Греческие напитки. Узо — национальная греческая водка

Греция ассоциируется у нас с винодельческой страной. Но продукт лозы - это не только легкие алкогольные напитки. С тех пор как человечество изобрело перегонный куб, появилось ракы. Многие считают этот вид дистиллята национальным турецким напитком. Но это не так. На самом деле в Оттоманской империи алкоголь, тем более крепкий, разрешалось употреблять только гяурам - не мусульманам. Но любители выпить есть везде, а потому греческая водка пришлась ко двору у завоевателей. Название стало звучать как «ракы». А в Азербайджане стали делать свой аналог - арак. Познакомились с этой водкой и славяне. Балканская ракия - тоже младшая сестра греческой водки. А какие еще виды существуют в Элладе? Этому вопросу будет посвящена наша статья. Мы расскажем не только о раки, но и таких интересных напитках, как узо, мастика, ципуро и других.

Бедность - не порок, а толчок к изобретениям

В отличие от северных стран, где дистилляты изначально производились из зерновых, греческая водка является побочным продуктом виноделия. Когда ягоды давили и получали драгоценное сусло, оставались выжимки. Что делать со жмыхом? Обычно его выбрасывали на виноградники, и перегнивающие выжимки становились удобрением для лоз. Но если человек бедный, он не будет вот так просто что-то выбрасывать. В жмых добавляли сахар, воду и оставляли повторно бродить. После чего производили дистилляцию и получали Напиток стал называться «раки» значительно позже. Этимология дистиллята уходит корнями в арабский язык. «Арак» в переводе значит «пот», что понятно всякому, кто хоть раз в жизни видел самогонный аппарат. Но все же виноградная водка из Греции очень отличается по вкусу от итальянской граппы, хотя и сырье, и технология приготовления двух напитков приблизительно одинаковы.

Его величество анис

В мире есть два вида растений, совсем не родственных, но приносящих плоды с одинаковым запахом. Бадьян - это вечнозеленый кустарник, который произрастает в Восточной Азии. Его плоды похожи на коричневые звездочки, и в каждом лучике ее скрывается зернышко. А анис, который распространен в Европе, - это трава, принадлежащая Роднит два вида растений ароматическое эфирное масло анетол. Оно в преизбытке содержится в плодах и аниса, и бадьяна. Впрочем, греки называют свою траву, благоухающие свойства которой подметили еще в античные времена, гликанисосом, что значит «сладкий анис». Эту приправу использовали и другие народы. В Египте, к примеру, трава входила в состав мазей для мумификации покойников. Греческая имеет прототип - «вино Гиппократа». Его пили как лекарство от многих недугов. Гиппократ первым настоял вино на анисе.

Считается, что это национальный турецкий напиток. Но до либеральных реформ девятнадцатого века мусульмане даже думать не смели о производстве дистиллятов. Этим на территории Османской империи занимались греки, реже - выходцы с Балкан. Ракы стало популярным в Турции благодаря Кемалю Ататюрку, которому очень нравился этот напиток. Анисовую водку следует пить разбавленной. Обычно делается смесь из одной части раки и двух-трех частей минералки. При разбавлении водой раствор моментально белеет и становится похожим на молоко. Это происходит потому, что эфирное выступает из спирта, и образуется эмульсия. Именно из-за белого непрозрачного цвета турецкий напиток ракы (но на самом деле греческая водка раки) имеет поэтическое название «львиное молоко». Крепость у этого напитка варьируется от сорока до пятидесяти градусов. В неразбавленном виде у раки очень сильный анисовый запах и жгучий резкий вкус.

