Праздники и обряды Рузского края. Егорьев день – первый выгон скота. Как правильно гнать самогон — двойная дистилляция с промежуточной очисткой

ВЫГОН СКОТА
первый весенний выгон скота у русских крестьян считался трудовым праздником. Производился он повсеместно на Егорьев день - 23 апреля: св. Георгия считали покровителем скота. После молебна и освящения стада перед храмом скот гнали в поле ветками, сохраненными от Вербного воскресенья. Молебен мог совершаться у часовни, куда сгоняли скот, или просто в поле. В Рязанской губ. (Зарайский у.), напр., по свидетельству очевидца, первый выгон происходил таким образом: «23 апреля, в день св. Георгия, когда лист на березе должен быть в полушку, в первый раз выгоняется скот в поле. Во многих местах принято за правило в этот день призывать священника, чтобы отслужить молебен с водосвятием. С восхождением солнца сгоняется все стадо к часовне на выгон. Всякая хозяйка сгоняет свою корову вербой, которую нарочно для этого сберегает у образов с заутрени Вербного воскресенья. У часовни служится молебен, и когда воду освятят, то прогоняют все стадо мимо священника, и батюшка, стоя у околицы, окропляет проходящий мимо него скот святою водою». Пастухов «потчевали пирогами, кашею и яйцами».
Обряд первого выгона скота мог совершаться отдельными хозяевами у себя на дворе: хозяин брал в руки образ, а хозяйка - горшочек с горячими углями и ладаном и три раза обходили свою скотину (сведения из Новоторжского у. Тверской губ.). Празднование в той или иной форме Егорьева дня было распространено по всей территории расселения русских.
В некоторых местах день «Егорья храбраго» считался конским праздником. В Даньковском у. Рязанской губ., например, в этот день «делали коня». Четыре парня клали себе на плечи две крепкие жерди. Один из парней держал на вилах конский череп или конскую голову, убранную бубенчиками и кусочками цветных тряпок. Сзади концы жердей связывались веревкой. К веревке прикрепляли хвост, сделанный из вымоченной в воде конопли. Жерди обматывали сеном и грубой тканью из конопли. На жерди забирался верхом мальчик, чаще всего пастушонок. Он должен был уметь хорошо играть на жалейке.
«Конь» в сопровождении зрителей обходил всю деревню под звуки жалейки. Затем компания направлялась в соседнюю деревню. Там, завидев издали шествие, снаряжали как можно скорее своего «коня». На выгоне перед деревней происходил «бой» двух «коней». Парни, подражая лошадиному ржанью, бросались друг на друга, пока один из «коней» не разваливался. Иногда после этого водили «круги» («курагоды»), причем один из парней изображал коня.
В местах развитого овцеводства при завершении выпаса отмечался «овечий праздник» - овчар. Его приурочивали ко дню Анастасии (29 октября), слывшей покровительницей овец. Праздник начинался на заре. Главными исполнителями и героями дня были пастухи. Они играли на рожках, пели песни, поздравляли хозяев овечьих стад с благополучным окончанием выпаса. В этот день производились последние расчеты с пастухами. Пение и пляски продолжались до вечера, затем за праздничным угощением велись разговоры на тему дня: о ценах на шерсть и задатках скупщиков. К посл. четверти XVIII в. «овечий праздник» в развернутом варианте в Рязанской, Владимирской и др. губ. встречался уже чаще в рассказах, чем в реальности, но местами сохранился и позднее. Бытовали в XIX в. народные прозвища святых этого дня: Авраамий овчар, Анастасия овечница. Пастухи овец (овчары) обращались к ним с молитвами.
М.М. Громыко

Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация"


Смотреть что такое "ВЫГОН СКОТА" в других словарях:

    ВЫГОН, выгона, муж. (с. х.). 1. только ед. Действие по гл. выгонять в 1 знач. Выгон скота в поле. 2. Пастбище, участок земли, где пасется скот. Общественный выгон. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Выгон многозначный термин: Выгон земельный участок c кормовыми травами, используемый как пастбище для скота. Населённые пункты Россия Выгон деревня в Должанском районе Орловской области. Выгон деревня в Залегощенском районе Орловской области.… … Википедия

    Участок с подножным кормом для пастьбы скота … Большой Энциклопедический словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Выгон (значения). Выгон земельный участок, покрытый растущими на нем различными кормовыми травами, используемый как пастбище для скота. Как правило, земля там имеет невысокую урожайность.… … Википедия

    Пастовник (Полт. губ.) земельный участок, покрытый растущими на нем разного рода кормовыми травами, большею частью злаковыми, предназначенный для подножного корма домашних животных, а иногда преимущественно только для прогулки молодого скота.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    А; м. Место, где пасётся скот; пастбище. Стадо на выгоне. * * * выгон участок с подножным кормом для пастьбы скота. * * * ВЫГОН ВЫГОН, участок с подножным кормом для пастьбы скота … Энциклопедический словарь

    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    При общинном строе землевладения и землепользования общинники имели право пасти свой скот: 1) на всех землях, принадлежавших общине и не отведенных отдельным лицам во временное пользование; 2) на участках, отведенных отдельным членам общины,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Место для пастбищного содержания скота; в узком смысле место для прогулки скота. Выгонное содержание скота кормление скота преим. на пастбище, с некоторым лишь подкормом в стойлах. См. Пастбище, Пастбищное содержание и Моцион … Сельскохозяйственный словарь-справочник

Обряды на выгон Обереги Пастухи Первый выгон скота повсюду совершался в день Георгия Победоносца 6 мая (23 апреля по старому стилю). "Вербное воскресенье" – народное название православного праздника "Вход Господень в Иерусалим". Этот праздник отмечается в воскресенье на шестой неделе Великого поста, в последнее воскресенье перед Пасхой. Согласно Евангелию, Иисус Христос после воскрешения Лазаря направился в Иерусалим, чтобы отпраздновать там Пасху. Он сказал своим ученикам привести молодого осла и на нем въехал в город. Жители Иерусалима восторженно приветствовали Иисуса как своего Спасителя и Мессию, держа в руках пальмовые ветви, и постилали на дорогу свои одежды, восклицая: "Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне!" В память об этом событии во всех христианских храмах принято в этот день освящать ветви деревьев. В русской традиции пальмовые ветви заменили на вербу, которая и дала название празднику. Первый выгон скота


Скотину водить – не разиня рот ходить Обряды на выгон Перед выгоном скота совершали некоторые обряды: кормили скот хлебом, обходили животных с зажженной свечой и иконой. Смысл кормления хлебом состоял в том, чтобы скот знал свой дом, своих хозяев и всегда возвращался обратно. Хлеб должен был дать скоту силу, здоровье, обеспечить приплод. Обход скота со свечой и иконой, замыкание его в круг – такие магические действа совершали, чтобы оградить скот от разных напастей. Повсюду было принято выгонять животных в общее стадо веткой освященной вербы. После этого ее бросали в воду, в реку, или втыкали на поле, где пасся скот, как говорили, "чтобы скот летом не бегал домой". Кроме того, верили, что освященная верба способна охранять скот от всяких несчастий. Первый выгон скота повсюду совершался в день Георгия Победоносца 6 мая (23 апреля по старому стилю). Первый выгон скота


Обереги В некоторых местах скот прогоняли через пояс. Иногда в середине пояс замыкали замком. Верили, что пояс оградит скот от всех напастей, заставит держаться своего двора; замок же, по крестьянским поверьям, придавал обряду большую силу, замыкая магическую ограду, он же якобы запирал пасть волку. Выгоняли скот с заклинаниями и приговорами. Например: "Егорий-батюшка, паси нашу скотинку на широкую долинку!" "Выгоню коровушку со двора голиком, приходи ко мне, коровушка, со всем молоком". В некоторых местах в этот день лошадей выделяли особо, так как св. Георгий осознавался прежде всего как покровитель лошадей. В некоторых местах Егорьев день отмечался как конский праздник; мужчины в этот день приезжали в церковь на лошадях. После молебна священник окроплял лошадей, затем крестьянин вел лошадь к купели и поил ее святой водой. Скотину водить – не разиня рот ходить Первый выгон скота повсюду совершался в день Георгия Победоносца 6 мая (23 апреля по старому стилю). Первый выгон скота


Пастухи Важную роль в обрядах первого выгона скота играли пастухи. Им вручали стадо, и они старались использовать все средства, в том числе магические, чтобы сохранить его. Почти повсеместно, выгнав стадо за околицу, пастухи трижды обходили вокруг него. При этом у них были предметы, которые являлись оберегами. В первую очередь это был хлеб, нередко замок, иногда топор, часто верба и пасхальное яйцо, а также икона Георгия Победоносца. Также пастух должен был знать специальные заговоры, которые он читал при обходе стада. Скотину водить – не разиня рот ходить Первый выгон скота повсюду совершался в день Георгия Победоносца 6 мая (23 апреля по старому стилю). Первый выгон скота

Самогон - излюбленный напиток, который в наше время, когда особых запретов на изготовление его в личных целях практически не существует, гонят все кому не лень (почему-то вспомнился небезызвестный фильм Гайдая «Самогонщики»). Но не все знают, как второй раз перегнать самогон, чтобы получился поистине волшебный напиток, чистый, как слеза! И кому это вообще нужно, ведь и первачок тоже неплохо пьется?

Несколько вопросов

Зачем перегонять самогон второй раз? Повторная, более тщательная перегонка удаляет из самодельного напитка многие посторонние примеси, а качество его значительно улучшается. Вы потратите на весь процесс пару часов дополнительного времени, а результат превысит все возможные ожидания. К тому же все, что необходимо, у вас уже имеется: самогонный аппарат, сырье. И этой экзекуции могут подвергаться практически все виды промежуточного продукта (первача), вне зависимости от сырья, из которого он был сотворен. Повторная перегонка самогона - вещь довольно несложная, и если вы уже научились гнать первичный продукт, то вам легко будет и научиться делать напиток двойной перегонки. Также можно таким способом облагородить и самогон, который вы выгнали ранее, не зная дальнейшей технологии.

Немного истории и теории

Конечно, можно изготовить бражку и выпить ее с превеликим удовольствием и успехом. Так, собственно, и делали ранее на Руси - бражничали. Способ дистилляции еще не был массово освоен народом, вот и готовили бражку из всего, что под руку попадет, а затем пили. Но ведь, по утверждению врачей, брагу выпивать часто очень вредно. Там содержатся и ацетон, и альдегид, и и другие разнообразные вещества, от употребления которых возникает даже (если много). А если не очень злоупотреблять, то все равно довольно вредно получается.

Рубим "головы" и "хвосты"

С изобретением и внедрением способа дистилляции браги появляется уже и первый самогон. Брагу переводят в пар и охлаждают ту часть, которая может кипеть при 78,4 градуса (это, собственно, и есть питьевой этиловый спирт). Такой продукт называют «телом» самогона, а существуют еще и «голова», и «хвост». Первое - то что выходит из аппарата с самого начала. Ранее данную фракцию считали самой бьющей по мозгам и очень любили в народе. Однако, если разобраться, что такое эта часть? Голова состоит из ацетона в большинстве своем. Дело в том, что у ацетона намного ниже - 56,2 градуса по Цельсию. Вот он и выходит из аппарата первым. Безусловно, такой первач крепко бьет по голове, но нормальные люди все-таки не пьют ацетон! Хвост же, напротив, составляют в основном сивушные масла. У них температура кипения выше, чем у питьевого спирта - больше 80 градусов. Поэтому эти змеи вылезают из самогонного аппарата в последнюю очередь. Эту бурду также пить не рекомендуется, даже в самых крайних случаях.

Почему желательно вторично перегонять?

Нужный нам находится посередке, его-то и надобно извлечь. Как это сделать? Очень хорошо помогает обыкновенный термометр, которым должен быть оборудован аппарат. Тогда наверняка уже будешь знать, какой температуры жидкость выходит, и вовремя отсекать «хвосты» и «головы». Но все равно невозможно филигранно отсечь, например, голову, всю, до последнего. Какая-нибудь частица ацетона да прорвется в тело напитка, а это не есть хорошо. Так вот, для этого и нужна перегонка самогона второй раз. Чтобы перестраховаться от присутствия в благородном самодельном напитке ацетона и сивушных масел (появившихся в результате неполного отсечения). Так сам получаемый во второй раз продукт становится намного чище.

Поэтапный перегон самогона

Итак, у вас есть уже выгнанное тело. Имеется и самогонный аппарат выбранной вами конструкции. В принципе, больше ничего технически не надо, только вода. Правильная технология двойной перегонки самогона включает в себя несколько этапов. Каждый из них, несомненно, важен для производства хорошего, качественного продукта.

Разбавление водой

Перед тем как второй раз перегнать самогон, сперва необходимо разбавить его чистой (можно родниковой) водой комнатной температуры. Вода прохладная. Ее нужно добавить, помешивая, до 40 %. Делается это в основном в плане безопасности. Слишком крепкая жидкость, подвергающаяся дистилляции, может привести к возгоранию самого самогонного аппарата. А еще у крепкого выгона (первого) очень крепкая связь с сивушными маслами. Разбавляя самогон водой, мы эти связи частично разрушаем. Если этого не сделать, то перегонка самогона второй раз не приведет к желаемому успеху. Итак, разбавляем водой и размешиваем до видимой однородности. А чтобы смесь не мутнела, рекомендовано специалистами-самогонщиками наливать самогон в воду. Если сделать наоборот, как правило, получается мутняк.

Дополнительная очистка

Возможно, вы уже очистили выгнанный первично самогон каким-либо известным вам способом. Но не поленитесь сделать это еще раз, например марганцем. Для этого берем три грамма порошка и разводим в стакане горячей воды до полного растворения. Получившуюся жидкость надо влить в разбавленный самогон, размешать и настаивать 15 минут. После - всыпаем по большой ложке соды и соли и снова размешиваем. Даем снова настояться пару часиков. По окончании процеживаем смесь через фильтр (можно сделать из ваты и марли, сложенной в несколько слоев). И уже с этой жидкостью продолжаем дальнейшую плодотворную работу.

Перегонка

Как второй раз перегнать самогон? Сам процесс не такой уж и сложный для того, кто хоть раз уже пользовался самогонным аппаратом. Практически нет отличия от первичной дистилляции. Итак, уменьшаем крепость примерно до 20 градусов, чтобы пары не воспламенялись, и начинаем выгонку. При помощи термометра, приспособленного к аппарату, следим за температурой на выходе (смотрите выше, как определять вредные части по их температуре). Важно разделять на фракции то, что стекает в емкости. Первые процентов 10 рекомендуется на выходе отсекать. Следующие примерно 80 % - самое оно, то, что нам необходимо. Собираем спирт, пока градус не понизится до 45 (замеряем спиртометром). Оставшуюся часть тоже собираем и используем для будущей браги. Таким образом, вопрос, как второй раз перегнать самогон, будет решен, а ответ на него получен. С помощью осуществления двойного контроля (спиртометром и термометром) достаточно точно получается отсекать ненужное, получая действительно чистый напиток. Химический анализ такого самогона показывает, что содержание ацетона и сивушных масел в нем практически сведено к нулю. И если вы хотите употреблять эту самодельную водку с минимальным риском для здоровья, то просто необходимо знать, как сделать двойной перегон самогона. А напоследок несколько тонкостей и хитростей от опытных мастеров самогоноварения.

Вроде бы и совсем несложный процесс, не требующий особой технической подготовки. А заметили, что у одних двойной самогон получается вкусным, а у других - не совсем то (а точнее, совсем не то). Наверное, скажете вы, все дело в секретных фамильных рецептах, передаваемых из поколения в поколение. Уж я, мол, точно такой самогон не смогу выгнать, как ни крути. Все это правильно, но не на 100 %. Конечно же, существуют и определенные фамильные рецептуры производства оригинального напитка, но есть и маленькие нюансы, которые необходимо знать каждому для улучшения качества своей продукции. Попробуем их немного рассекретить.

  1. Замечено всеми спецами, что для вторичной перегонки очень важно качество воды. Чем оно выше, тем самогон вкуснее. Некоторые даже используют для получения желаемого результата структурированную, талую, насыщенную кислородом или электронами воду. Ничего не имеем против данных идей. Замечено, что вода из-под обычного крана, например, и вода из горной речки или родника - две большие разницы. К тому же структурированная вода (например, талая) очень хорошо разбивает примеси, успевшие связаться со спиртом. Поэтому используйте родниковую или очищенную (вкусную) воду, ни в коем случае не кипяченую.
  2. Разбавить первичный продукт водой, перед тем как перегнать самогон второй раз, надо до крепости ниже 20 %. Идеально будет вообще 15, плюс природная вода самого высокого качества. Тогда и двойной самогон получится очень вкусным. Вода растворит примеси, которые уйдут в "голову" и "хвост", а само "тело" напитка окажется кристальным и приятным на вкус и запах.
  3. Используйте все доступные методы дополнительной очистки перед тем, как перегнать самогон второй раз. Очень хорош и активированный уголь. Все знают о его свойствах при отравлениях организма человека. Он выводит вредные вещества, связывая их. Подобное происходит и с самогоном, в котором содержатся вредные примеси. Но умельцы все же советуют вначале разбавлять, а потом уже очищать дополнительно. И это как минимум логично: вода растворяет примеси, разрушая их связи со спиртом на молекулярном уровне, а уголь связывает их и выводит из подготовленного для повторной перегонки сырья.

Так что воспользуйтесь данными советами для производства двойного напитка, и ваш самогон непременно порадует пришедших на праздник гостей!

Качественный самогон не должен быть мутным и пахнуть сивухой. Чтобы получить кристально чистый напиток, который не стыдно подать гостям, следует не только точно соблюдать пропорции при приготовлении браги, но и обязательно использовать двойную перегонку. Для удаления посторонних примесей самогон дополнительно очищается марганцем, содой, активированным углем, яичным белком или молоком.

История развития самогоноварения

Еще во времена Ивана Грозного (именно в это время сведения об этом напитке появляются в летописях) качеству самогона уделялось особое внимание. У каждой семьи был свой особый рецепт его приготовления. Первый кабак, торгующий самогоном, появился у стен Кремля. Посещать его имели право только приближенные царя? опричники.

Этот крепкий русский напиток в те времена ценился гораздо больше, чем виски или коньяк. Получить качественный самогон было непросто: после его перегонки и последующей очистки терялось до 95% исходного сырья. В продажу поступал только двойной самогон, приготовленный по особому рецепту и очищенный с помощью древесных углей: березовых, липовых или дубовых. Делать очистку приспособились и посредством вымораживания.

Самогон из пшеницы, который имеет более мягкий вкус, начали ставить чуть позже. Во времена Грозного брагу (сусло) делали на ключевой или озерной воде и морозостойких сортах ржи. Существовал и особый рецепт изготовления дрожжей.

Почему необходимо вторично перегонять самогон?

Самогон первой перегонки содержит немало вредных примесей: ацетон, сивушные масла, альдегиды и прочие нежелательные соединения, которые могут нанести вред здоровью. Да и вкус и запах такого напитка не слишком приятен.

Если во время первой перегонки брать только ту фракцию, которая горит, и останавливать процесс после прекращения горения напитка, содержание сивушных масел снизится. Но идеально чистый и качественный самогон можно получить только поэтапно, посредством первичной, а затем вторичной перегонки.

Как поставить брагу

У каждого истинного любителя есть собственный рецепт браги. Качественный и очень приятный на вкус напиток можно получить с помощью брожения фруктов и ягод. Очень мягкий на вкус из зерна пшеницы, риса или ржи.

Картофель, содержащий большое количество крахмала, дает больше всего самогона. В деревнях картошку используют достаточно часто как самое дешевое сырье для сусла. Но своеобразный горьковатый привкус такого напитка на любителя.

Самым простым рецептом является брага из сахара и дрожжей. Поставить ее можно в любой емкости, придерживаясь следующих пропорций: на 30 частей воды берется 7-10 частей сахара (слишком сладкого сахара можно добавить меньше) и 1 часть пекарских дрожжей.

На емкость с брагой желательно установить гидрозатвор. Сделать простейший гидрозатвор можно с помощью обычной резиновой перчатки, в которой иголкой проделывается небольшое отверстие. Чтобы дать выход образующимся газам, большую молочную флягу можно плотно прикрыть крышкой, не запирая на затвор.

Настаивается брага при температуре 24-27 °С 7-10 дней. При выстаивании в прохладном помещении может потребоваться чуть больше времени. Если после выгонки получился слишком мутный напиток, это означает, что самогон сделан из не полностью?отыгравшей? браги.

Первичный выгон

Для перегонки используют аппараты всевозможных конструкций. Принцип их устройства одинаков. В герметичную емкость заливается брага, которая при кипении испаряется и по змеевику поступает в охладитель. Пары спирта конденсируются в змеевике, охлаждаясь, превращаются в жидкость и поступают в отдельную тару. Оптимальная температура кипения браги 78-83 °С. Чтобы кипящая жидкая брага не выбрасывалась в змеевик, аппарат заполняется брагой не полностью.

Выгон с помощью отделения?хвостов? и?голов? называют фракционным. Первые 50 г? это?головы? или?первач?. Использовать его в питьевых целях категорически запрещено. Из него допускается лишь делать настойки для наружного применения или использовать в технических целях. Дело в том, температура кипения ацетона самая низкая, она составляет 78,4 °С, поэтому его содержание в?голове? максимальное.

В?хвостах? (последней фракции) содержится большое количество сивушных масел. Поэтому перегонка останавливается в тот момент, когда общее содержание спирта в собираемой емкости составит 50%. Определить содержание спирта можно с помощью бытового ареометра (спиртометра).

Фракционная перегонка или двойной перегон: что лучше?

Двойная перегонка считается наилучшим способом дистилляции. Полностью удалить все вредные вещества при однократном выгоне невозможно. Вторичная дистилляция, при которой самогон также делится на фракции, позволяет получить качественный напиток с минимальным содержанием ацетона и сивушных масел.

Очистка. Повторный выгон

Перед повторной перегонкой самогон очищают от вредных примесей. Сделать это можно с помощью:

  • обезжиренного молока (слишком жирное молоко использовать нежелательно, так как может стать мутным)
  • обычной пищевой соды
  • марганцовки
  • древесного угля, полученного из березовых поленьев или активированного угля, приобретенного в аптеке
  • с помощью вымораживания.

Сделать очистку с помощью молока можно с помощью следующего рецепта: в 3 л банку с самогоном добавляется около 0,5 л молока. Смесь перемешивается и выставляется на холод до полного осаждения хлопьев, а затем процеживается через сложенную в несколько слоев марлю или ткань.

Очистку можно проводить и с помощью марганцовки: на 3-литровую банку ее достаточно 1-2 г (на кончике ножа). По истечении 2-3 дней на дне банки соберется темный осадок, который процеживают.

При очистке яичным белком, чтобы самогон не пах яйцами, желток использовать не рекомендуется. На 0,5 л берется белок 1 яйца, взбивается до пены с теплой кипяченой водой и перемешивается с самогоном. Банка отставляется на неделю отстаиваться, а затем напиток фильтруется. Иногда для самогон дополнительно прогоняют через угольный фильтр, однако в этом случае теряется слишком много спирта.

Удалить вредные примеси можно и с помощью пищевой соды. На литр напитка добавляют 10 г соды и настаивают около 10 часов. Однако сода убирает естественную кислинку и делает напиток слишком пресным.

Очистку с помощью древесного угля производят следующим образом. Березовые поленья сжигают, просеивают, а затем измельчают. Уголь засыпается в бутыль или банку из расчета 50 г на 1 л и оставляют смесь на пару недель. Осадок тщательно фильтруется через слой ваты, марли или ткани.

Некоторые специалисты утверждают, что удалить вредные примеси возможно с помощью вымораживания. Однако те, кто пробовал воспользоваться этом рецептом, результатом остались не слишком довольны. Быть может, таким способом можно сделать самогон чуть крепче, удалив из него излишнюю воду. Однако его вкус после вымораживания остается прежним.

Повторный выгон. Добавление воды

Перед второй перегонкой очищенный марганцем, содой, белком, молоком или
активированным углем самогон обязательно водой до крепости около 30 °С. Специалисты советуют лить самогон в воду: если поступить наоборот, то смесь не только помутнеет, но и нагреется и потеряет градусы.

Если не разбавить самогон водой, второй перегон будет малоэффективным: молекулярная связь с сивушными маслами у крепкого напитка выше, и удалить их будет сложней. Кроме того, при перегонке слишком крепкого напитка есть вероятность самовозгорания.

Вторичный выгон ничем не отличается от первого. У напитка желательно также отобрать?хвосты? и?головы?, при этом перегонка осуществляется до крепости 45-60%. Слишком крепкий напиток пить сложно, поэтому лучше его разбавить кипяченой водой (добавление сырой воды нежелательно, так как напиток будет мутным). Так же, как и при подготовке к перегонке, чтобы не потерять градус, не следует лить воду в самогон: лучше отмерить необходимое количество жидкости, а затем разбавить ее самогоном.


Настойки из самогона

Можно сделать самогон более ароматным и по вкусу напоминающим знаменитые напитки: бренди, коньяк, виски, а также приготовить на его основе самые разнообразные ликеры и коктейли. Рецептов множество. На его основе можно делать настойки:

Жизнь русских людей в далеком прошлом состояла из череды будней и праздников. Будни - это время, наполненное тяжелым крестьянским трудом и заботами, «уныло однообразная с бесхитростными радостями и скорбями». Будням противопоставлялись праздники, самые древние из которых были связанны с земледельческим календарем. К таким праздникам относился Егорьев день.

Егорьев день (Егорий, Егорий храбрый, Юрий зеленый, Юрьев день) - народное название двух церковных православных праздников, дней памяти святого великомученика Георгия Победоносца. В русской народной традиции Георгий Победоносец считался одним из главных святых.

В народе говорили: "На Руси два Егория: один холодный, другой голодный". Первый - Егорий Вешний ("Летний", "Теплый", "Голодный") - отмечали 23 апреля/6 мая. Второй - Егорий Осенний, Егорий Зимний, Егорий Холодный праздновался 26 ноября/9 декабря

В представлениях простого народа святой Егорий был олицетворением созидающих сил природы, символом весеннего очищения и обновления природы. Русские крестьяне говорили, что вместе с Егорием на землю приходит весна: «Егорий на порог весну приволок», «Не бывать весне на Святой Руси без Егория». Счи­талось, что он «открывал» землю, давал плодородие полям, защищал скот.

С Егория начинается сев яровых. «На Егория мороз – будет просо и овес», «На Егория дождь – будет скоту легкий год, а гречи нерод (неурожай)», – говорили земледельцы. С Георгия начинают сеять корнеплоды – свеклу, морковь.

Святой Егорий считался покровителем диких зверей и хранителем домашнего скота. В распространенных легендах святой Георгий охраняет домашний скот, помогает пастухам или наказывает их за провинности и нерадивость. Поэтому для Егорьева дня особенно характерны обрядовые действия, направленные на защиту домашних животных.

Весенний Егорий был днем первого выгона скота в поле. После почти двухсот дней стойлового содержания торжественный первый выгон скота в поле приобретал торжественную и ритуальную окраску.

В народном сознании прочно укрепилось, что первый раз выгонять скотину в поле надо обязательно на Егория. Крестьянское поверье гласило, что в этот день святой Георгий сам пасет скот.

Обряд первого выгона совершался для сохранности скота, получения хорошего приплода и состоял из нескольких этапов:

· обход скота хозяевами во дворе,

· ритуальное кормление скота,

· выгон скотины в стадо,

· обход стада пастухом,

· одаривание пастуха и трапеза пастухов и хозяев на выгоне.

Накануне Егорьева дня крестьяне не работали, «чтобы волк овец не поел». Выгон скота совершался торжественно с соблюдением многочисленных правил.

Обряд начинался обходом на дворе – он совершался молча или с произнесением каких-либо заговоров или слов с просьбой Святому Егорию сохранить скотину.

Повсеместно существовал обычай ритуального кормления скота перед выгоном особым хлебом, испеченным в Чистый четверг. Хлеб обеспечивал приплод, силу и здоровье. Хлеб, скармливавшийся скоту, имел разную форму и название.

Обычаи западных уездов Московской губернии, конечно, имели региональную окраску, но не сильно отличались по сути.

Так, в Волоколамском уезде , хозяин каждой избы выворачивал шубу, надевал ее поверх шерстью, брал образ святого Георгия и блюдо с мукою, в него клали яйцо и ставили восковую свечу. С этим он обходил свою скотину, выгнанную из хлевов во двор в кучу. После этого образ и блюдо ставилось над воротами на неделю.

Скотину со двора выгонял сначала сборщик – за ним и все крестьяне. Когда стадо собиралось, сборщик обходил его с мирскою иконой – икону потом передавал пастуху. Скотину в поле гнали вербою. Пригнавши, вербу втыкали каждый на своей полосе. Стадо в поле бывало недолго, ибо кормы еще худы. Пастуха дарили лепешками и яйцами

В Рузском уезде в 1851 году так проходил первый выгон скота.

В Егорьев день после обедни священника приглашали на выгон, там совершалось водоосвящение. Поутру пастух, играя на рожке, проходил по деревне, и вдовы, которые пользовались уважением и слыли благочестивыми, выгоняли скотину вербою. По окончании молебна пастух брал образ и обходил три раза все стадо. Наконец скот гнался в поле; его сопровождали крестьяне обоих полов. Пришедши в поле, каждая крестьянка ставила вербу в рожь на своей полосе и молилась Богу. С поля возвращались в деревню, наделивши пастуха хлебом, яйцами, лепешками с творогом.

В 60-х годах прошлого века в Рузском районе редкая семья не имела скотину, поэтому обычаи Егорьева дня еще хранятся в памяти старожилов. Ритуальный хлеб тогда не пекли, но обязательно припасали отдельную буханку для выгона, нарезали на ломти и присаливали. На землю перед воротами клали коромысло или кочергу, чтобы корова переступила через нее.

На веревке хозяйка вела до стада, с веткой вербы. Отпустив в стадо, крестила троекратно и сама направлялась к собранию на краю поля.

Считалось, что на Егорьев день надо обязательно выгонять на пастбище скот, даже если холодно и местами лежит снег, иначе корову невозможно будет «приговорить к стаду». Даже если, в зависимости от погодных условий, скот выгоняли до или после праздника, ритуал соблюдался.

В первый день выгона скота пастухи играли особую роль. Выгнав стадо за деревню, пастух обходил его трижды, как бы накладывал оберег скота от нападения зверей. Пастухов в этот день надо было обязательно отблагодарить, почествовать.

Хозяйки, празднично одетые, с узелками с провизией в руках, отправлялись вместе со стадом в поле на выгон. Пастуха одаривали яйцами, пирогами, мясом, сладостями, выпивкой и деньгами. Пастух часто выставлял на выгоне две корзины, куда полагалось складывать приношения. Снедью и выпивкой, принесенными с собой, женщины также угощали друг друга после обхода. С одной стороны, хозяева хотели подарками расположить пастуха к себе и к своей скотине, а с другой - дары должны были иметь магическое значение - сохранить скотину, получить приплод от нее.

Таким образом, обычаи и обряды Егорьева дня были очень значимы для крестьян. И яркий пример тому – первый после зимы выгон скота, который превращался в народный праздник с охранными, оберегающими ритуальными действиями.

ЛИТЕРАТУРА

Волков Н. Н. Описание Рузского уезда Московской губернии / /Московские Губернские Ведомости. 1851,

Егорий Вешний /Коринфский А.А. Народная Русь.- Смоленск: Русич, 1995. Сс.233-242.

Егорьев день/ Русский праздник. Праздники и обряды народного земледельческого календаря.- СПб.: Искусство СПБ, 2001.СС.151-160

Егорьев день , глава в кн. Шмелев И. Лето Господне

Праздники в Рузском уезде в 1851 году //Фольклорные сокровища московской земли. Т.1. Обряды и обрядовый фольклор/ сост. Вступит.ст., комм., указатель и словари Т.М. Ананичевой, Е.А. Самоделовой.- М.:Наследие, 1997.-424с.

Первый выгон скота. Руза. 1904. Из фондов Рузского краеведческого музея