово-ягодной браги лучше не проводить, иначе рискуем потерять его ароматы.
  2. Очистка самогона маслом и активированным углем это два отдельных, самостоятельных способа. Можно воспользоваться только одним из них, какой больше нравится. Но в том и другом случае СС необходимо разбавлять до 15%, так он лучше очистится.
  3. Если все же решите применить сразу оба метода очистки, то последовательность должна быть такой – сначала масло, а затем уголь.
  4. Собранные при второй перегонке “хвосты” я очищаю маслом и использованным при промежуточной очистке углем и выливаю в куб при перегонке следующей браги.

Вот и все. Процесс не очень сложный и если вы его выполните, то ваши усилия будут вознаграждены по заслугам. Вы получите отличный самогон, на голову выше того, что получается при обычной перегонке.

Пробуйте и делитесь вашими результатами в комментариях. Также подписывайтесь на обновления. Надеюсь, статья была полезна.

Всего хорошего!

С уважением, Дорофеев Павел.