На первый взгляд кажется, что национальный - та же раки, только мягче. Но это не так. Технология производства совсем другая. Виноградных спиртов в узо не больше тридцати процентов. Но и это еще не все. Качественная греческая водка узо, кроме аниса, содержит еще целый ряд приправ. Это кориандр, корица, имбирь, кардамон, бадьян и фенхель. Ароматические специи сначала настаиваются на чистом виноградном спирте. Потом его перегоняют через медный дистиллятор, отделяя переднюю и конечную части. Серединную же еще раз очищают, а потом разводят мягкой известковой водой до крепости в тридцать семь с половиной градусов. Интересна этимология названия этой очень старинной водки. В городке Тирнавосе, в Фессалии, местное население занималось выращиванием коконов шелкопрядов на экспорт во Францию. Тогда этой частью Греции владела Италия. Поэтому ящики с коконами перед отправкой через море маркировались надписью Uso a Marsiglia (ит. «Использовать в Марселе»). Местные фермеры значения этих слов не знали, зато фраза эта была для них эталоном высшего качества. Поэтому когда заезжие люди спросили, что за водка такая, они отвечали - узо.

Ципуро

Первое упоминание об этом дистилляте встречается в монастырских книгах Афона конца шестнадцатого века. Ципуро изготавливают путем дистилляции виноградного жмыха. После чего в спирты добавляют различные пряности - гвоздику или корицу. Далее повышают содержание алкоголя в напитке до 40-45 градусов. В Македонии и Фессалии в ципуро добавляют анис, и там напиток напоминает узо. На Крите есть своя национальная греческая водка. Как называется тамошний напиток? Ракомело. Но в этой водке нет и следа аниса, а только тягучий мед. Ципуро пьют неразбавленным из маленьких рюмочек. Напиток подают к закускам (вяленым томатам, острым колбасам и сырам), а также к десертам (халве, орехам, изюму).

Мастика

Знакомое слово, не так ли? В переводе оно значит «жевать с зубовным скрежетом». А все потому, что греческая водка мастика настаивается на корнях дерева хиос. Когда спирты, полученные из виноградных жмыхов, прогоняются через это растительное сырье, они обогащаются эфирными смолами. У мастики очень специфические вкус и запах. Пьют эту водку обязательно с добавлением льда. При погружении кубиков смола, растворенная в спирте, выступает из химического соединения, и напиток становится непрозрачным, белым, как молоко. В Греции есть два вида мастики: водка и сладкий ликер.

Узо

Узо - это вся Греция в одном стакане
Греческая мудрость

Узо (ouzo) - это крепкий национальный напиток Греции, который производится методом тройной дистилляции и последующего добавления аниса и ароматических трав. Это самая известная анисовая водка Греции! Тысячи туристов, приезжая в эту страну, сначала спешат в специальные таверны - узери, чтобы отведать легендарную греческую водку, о которой столько слышали, и уж потом идут полюбоваться Акрополем.

Состав узо уникален, так как в него, кроме аниса, входят кардамон, фенхель, кориандр, мускат, гвоздика, бадьян, корень имбиря. Вышеупомянутые душистые компоненты немного смягчают крепость напитка и придают ему интересные оттенки в букете.

Производство узо

Узо получается в процессе дистилляции высококачественного виноградного сырья, всевозможных ароматических трав и аниса. Процент спирта в составе греческой водки узо по закону не может превышать 20-30 градусов, однако на деле получается больше - 35-50%. Изначально смеси трав и семян для узо настаивается на чистейшем спирте. Затем в специальных медных котлах (дистилляторах) проходит перегонка с обязательным отделением так называемых хвостов и голов. Отобранная сердцевидная часть будущего узо дистиллируется второй раз при непрерывном контроле. Получившийся спирт отличается довольно большой крепостью - 50%, поэтому впоследствии его разбавляют так, чтобы содержание алкоголя в напитке стало примерно 37-40%. Самыми известными регионами производства узо считаются Каламата, Лесбос и Тирнавос. В 1989 году греческая водка, наконец, была официально зарегистрирована, таким образом изготавливаться напиток может только в этой стране.

Особенности употребления узо

В Греции узо в большинстве случаев употребляют в чистом виде. Называется такой способ «Sketo». При таком раскладе узо может выполняет роль аперитива.

Если речь заходит о шумных греческих застольях, то напиток можно разбавить водой. В этом есть определенный смысл. Обычно гостям хочется посидеть подольше и пообщаться, а из-за крепости узо это сделать довольно проблематично, так как градус после 150 граммов дает о себе знать. Мудрые и общительные греки додумались разбавлять водку водой в соотношении 1:1. Таким образом они могут обсудить все интересующие их темы и насладиться великолепным узо.

Кроме того, греки узо часто пьют со льдом. Несколько кубиков льда перебивают слишком приторный вкус аниса, да и крепость напитка становится меньше. Если Вы решили не употреблять узо в чистом виде, то в качестве сопровождения к напитку идеально подойдут самые разные морепродукты, десерты, фрукты, сыры и мясные блюда. Пьют греческую гордость в небольших узких стаканах объемом 50-100 мл.

Как появился напиток узо?

К сожалению, точно не известно, когда началось изготовление узо. Однако некоторые исторические факты свидетельствуют о том, что уже в девятнадцатом столетии сразу в нескольких регионах Греции были основаны заводы по производству национального напитка. Поэтому официальной датой появления узо в Греции принято считать 19-й век.
Что касается происхождения названия, то существует несколько версий. Некоторые из них можно охарактеризовать как весьма оригинальные. Например, по одной из них, слово произошло от фразы на греческом «у зо», что переводится как «не живу без узо ». По другой версии, название напитка является вариацией словосочетания «uso di Massaglia», то есть «для употребления в Марселе», ведь в тот период Греция и Марсель были торговыми партнерами. Однако знатоки по-своему интерпретируют наименование греческой водки. По их мнению, это напиток для неторопливых людей, для тех, кто понял жизнь… Не будем спорить. Лучше всего самим попробовать этот волшебный напиток и придумать свое название.

Популярные Дешевые Дорогие

Объем бутылки 0.05 л Градус 40 Артикул 25049
Цена: 239 руб.
239
Цена: 615 руб.
615

Страна производства

Разновидности нашего национального алкоголя - водки, встречаются не только в России. К примеру, напитки по своим характеристикам напоминающие водку, есть так же в Греции и Турции. Речь идет о национальных напитках этих стран - узо и ракы, являющихся, по сути, анисовой водкой.

Напитки эти, известны с незапамятных времен и являются фирменными в обеих странах. Что же такое узо и ракы? Это продукт, крепостью в сорок - пятьдесят градусов, получающийся путем многократной возгонки виноградного спирта, смешанного с целым букетом различных трав. В них может входить множество ингредиентов - от шпината и ромашки, до корицы и гвоздики, но главным и общим компонентом в обоих напитках, является анис, который и придает им неповторимый вкус и аромат.

Как же правильно пить греческую и турецкую водку? Разумеется, никто не запретит вам употреблять их в любом виде, какой душе угодно, но есть три традиционных способа пития узо и ракы.

1) Многие ценители этих напитков, в своем мнении полностью однозначны: пить надо в чистом виде и только. Учитывая, что традиционная посуда для узо и ракы - это небольшие узкие бокалы объемом в пятьдесят - сто грамм, данный способ почти ничем не отличается от употребления нашей родной, русской водки.

2) Другое мнение гласит, что только добавленный в эти напитки лед, способен полностью раскрыть весь их вкус и аромат.

3) Тем, кто не является любителем чересчур крепких напитков, советуем разбавлять узо и ракы водой со льдом, это придаст вкусу напитка большую мягкость. Однако если вы решите попробовать именно такой способ, стоит вас предупредить: не пугайтесь, когда при добавлении воды, совершенно прозрачный напиток, вдруг станет молочно-белым. Этот эффект обусловлен тем, что при понижении градуса, из спирта выделяются эфирные масла аниса, и начинают конденсироваться.

Чем закусывать узо и ракы?

В случае с узо, традиционной закуской в Греции считаются салаты и морепродукты, однако прекрасно подойдут и рис, и хлеб, и обжаренные в масле овощи.

Что касается турецкой ракы, то существует более двухсот блюд, которыми в Турции закусывают именно этот напиток. В обязательный набор закусок входят домашний сыр, различные салаты, дыня, обжаренные овощи. Кроме того, ракы прекрасно идет с любыми мясными и рыбными блюдами.

Наш мир - огромен, и почти в каждом уголке планеты существуют традиционные, национальные алкогольные напитки. И греческая водка узо, и турецкая раки, являются превосходным примером напитка не только «национального, фирменного и традиционного», но и качественного.


Как думаете, в чем наиболее ярко отражается местный колорит? Без сомнения, одним из первых вариантов ответа на этот вопрос станет «местная кухня». При этом речь идет не только о специфических блюдах, но и о том, чем их в данной стране принято запивать.Спиртные напитки народов мира очень ярко характеризуют национальные особенности тех людей, которые их производят. Если говорить о Греции, то здесь алкогольные напитки неразрывно связаны с целой историко-культурной вехой. Только не пугайтесь, нудной лекции не будет. И потом, когда речь идет о Дионисе (он же — Вакх или Бахус), скучного повествования не получится априори. А не сказать об этом греческом боге виноделия нельзя. Именно с его легкой руки опьяненные алкоголем и жаждой свободы жительницы Древней Греции превращались в вакханок или, как их еще называли, менад (в переводе это означает «безумствующие», «неистовые»), готовых бегать среди гор и лесов, неистово выплясывая или пугая стада животных или местных жителей.


А повод бояться был реальный — вакханалии нельзя назвать просто шумной дамской посиделкой. Судите сами — согласно мифам, менады, погруженные в состояние транса, могли голыми руками разорвать на части не только быка, но и Орфея или царя Пенфея, попавшихся под горячую руку. Достоверно же известно, что несколько раз в год женщины срывались от заботливо оберегаемых домашних очагов и убегали в леса. Мужчины негодовали. И дело даже не в том, что им приходилось отказаться от привычных удобств вроде горячего обеда. Часто менады предпринимали паломничество на Парнас. Вершина этой горы находится на высоте примерно 2,5 км, а там довольно прохладно. Часто приходилось предпринимать настоящие спасательные экспедиции, чтоб снять обмерзших служительниц Диониса с Парнаса. Но, несмотря ни на что, этот культ был настолько распространенным, что в VI веке до нашей эры властям пришлось узаконить дионисии — особые дни, когда такие действа были разрешены.Самое смешное, что Дионис стал богом виноделия совершенно случайно. Дело в том, что он был сыном Зевса и земной женщины. Жена бога-громовержца Гера не могла простить мужу такой подляны, поэтому всячески пыталась уничтожить Диониса, используя невероятное количество всевозможных дамских хитростей. Поэтому Зевс спрятал сына на пустынном острове, приставив к нему в качестве воспитателя сатира по имени Силен. Ну, а козлоногий нянь оказался знатным виноделом. Этому ремеслу Силен научил и юного Диониса. Согласно многочисленным греческим легендам, где бы ни появился выросший Бахус, его всегда сопровождали весельчаки-сатиры, а сам он учил людей выращивать виноград и делать вино.Вино с ароматом смолы, водка с ароматом аниса
Память об этих мифах живет и поныне в отменном местном вине. Чтобы понять, что представляет собой этот спиртной напиток Греции, посетите здешние виноградники. Это будет не просто увлекательная экскурсия, но и возможность продегустировать лучшие образцы и выбрать именно ту марку, которая наиболее понравится именно Вам. Особое место в этом ряду занимает рецина. Этот спиртной напиток Греции имеет и альтернативное название — «смола». Фокус в том, что зреет рецина специфическим образом, а в конце этого процесса подвергается очистке с помощью сосновой смолы. В результате этих хитрых манипуляций вино обретает особый аромат с нотками сосны. Кстати, если открыть бутылку рецины, выпить ее нужно сразу же, иначе ее содержимое быстро превратится в уксус.
Такой спиртной напиток Греции прекрасно подошел бы для проведения очередной вакханалии. Правда, в наши дни место дионисий занял карнавал. Его начали проводить еще давно, весной, как и вакханалии. Ряженые в маски греки проводили всевозможные обряды. Такое лицедейство должно было обеспечить плодородие земли. Современные карнавальные традиции немного отличаются от тех, которые существовали ранее. Теперь люди просто наряжаются в самые разные костюмы, вооружаются свистками, хлопушками, серпантинами и устраивают шумные красочные шествия. Особенно любимы за местный колорит туристами карнавалы в Патре, Серресе, Ксанфи, Гревене, Наусе, Фивах и на острове Хиос.А вот другой, не менее известный остров под названием Лесбос прославился тем, что стал родиной знаменитых греческих поэтов —
Терпандра, Сафо и Алкея, а также подарил миру еще один характерный спиртной напиток Греции — узо. Кстати, для его производства тоже используется дар Диониса — виноград.Многие опрометчиво считают, что это название имеет виноградная водка вроде турецкой раки. Только это ошибочное мнение. Виноградной водкой, скорее, можно назвать другой алкогольный напиток Греции — ципуро. Его издавна гнали местные садоводы, которые имели виноградники, как говорится, для себя, для семьи. А вот его модификация, о которой идет речь, — уже не столько алкогольный напиток Греции, сколько характерный элемент местного колорита, как, скажем, текила для Мексики. В 1989 году это название получило регистрацию как греческое, так что с тех пор данный напиток можно делать только на его исторической родине. Любовь греков к анисовому напитку с ароматом микстуры от кашля, который становится беловатым при добавлении воды, столь велика, что на острове Лесбос имеется даже целый музей, хотя, справедливости ради, стоит отметить, что его в больших количествах производят и в городах Тирнавос, Каламата. Заслуга в создании музея принадлежит семейству Варвянис, которое делает этот алкогольный напиток Греции на протяжении свыше 170 лет.Греки бережно хранят свои традиции, и это касается не только самого рецепта их национального алкоголя, но и ритуалов, сопровождающих его производство и распитие. К примеру, в первый день лета в городе Митилини неизменно проводится Фестиваль узо. Расположенный здесь замок становится эпицентром веселья. Мало того, что здесь проходят всевозможные представления, в которых участвуют известные в стране актеры и певцы, так еще компании, которые производят этот национальный напиток Греции, наливают собравшимся бесплатно, позволяя таким образом дегустировать свою продукцию.Любой спиртной напиток Греции, как, впрочем, и национальные алкогольные изыски любых других стран, имеет определенную привязку к местности. Вот, к примеру, история появления прародителя анисового алкогольного напитка под названием «ципуро» неразрывно связана с легендарным городом Афины.Вообще, некоторые данные свидетельствуют, что этот спиртной напиток Греции из виноградного жмыха придумали в XIV веке монахи из православного монастыря, располагавшегося на горе Афон. Говорят, они угощали ципуро каждого, кто посещал обитель. Столетие спустя этот спиртной напиток Греции стали производить и в Афинах. Тому имеется и документальное подтверждение - производство алкоголя в те времена регулировалось специальными султанскими указами. В один из подобных циркуляров попал и ципуро. Сейчас его производят в большинстве регионов Греции, в числе которых Фессалия, Крит (кстати, здесь в ципуро иногда добавляют мед, в результате чего получается специфический напиток «ракомело»), Эпир. В этих регионах виноградную самогонку еще называют «цикудья». А вот свободно торговать им за пределами своего нома (та область, где проживает греческий самогонщик) было разрешено только в 1980 году. Кстати, тогда же было налажено и поточное производство ципуро на крупных лицензированных предприятиях.
Казалось бы, к чему делать напиток, которым баловались афиняне еще в XV веке, если уже существует множество других, более современных? Ответ каждый выбирает для себя. Одни греки ратуют за сохранение исконных традиций, другие ценят разнообразие (не зря же появилась поговорка «В Греции все есть!»), третьим просто не нравится аромат аниса, присутствующий в узо. Как ни странно, все они правы. Конечно, этот спиртной напиток Греции имеет весьма специфический характер, который не всякому нравится, но в этом проявляется его сходство с городом, где он был создан. