Истории от Олеся Бузины: «Руси веселие есть пити. Смотреть что такое "Веселие Руси есть пити" в других словарях. Убойная сила рекламы

В культуре разных народов алкогольные напитки занимают значительное место. С ними связаны самые разнообразные обряды, ритуалы и традиции. Не была исключением и Киевская Русь. Вопреки распространенному мнению, «хмельные пиры» были не только развлечением, но и выполняли другие важные функции, подчеркивая единство народа.

Древние изобретатели винного спирта были удивлены его необычными свойствами. Европейские алхимики называли его aqua vitae (в переводе с латинского - «вода жизни»), поскольку человек, который употреблял алкоголь, становился веселым и беззаботным, у него возникало ощущение здоровья, силы и энергии. Но на смену веселью быстро пришло разочарование. Aqua vitae сыграла с человеком злую шутку: блаженство оказывалось ненастоящим, а здоровье от чрезмерного употребления, наоборот, ухудшалось. Это прекрасно знали и на Руси, где всегда пили немало, хотя и старались знать меру.

Символ благополучия

Во время праздников и обрядов чаша с медом пускалась по кругу, из нее каждый человек должен был отпить несколько глотков. Обычай пить из одной чаши символизировал у славян полное доверие друг к другу. Полная чаша была воплощением достатка и благополучия в доме. По древней славянской традиции, тот, кто провозглашал здравицу, выпив до дна чашу, переворачивал ее над головой, демонстрируя, что ни капли не оставил. При этом человеку желали, чтобы у его врагов крови осталось не больше, чем в этой чаше. Поэтому за столом не выпить до дна, до последней капли, считалось крайне недоброжелательно. По обычаю, в будни никаких спиртных напитков не употребляли, и пьянство считали позором.

Славяне употребляли алкоголь лишь в особых случаях: на тризну, в праздники урожая, весеннего и осеннего равноденствия, при чествовании определенных богов. В основном это был хмельной мед, который использовали вместо вина, браги или пива. Крепость всех этих напитков не превышала 13-18 градусов.

Правда, не стоит считать, что древние славяне отличались чрезмерной строгостью нравов. Вот как сообщал о них очевидец - арабский географ и писатель X века Ибн Руста: «...край славян ровный и лесистый... у них много бочек из дерева, которые они называют "улищдж". С одного улищджа достают 10 жбанов меда. Из меда делают различные напитки... Через год после смерти покойника идут на его могилу, берут с 20 бочек меда, пьют, едят и расходятся». В другом арабском сочинении «Худуд-ал-Алам» неизвестный автор дополняет: «...славяне сеют много проса, не имеют винограда, но имеют много меда, из которого делают вино и другие напитки. Посуда для меда - бочки из дерева. Некоторые имеют и по 100 бочек».

Во времена Киевской Руси наши предки придерживались все тех же обычаев и традиций, продолжая пить натуральные напитки, что перебродили: мед, пиво, брагу, квас, а иногда и вино иностранного производства - «заморское зеленое вино». Об этих напитках пелось в старинных колядках:

Да на той скамье три кубка стоят:

В первом кубке - медок-солодок;

Во втором -зелено вино,

В третьем - крепко вино.

Зелено вино - для господина сего,

Крепкое вино - для женщины его,

Медок-молодок - для его детей.

«Мед хмельной»

Как выяснили историки, хотя эти напитки и уступали по крепости винному спирту, но оказывали вполне сравнимое воздействие на организм. В «Поучении блаженного Феодосия, игумена Печерского, о казнях Божиих», написанном в XI веке, после сокрушительного нападения половцев на Русь, есть такие слова: «Бесы радуются нашему пьянству и, радуясь, приносят дьяволу пьянственную жертву от пьяниц. Дьявол, радуясь, говорит: "Никогда я столько не услаждался жертвами языческими, сколько пьянством христиан, потому что в пьяницах содержатся все дела моего хотения"». Так что о вреде алкоголизма прекрасно знали и задумывались уже тогда. «Перед хмелем падко, во хмелю сладко, после хмеля гадко», - говорилось в пословице.

Также распространенным напитками в народе были пиво и брага, которую готовили из пшена, овса, ржи с добавлением черники, малины, вишни, ежевики или других ягод. Напитки эти варили при большом стечении народа, а потом вместе и употребляли. Дороже и труднее в изготовлении был питьевой мед. Один из рецептов был таким: мед мешали с разной ягодой (брусникой, черной смородиной, красной смородиной) В пропорции 2:1 добавляли корицу, хмель, гвоздику, имбирь. Эту смесь держали в больших кадках, время от времени перемешивая, до тех пор, пока не перебродит. После разливали в маленькие бочки по 100-150 литров и закапывали в землю. Мед можно было откапывать не раньше чем через полгода. Тот мед, который находился в земле более 10-15 лет, считался зрелым, а более 15-20 лет - выдержанным. Такой напиток подавали исключительно на княжеских пирах.

Обычные жители Киевской Руси делали мед по другой технологии: сначала изготавливали медовую сыту -раствор меда в воде. После заправляли его запаренными шишками хмеля, добавляя всевозможные ягоды. Далее кипятили, затем в холодный сироп добавляли закваску и ставили для брожения. За три-четыре недели хмельной напиток был готов. В зависимости от временной выдержки, мед был либо слабее, либо крепче.

Залог единства

В Киевской Руси хмельные напитки употребляли много и охотно, но стремились упорядочить этот процесс. На Пасху, в праздник Воскресения Христова хмельной напиток в какой-то степени объединял даже господ с крепостными крестьянами. С самого раннего утра все взрослые мужчины направлялись в господскую усадьбу, на центральной площади которой их ждал хозяин с бочкой «хмельного вещества».

Каждый из мужиков подходил к нему и, низко поклонившись, дарил какую-нибудь птицу из собственного домашнего хозяйства: курицу, утку или гуся. В благодарность господин угощал своих крестьян медовухой. Они становились около бочки, и хозяин, зачерпнув половником крепкий напиток, первым выпивал. Затем передавал половник старосте, а тот - дальше по очереди, пока бочка вовсе не опустеет. А если она стала пустой еще до захода солнца, что по большей части и бывало, распоряжались доставить следующую. По традиции, полагалось поить всех желающих мужиков до поздних сумерек. А они, в свою очередь, во что бы то ни стало, должны были держаться на ногах, чтобы угощение продолжалось.

Что же касается пиров, то они проходили после любого успешного события, особенно после побед. Для дружинников князь устраивал пиры еженедельно. На них всем готова была «чаша вина, пива пьяного и меду сладкого». На таких пиршествах хмельной мед буквально лился рекой, пили его и днем, и ночью. А иногда и умирали с кружкой или пиршественным рогом в руках.

Церковь, как могла, боролась с пьянством, строго ограничивая потребление хмельных напитков в пост. Наряду с увеселительными обычаями и традициями, для населения Киевской Руси существовали и запреты на употребление спиртных напитков: нельзя было пить их во время работы, в будни, в отдельные праздничные дни, особенно это запрещалось молодоженам.

Но держать процесс под контролем не слишком-то удавалось. Ведь, помимо простого удовольствия и веселья, за употреблением меда и браги стояли древние традиции. Еще со школы многие помнят слова великого князя Киевского Владимира Святославича: «Руси есть веселие пить, не можем без того быть». В Повести временных лет даже говорится, что одной из причин отказа князя Владимира принять мусульманскую религию было то, что она официально не позволяла пить вино и пировать с дружинниками. Дело было не в личном пристрастии князя к алкоголю, а в ритуале общения с княжеским войском - совместная трапеза, на которой обязательно пили хмельные напитки. Отказ от традиции общих пиров угрожал князю потерей дружины, которая могла увидеть в этом оскорбительное пренебрежение.

Постепенно ритуальное значение совместного распития меда или браги сошло на нет. Остались лишь традиция и привычка, расцениваемая как символ уважения друг к другу. А с первой половины XVI века традиционные напитки стали постепенно вытесняться водкой, или «хлебным вином», как ее называли тогда. В XVII-XVIII веках по-прежнему существовали напитки, которые назывались «мед» или «медовуха», но со старинными русскими рецептами они уже не имели ничего общего.

Александра Шепель

Веселие Руси есть пити
Из летописи «Повесть временных лет» древнерусского летописца Нестора (вторая пол. XI - нач. XII в.), где повествуется о том, как киевский князь Владимир Святославович, или Владимир Святой (ум. 1015) выбирал веру для Руси. От принятия мусульманства, которое запрещало употребление вина, он отказался: Руси есть веселие пити, не можем без того быти. И потому князь Владимир предпочел православие, поскольку Православная церковь употребление вина не запрещает и даже использует последнее в обряде причастия.
Известно как «историческое» самооправдание всех любителей «выпить и закусить» (шутл.-ирон.).

  • - Азербайджанский национальный суп из молодой баранины, приготавливаемый в глиняной закрытой посуде в духовке. В настоящее закладываются подготовленные каштаны, нут, черный перец, лук, чеснок...

    Кулинарный словарь

  • - Веселие - ликование, торжество: Ту Игорь князь высѣдѣ изъ сѣдла злата, а въ сѣдло кощіево. Уныша бо градомъ забралы, а веселіе пониче. 22...

    Слово о полку Игореве - словарь-справочник

  • - 1) высшая степень радости, оба слова нередко употребляются рядом, образуя устойчивое словосочетание "радость и веселие" . Слово "веселие" может иметь общее значение, а иногда приближается к понятию "благополучие" ...
  • - 1) с помощью этих слов в Синод. пер. передано выражение радости по поводу к.-л. события, в т.ч. по поводу избрания царя; Л. могло быть выражено в боевом или победном кличе воинов...

    Библейская энциклопедия Брокгауза

  • - Из летописи «Повесть временных лет» древнерусского летописца Нестора, где повествуется о том, как киевский князь Владимир Святославович, или Владимир Святой выбирал веру для Руси. От...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - веселье ср. весельство архан. радость, удовольствие, утеха, отрада; ·противоп. грусть, горе, печаль, кручина, скука, тоска; радостное расположение или состояние духа, и все что доставляет его, что утешает и радует...

    Толковый словарь Даля

  • - Ср. Почувствовал я к ним злобу неукротимую. Выпьемте! "Пити вмерти, й не numu вмерти; так вже лучше пити вмерти"... Островский. Доходное место. 3, 4. Досужев...
  • - Ср. Чепуха все это, что "Руси есть веселие пити", вздор! На Руси пьют только с горя или от невежества, то есть опять-таки с горя. Таких питухов, чтобы пили для одного удовольствия или радости, у нас мало иль ничуть не...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Ср. Слушай, что деды-прадеды наши говаривали: перву пить - здраву быть; другую пить - ум веселить; утроить - ум устроить; четвертую пить - неискусну быть; пятую пить - пьяным быть; чара шестая - пойдет мысль иная...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Пити вмерти, й не пити вмерти; такъ вже лучше пити вмерти! Ср. Почувствовалъ я къ нимъ злобу неукротимую. Выпьемте! «Пити вмерти, ѣ не пити вмерти, такъ вже лучше пити вмерти»... Островскій. Доходное мѣсто. 3, 4. Досужевъ...
  • - Руси веселіе есть пити. Ср. Чепуха все это, что «Руси есть веселіе пити», вздоръ! На Руси пьютъ только съ горя, или отъ невѣжества, то есть, опять-таки съ горя. Такихъ питуховъ, чтобы пили для одного удовольствія или...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - Чару пить, здраву быть; другую пити, умъ веселити; утроити, умъ устроити; учетверити, умъ погубити; много пити, безъ ума быти! Ср. Слушай, что̀ дѣды-прадѣды наши говаривали: перву пить - здраву быть...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - См. РУСЬ -...
  • - См. РУСЬ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Веселие на Руси есть пити. Книжн. Устар. О взгляде русских на хмельные напитки как на нечто веселящее душу. /i> Слова князя Владимира по Начальной летописи Нестора. БМС 1998, 77...

    Большой словарь русских поговорок

  • - ...

    Словарь антонимов

"Веселие Руси есть пити" в книгах

ГЛАВА 1 «НА РУСИ ЕСТЬ ВЕСЕЛИЕ ПИТИ» (ИСТОРИЯ ВОДКИ)

Из книги Все о водке автора Дубровин Иван

ГЛАВА 1. «НА РУСИ ЕСТЬ ВЕСЕЛИЕ ПИТИ» (ИСТОРИЯ ВОДКИ)

Из книги Все о спиртных напитках автора Дубровин Иван

Восточные славяне: «Веселие пити…»?

Из книги Священное опьянение. Языческие таинства Хмеля автора Гаврилов Дмитрий Анатольевич

Восточные славяне: «Веселие пити…»? Возможно, первое упоминание о хмеле в древнерусских источниках встречается в Новгородской летописи малого извода:«В лето 6493 . Иде Володимиръ на Болгары съ Добрынею, уемъ своимъ, в лодьях, а Торкы берегомъ приведе на конехъ; и тако

§ 9. «Веселие Руси есть пити, не можем без того быти»

Из книги Русские [стереотипы поведения, традиции, ментальность] автора Сергеева Алла Васильевна

§ 9. «Веселие Руси есть пити, не можем без того быти» Один из аргументов киевского князи Владимира в пользу принятия православия при крещении Руси в 988 году. Сейчас - русская народная пословица Любовь к горячительным напиткам в России общеизвестна и традиционна. Это

«Руси есть веселие пить»: досуг, пиры, пьянство, шахматы, чтение, охота

Из книги Потаенная жизнь Древней Руси. Быт, нравы, любовь автора Долгов Вадим Владимирович

«Руси есть веселие пить»: досуг, пиры, пьянство, шахматы, чтение, охота Свободное время человек Древней Руси проводил в общении с друзьями и знакомыми. Часто оно происходило в обстановке праздничных застолий, поэтому поучения о выборе круга общения сменяются в Изборнике

Кандидат биологических наук Б. Казаченко (НИИ и Музей антропологии МГУ). «Веселие пити»

Из книги «Веселие пити» автора Казаченко Б

Кандидат биологических наук Б. Казаченко (НИИ и Музей антропологии МГУ). «Веселие пити» Что пили на Руси «Ковши круговые, запенясь, шипят...» Иллюстрация В. М. Васнецова к поэме А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».В Древней Руси вплоть до XIV века существовали следующие

Есть на Руси офицеры

Из книги автора

Есть на Руси офицеры Депутаты все более умело распропагандировывали воинские части. Трудно уговорить милиционеров. Им, видимо, крепко платили. Один офицер-милиционер признался: в сутки дают по 40 долларов. А с солдатами найти общий язык просто – даем им продукты, сигареты,

«Есть привычка на Руси» (западные радиоголоса)

Из книги 100 знаменитых символов советской эпохи автора Хорошевский Андрей Юрьевич

«Есть привычка на Руси» (западные радиоголоса) «Моя дочка говорила:- Я твоё „бибиси“ на окно переставила». (Сергей Довлатов, «Соло на ундервуде»)По оценкам иностранных спецслужб, в послевоенные годы в СССР около 40 миллионов советских граждан с той или иной

Веселие Руси есть пити

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Веселие Руси есть пити Из летописи «Повесть временных лет» древнерусского летописца Нестора (вторая пол. XI - нач. XII в.), где повествуется о том, как киевский князь Владимир Святославович, или Владимир Святой (ум. 1015) выбирал веру для Руси. От принятия мусульманства, которое

Веселие Руси…

Из книги Реанимация [Записки врача] автора Найдин Владимир Львович

Веселие Руси… Мне всегда нравились рослые люди. Такое ощущение, что им сверху видно то, что нам - малорослым (хотя у меня своих где-то метр семьдесят, но это если не сутулиться) - недоступно. А этот вошел - прямо под потолок. Еще и плечи широкие, и голова обритая. Даже свет

«НА РУСИ ЕСТЬ ВЕСЕЛИЕ ПИТИ» (ИСТОРИЯ ВОДКИ И ПРИМЕНЕНИЕ ВОДКИ В МЕДИЦИНЕ)

Из книги Лечение водкой и вином автора Говорова Е

«НА РУСИ ЕСТЬ ВЕСЕЛИЕ ПИТИ» (ИСТОРИЯ ВОДКИ И ПРИМЕНЕНИЕ ВОДКИ В МЕДИЦИНЕ) Напитки играют немалую роль в истории и культурных традициях любого народа. Каждый из традиционных национальных напитков имеет свою неповторимую историю появления и особенностей употребления. Как

«ВЕСЕЛИЕ РУСИ»

Из книги Наблюдая за русскими. Скрытые правила поведения автора Жельвис Владимир Ильич

«ВЕСЕЛИЕ РУСИ» Выше уже упоминалась распространённая легенда, по которой правивший в X веке киевский князь Владимир, решив отказаться от язычества в пользу какой-либо другой религии, разослал гонцов во все края земли, наказав им выбрать самую лучшую веру. Гонцам

Вадим Долгов Руси есть веселие пить!

Из книги Анти-Мединский. Опровержение. Как партия власти «правит» историю автора Кремлев Сергей

Вадим Долгов Руси есть веселие пить!

* БЫЛОЕ * Веселие пити

Из книги Водка (июнь 2008) автора Русская жизнь журнал

* БЫЛОЕ * Веселие пити Алкогольный уклонизм 1920-х

Есть веселие пить

Из книги автора

Есть веселие пить Я обычно в своих исследования перехожу от общего к частному, но на этот раз придется делать наоборот, потому что тема уж больно болезненная, извините за тавтологию.Тот факт, что «питие на Руси есть веселие», не отрицается даже самыми яростными

Алкогольные летописи.
Тема выпивки появилась в нашей истории уже на первых страницах "Повести временных лет".
И с тех пор не просыхает на листах книг и протоколов.

"Руси веселие есть пити" - эта фраза князя Владимира из летописи стала крылатой. Её помнят даже те, кто вообще ничего не читал, кроме этикеток на бутылках. Так и вижу, как это было. Князь Владимир слушает скучные прения муллы, раввина и попа о вере, начинает засыпать от обещаний посмертных райских удовольствий, и вдруг его осеняет внезапное озарение. Князь берёт в руку чарку. Хлобысь! Бодрый звук булькающей жидкости в глотке, как в водостоке. Смачное кряканье. Хорошо! Никакого рая не надо. Тем более что рай нельзя повторить, а чарочку можно.


Напиться и забыться. Тоже выход. Но выйдя из этого состояния, все равно вернешься в реальность.
Но что пили наши предки во времена Владимира? Вот вопрос важнее гамлетовского! Как изтно, самый знаменитый русский напиток - водка. По-украински - горилка. Но скажу вам сразу: водка - это не русское изобретение. И не украинское. И, возможно, князь Владимир просто разорвал бы на части того, кто впервые завёз это адское изобретение на Русь. Ведь последствия водочного алкоголизма ужасны. Ничего в них весёлого нет. Кто видел пьяную женщину с синим лицом или не менее часто встречающегося синюшного мужика, вряд ли станет спорить со мной.

Но водочный алкоголизм возник сравнительно недавно, только когда появился избыток ржаного и пшеничного зерна - сырья для производства как хлеба, так и водки. Еще 100 лет назад наш пращур стоял перед выбором: есть или пить? На то и на другое одновременно у него просто не хватало средств.

И хотя корчма была обычным явлением в каждом селе (она располагалась прямо на въезде в него), но на постоянное пьянство просто не хватало денег. Многодетная семья и высокие темпы тогдашней рождаемости доказывают, что пили не так уж много. Алкоголик был исключением, а не правилом. А нынешних бомжей, слоняющихся с бутылкой по улица, в старом селе просто невозможно было представить.
Но если быть точным, то первым славянским словом, подаренным мировой цивилизации, было название хмельного напитка. Не "спутник". И не "матрешка". А "мед" - "медос", как записал его по латыни византийский дипломат Приск Панийский. Приск отправился в середине V века послом к знаменитому гунну Атилле. По дороге он встретил симпатичных туземцев. Туземцы покатали его на лодке-долблёнке, предложили красивых женщин "для соития" и угостили чудным хмельным пойлом. От соития осторожный византиец отказался, а название напитка запомнил навсегда. И даже передал его потомкам.

Мёд - традиционный слабоалкогольный напиток древних славян. Приготавливали его из мёда диких пчёл путем естественного брожения в деревянной кадке. Для ускорения брожения и увеличения объёма пойла, в мёд добавляли ягодный сок малины или брусники. Готовый продукт получался лет эдак через десятъ-пятнадцать выдержки. Полученный таким путем мёд назывался ставленым. Сами понимаете, что при такой технологии (сахар появится в наших краях аж в XVIII веке, а перегонный куб - прообраз самогонного аппарата - где-то в конце ХV-го!) много не выпьешь и голову не отяжелишь.

Пока славян было мало, мёда для ритуального зимнего пьянства хватало на всех. Но для мёда нужны пчёлы. А славяне плодились куда быстрее, чем бедные пчёлы, у которых они отбирали мед. И тут кто-то принес с юга весть, что греки и римляне давно уже охмеляются виноградным вином. Банды славянских богатырей тут же ринулись на завоевание стратегически важных объектов - винных погребов цивилизованных стран. Балканский полуостров упал им в лапы, как перезревшая гроздь. Все вплоть до Альп затопила жаждущая пития славянская рать. Это был наш славянский вклад в эпоху Великого переселения народов.


Встреча с Бахусом. Кто видел пьяную женщину (кто её не видел?), знает, что это за счастье.
Это событие, случившееся в VI веке нашей эры, следует считать эпохальным. Древние славяне впервые разделились на разные группы. Причем основой их разделения стало отношение к спиртным напиткам. Из единого этнического массива выделилась группа южнославянских народов. От собратьев, оставшихся на севере, их отличает важный философский элемент мировоззрения - всем прочим спиртным напиткам южные славяне предпочитают сухое виноградное вино.

То, что именно вино интересовало славян на юге, доказывает поход папы князя Владимира - киевского князя Святослава в Болгарию 400 лет спустя. На новом историческом витке он попытался повторить подвиг пращуров и перенести свою столицу Руси поближе к источникам хмельного веселья.
"Не любо мне сидеть в Киеве, - сказал Святослав, - хочу жить на Дунае. Там середина земли моей. Туда стекаются все блага. Из Руси - мёд, а из Греческой земли - вина".
Зато после оттока эмигрантов на юг в северных лесах наступило временное равновесие. Сокращение народонаселения помогло восстановиться пчёлам. Мёда снова стало хватать на всех. Гульба пошла пуще прежнего. "Русы пьют днём и ночью, - упоминал арабский путешественник Ибн Фадлан, а иногда даже умирают с кубками в руках".

В это же время в технологии приготовления мёда произошло важное усовершенствование. Пращуры заметили: если пчелиный мёд, смешанный с ягодным соком, подогреть на огне, процесс брожения пойдет быстрее. Ждать 10 лет уже не надо. Варить мёд нужно быстро, как пиво, и тут же употреблять.
Как утверждает "Повесть временных лет", князь Владимир, отразив в городе Василеве нашествие печенегов, приказал сварить 300 перевар пива:
"Собрал он своих бояр и посадников и старейшин со всех городов. И праздновал князь Владимир тут восемь дней и вернулся в Киев. И тут снова праздник справлял, созвав неисчислимое множество народу".
Отзвуком этого Золотого века навсегда осталось слово "пир", которое произошло от "пити".

То, что в таких условиях мы должны были превратиться в христиан, было предопределено свыше. Расспрашивая мусульман об их вере, Владимир, по словам летописи, долго и с удовольствием слушал о рае, где каждого будут ублажать 70 прекрасных дев - "ибо сам любил многоблудие". Но как только дело дошло до запрета пить, тут же изрек то самое, хрестоматийное: "Руси есть веселие пити - не можем без сего быти". И тут же принял христианство.


Европа тоже под столом. Картина художника Жозе Мальоа из жизни евроалкоголиков.
Уже в княжеские времена установилась иерархия спиртных напитков. Простой народ пил пиво - сваренный из зерна слабоалкогольный напиток. Верхушка общества предпочитала ставленые выдержанные меды. Верхом же изыска считалось заморское вино. Его привозили из далекой Греции. Пиры князя Владимира остались в памяти, потому что для Руси это было время побед. Золотой век. Мёд и вино буквально текли рекой.

Почему сами вино не делали? А не было у них такой возможности. На территории Киевской Руси виноград не рос. Ведь южная граница пролегала всего на 100 километров южнее Киева - по речке Рось, контролировали византийцы. Одесскую, Херсонскую, Николаевскую, Запорожскую и Донецкую области населяли кочевники - печенеги и половцы. А большую часть Руси вообще занимали земли Великого Новгорода - очень северные края. Где тут брать сырьё для вина? Первое собственно русское вино появилось только в XIX веке, когда на Дону завели виноградники и стали производить знаменитое цимлянское вино, а князь Голицын заложил основы крымского виноделия. Но для этого было нужно, чтобы Екатерина Вторая завоевала южные степи и Крым.
Так что не напрасно восстановили в Одессе памятник Екатерине Второй. Благодаря этой великой женщине и её не менее славным "екатерининским орлам" - Потёмкину и Суворову, наш народ получил возможность пить благородное вино - сухое. Вклад в это дело запорожских казаков, воевавших в составе армии императрицы с турками, тоже, естественно, не следует забывать. У победы ведь много отцов, в отличие от поражения.
А где-то посредине между этими двумя величайшими взлетами Православной цивилизации - между Владимиром Святым и Екатериной Великой - произошло величайшее падение Руси.

Какие-то сволочи завезли в наши края водку. И убедили нас, что это наш национальный напиток.


Русь не знала водочного алкоголизма. Она пила ставленые меды и изредка импортные вина.
Как ни странно, первыми спирт изобрели арабы. То есть те самые мусульмане, которым Коран запрещает пить. Само слово "алкоголь" арабского происхождения. Оно означает "дух" или "дурман". А ещё "тончайшая сущность всех вещей". В общем, богатое слово! Арабский врач и алхимик Рабез, работавший в знаменитом Багдадском госпитале, получил из старого вина нечто спиртоподобное ещё в 860 году. На Руси тогда правил ещё прадедушка Владимира - легендарный князь Хельги. Он же - Олег.
Чтобы получить спирт, Рабезу был нужен перегонный куб. Этот прибор принципиально ничем не отличался от набора юного химика. Его во времена нашего детства продавали в специализированных магазинах, которые тоже назывались "Юный химик".

Вопрос в другом: почему арабы, которые изобрели спирт, его не пили - ни в чистом виде, ни в разбавленном? Табу на употребление крепких спиртных напитков в арабском мире связано с невероятно жарким климатом тех мест, где возник ислам. Действительно, попробуйте выпить пол-литра на солнцепеке в Аравийской пустыне! Сразу окочуритесь!
Поэтому арабские первооткрыватели спирта использовали его только как закрепитель ароматов при производстве духов. Ведь лучшие духи во времена Средневековья производили не в Париже, а в Аравии - на родине пророка Мохаммеда. Выражение "аравийские благовония" знали все тогдашние европейские дамы.
Западные купцы вывезли эту технологию с Востока. А слово "алкоголь" буквально перевели с арабского на латынь. Спирт - он же "ершив" - тоже означает "дух".
Но вскоре выяснилось, что если в спирт вместо благовоний добавить обычную воду, то этот "дух" можно запустить прямо внутрь себя. Новый напиток содержал страшную энергию. Попав в человека, он действовал, как атомная бомба. Ноги сами пускались в пляс. Языки развязывались. Кровь разгоняла даже жестокий мороз.
А в XV-XVII веках зимой было куда холоднее, чем сегодня. Шел так называемый Малый ледниковый период. В Лондоне замерзала Темза, в Амстердаме - каналы, а на Руси просто зуб на зуб не попадал от холода.

А дальше умные, коммерчески одарённые западные торговые людишки подумали: а почему бы не продавать эту штуку славянам, раз уж они так любят пить? В 1386 году генуэзское посольство завезло спирт в Великое княжество Литовское, под власть которого попала западная часть Киевской Руси. Появление в наших краях "огненной воды" привело к чудовищному падению нравов.
Это в "Тарасе Бульбе" приятно читать, как лежит посреди дороги, раскинув ноги, в шароварах пьяный казак. А представьте, сколько ему нужно было выпить, чтобы так лечь - точнее, ПАСТЬ? И кому ушли его денежки, пропитые до остатка? Конечно же, шинкарю, для описания которого у Гоголя не нашлось таких ярких красок, как для запорожца.
В той части Руси, где образовалось Московское царство, новую разновидность "зеленого змия" быстро взяли под государственный контроль, а иностранных торговцев спиртным выгнали в три шеи. Уже во времена Ивана Грозного там существовали государевы кабаки. Каждый алкоголик не просто пил, а укреплял государственный бюджет, на который обновлялись крепостные стены и возводились каменные палаты.

А по-украински водка недаром называется "горілка". То есть "огненная вода". Кстати, по-польски "горілка" - "гор-залка". Эта часть Руси подпала под власть Польши. И водка тут проявила себя куда горячее! Воистину пронеслась "огнём и мечём" по городам и селам. А также - еврейским местечкам.
И было это совсем не весело. Примерно, как сейчас в зоне АТО. В Украине питейные заведения - корчмы - во времена Речи Посполитой принадлежали преимущественно польской шляхте. Это была её привилегия. Но сами магнаты и шляхтичи не хотели заниматься хлопотной экономической деятельностью, предпочитая ей попойки и охоту. Свои "наливайки" они сдавали в аренду. Большинство этих арендаторов происходили из еврейских общин, переселившихся в Украину из Германии. Это вызвало в Украине чудовищный взрыв алкогольно-национальных противоречий!

Вот что писал по этому поводу известный еврейский историк Дубнов в книге "Краткая история евреев":
"В Польше выше всех стоял класс землевладельцев (шляхта), а ниже всех - класс земледельцев-крестьян; между ними евреи занимали среднее место, как торгово-промышленный класс... Евреи часто держали в аренде шляхетские поместья и, таким образом, приобретали ту власть над крестьянами, которую имели паны. Сталкиваясь чаще с арендатором-евреем, чем с польским паном, русский крестьянин считал первого главным виновником своих бедствий и стремился отомстить ему. Долго накоплявшееся недовольство привело, наконец, к страшному восстанию казаков и русских крестьян в последний год царствования Владислава IV. Во главе восставших украинцев стоял казацкий сотник из Чигирина Богдан Хмельницкий".


Смерды, получившие потом именование "крестьяне", пили брагу. Древнее праславянское её название - браванда, это слово есть в словаре Даля, это слово имеет арийскую форму.
У самих арьев засвидетельствовано изготовление и использование "сомы", так напиток называли в Ведах и "хаомы" - так называли его в Авесте. Чередование "С" у индийских ариев и "Х" у ариев иранских закономерно. Например название страны "Индия" возникло из персидского его названия Хинду. Сами древниеиндийские арии называли себя Синду.
Из истории известно что некоторых ариев, саков, даже именовали по варке хаомы, их племена называли "хаомаварга", т.е. "варганящие хаому", варящие её.
Оказывается слово "варганить" очень древнее, досталось нам от наших очень дальних генетических и языковых предков - ариев.
Вот так народ из тысячелетия в тысячелетие и варил себе питьё. Тысячелетия минули, а народ вот он, остался и традиции все сохранил. Рецептов полно.
А вино, что ж, вино хорошая штука. Вот только греки пили его разведённым водой
(просто ужас, смерть вкусу и аромату) и упрекали скифов (это греки так этот народ называли, сами себя они называли сколоты или споры) в том что те пили вино чистым, неразбавленным.
А кто такие скифы, как не предки славян?
Из ПВЛ знаем что часть славян пришла на Русскую равнину с Дуная. Является ли Придунавье винодельческой областью? Конечно! Все любят токайское? Женщины - наверняка любят. Уж не кочевые скотоводы ли венгры - мигранты из Приуралья научили всех местных славян его делать?
Какой вывод напрашивается? А простой, с глубокой древности наши предки арии, скифы, славяне знали вино, умели его делать и правильно употреблять - неразбавленным.
А греки? А что греки? Это ж другая гаплогруппа, неарийская, у них обмен веществ иной, многие даже молоко натуральное употреблять не могли из-за непереносимости лактозы, вот и пошли у них кисломолочные продукты и сычужный сыр.
Славяне и их предки молоко и алкоголь переносят гораздо лучше чем другие народы, лактозу переваривают наура, а потому сычужный сыр появился у них лишь в 19 веке, своего свежайшего творожка всегда хватало. Кстати русское слово "творог" очень древнее и сакральное. У украинцев наш творог называется "сыр". Вот таким сыр был на Руси всегда, свежим продуктом, а не ферментированным, сброженным, солёным и высушенным.
Интересно?


Веселие Руси есть пити

Веселие Руси есть пити
Из летописи «Повесть временных лет» древнерусского летописца Нестора (вторая пол. XI - нач. XII в.), где повествуется о том, как киевский князь Владимир Святославович, или Владимир Святой (ум. 1015) выбирал веру для Руси. От принятия мусульманства, которое запрещало употребление вина, он отказался: Руси есть веселие пити, не можем без того быти. И потому князь Владимир предпочел православие, поскольку Православная церковь употребление вина не запрещает и даже использует последнее в обряде причастия.
Известно как «историческое» самооправдание всех любителей «выпить и закусить» (шутл.-ирон.).

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Веселие Руси есть пити" в других словарях:

    Книжн. Устар. О взгляде русских на хмельные напитки как на нечто веселящее душу. /i>

    Руси веселіе есть пити. Ср. Чепуха все это, что «Руси есть веселіе пити», вздоръ! На Руси пьютъ только съ горя, или отъ невѣжества, то есть, опять таки съ горя. Такихъ питуховъ, чтобы пили для одного удовольствія или радости, у насъ мало, иль ни… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Ср. Чепуха все это, что Руси есть веселие пити, вздор! На Руси пьют только с горя или от невежества, то есть опять таки с горя. Таких питухов, чтобы пили для одного удовольствия или радости, у нас мало иль ничуть не больше, чем у других народов …

    Руси есть веселие пити, не может без него быти. См. РУСЬ РОДИНА …

    Веселие на Руси есть пити. Книжн. Устар. О взгляде русских на хмельные напитки как на нечто веселящее душу. /i> Слова князя Владимира по Начальной летописи Нестора. БМС 1998, 77 … Большой словарь русских поговорок

    Ср. Водка для нашего брата пользительна... И сколько ей одних названий: и соколик, и пташечка, и канареечка, и маленькая, и на дорожку, и с дорожки, и посошок, и сиволдай, и сиводрала... Стало быть, разлюбезное дело эта рюмочка, коли всякий ее по … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    ЧВАННЫЙ, ЧВАНИТЬСЯ А. Л. Дювернуа в работе «Об историческом наслоении в сл авянском словообразовании» (1867) считал русское слово чванный заимствованным югославянизмом. Оно «...вошло в Россию вместе с югославянской цивилизацией)» и здесь уже… … История слов

    Чу! здесь русским духом пахнет. Древний Новгород и Псков господа (а Новгород был даже господин, государь). Сердце в Волхове (в Новгороде), душа на Великой (древний Псков). Новгород, Новгород, а постарше старого. Новгородская честь. Новгородская… … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    веселиѥ - ВЕСЕЛИ|Ѥ (242), ˫А с. 1.Радость, веселье: Медъ въ веселиѥ дано бысть б҃гъмь. а не на пи˫аньство сътворено бысть. Изб 1076, 268 об.; христа бо възлюбиста. вьсѩко веселиѥ мирьскоѥ попьраста. Стих 1156 1163, 74; и призъвавъ митрополита съка||заше… … Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.)

Кандидат биологических наук Б. Казаченко (НИИ и Музей антропологии МГУ).

«Веселие пити»

Что пили на Руси

«Ковши круговые, запенясь, шипят...» Иллюстрация В. М. Васнецова к поэме А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».


В Древней Руси вплоть до XIV века существовали следующие напитки: живая вода, сыта, березовица, вино, мед, квас, сикера и ол. Грань между алкогольными и безалкогольными напитками была весьма условна. Безалкогольными являлись лишь первые два: вода и сыта (смесь воды и меда), да и последняя могла забродить и превратиться в слабоалкогольный напиток. Уже березовица (березовый сок) могла быть простой и пьяной. То же самое относится и к квасу.

Вино стало известно на Руси с IX века, а после принятия христианства, в конце X века, оно стало обязательным ритуальным напитком. Нужно сказать, что ввозимое из-за границы красное ритуальное вино 8-12° разбавлялось перед употреблением водой в два раза согласно греческой традиции.

Золотой ковш, принадлежавший царю Михаилу Федоровичу, 1618 год.


Мед как алкогольный напиток был более всего распространен в лесистой части Древней Руси. Расцвет медоварения в XII - XV веках связан с сокращением привоза греческого ритуального (красного церковного типа кагора) вина вследствие начала монголо-татарского нашествия, а затем упадка и крушения Византийской империи. Торговая стоимость одного литра ставленного меда доходила до 4 рублей серебром по ценам того времени. Крепость меда была довольно высокой (около 15-17°), а опьяняющее воздействие - сильным. Однако пили на святой Руси, по свидетельству князя Владимира (Мономаха), не для того, чтобы напиться до положения риз, а лишь для повышения настроения и общего увеселения.


Ендова


Сикера и ол были хмельными напитками, приготовляемыми по технологии, близкой к медо- и пивоварению. Интересно, что в названии опьяняющего напитка сикеры присутствует одна и та же смысловая нагрузка, что и в названии боевого топора - секиры: «то, что способно отсечь голову от тулова».

Довольно долго в средневековой Руси брагу, пиво и их разновидности: пивной квас, жидкое пиво, твореное пиво, суслану, полпивцо с хмелем или солодом, бравнду, ол и т.д. - называли жидким хлебом.

Что касается водки, то как лекарство, спиртовая настойка, предназначенная для медицинских нужд, она впервые упоминается в новгородской летописи 1533 года. Название «водка» произошло от слова «вода», поскольку в процессе приготовления получаемый в русских монастырях напиток крепостью порядка 14-18°, точно также, как вино, разбавлялся пополам водой.


Серебряная братина, изготовленная в мастерских Московского Кремля в первой трети XVII века. Принадлежала главе Посольского приказа, думному дьяку И. Т. Грамотину.

Питейные заведения Руси

Устраивая пиры княжеские, братские между семьями, соседями или одними мужчинами (так называемые братчины) и отдельно между девицами (складчины), на свадьбах или похоронных обрядах пили свои старинные напитки: брагу, пиво, квас и бархатный мед, которые каждая семья непременно варила к празднику. В больших городах напитки продавались в корчмах, питейных и съестных домах.


Золотой кубок, подаренный в 1589 году Борисом Годуновым патриарху Иову.


Со второй половины XVI века, после взятия Иваном Грозным Казани, в Москве появляются первые кабаки, например «большой царев кабак», располагавшийся у Каменного моста. Позднее даже в Кремле был открыт кабак, который назывался «Неугасимая свеча». В 1651 году «царевы кабаки» велено было называть «кружечными дворами», переименованными в 1765 году в «питейные дома».

С XVIII века в Москве наблюдается расцвет питейных заведений, появляются фартины, трактиры, герберги, ресторации, ренсковые погреба. С этого времени прекращается массовое изготовление домашнего пива, медоварение, и потребление спиртных напитков перемещается в кабаки.

Благодаря первому «Питейному уставу», изданному царем Иваном Васильевичем Грозным, в России во всех питейных домах впервые появились заорленные (заклейменные знаком орла), то есть застандартизованные питейные меры: ведро, осьмуха, полуосьмуха, стопа и кружка. Вместе с тем у целовальников (людей, давших присягу с целованием креста служить казне честно и верно) на полках всегда находилась разнообразная посуда: ендовы, ковши, ставцы, стопки, а для мелкой продажи - крюки - чарки с длинным крючком на конце вместо ручки, висевшие по краям ендовы. Нужно отметить, что в старорусских мерах и в посуде, используемой для питья, заложен один и тот же принцип - квартальное, или четверичное, соотношение объемов (1:2:4:8:16).

Жбаны, отличались друг от друга по форме и размеру в зависимости от назначения.


Уместно вспомнить, что непременным атрибутом каждого кружечного двора XVII века являлся струганый деревянный клин с тесемками, который особо буйным пьяницам - «ревунам» вставляли в рот, завязывая тесемки на затылке.

При Петре I в России появились две новые питейные меры: штоф и мерзавчик, а также ведро указное, равное 200 чаркам. Устав о вине 1781 года устанавливал в каждом питейном заведении иметь «засвидетельствованные и клейменные в Казенной палате меры», а в магистрате предписывалось хранить контрольные меры, для того чтобы «... покупщик вина... мог той мерою поверить объем...» купленного товара.


Бочонок (баклага, баклажка). Посольский дар турецкого посланника царю Михаилу Федоровичу в 1632 году.


Посудный ряд, состоящий из «засвидетельствованных и заклейменных мер» казенного вина, допустимых к открытой продаже в питейных заведениях России (в образцовом царевом кабаке XVI-XVIII веков), мог выглядеть примерно так: шкалик- чарка-стакан-бутылка- штоф-осьмуха-полведра - ведро.


Бульотка. Из этого сосуда, похожего на самовар, разливали бульон.

По напитку и посуда

Питейная посуда служила мерилом любой жидкости. За истекшее тысячелетие происходило постоянное уменьшение размеров питейных посудин, использовавшихся в быту россиян, и, как следствие, дробление питейных мер, что связано, по-видимому, с увеличением крепости потребляемых напитков.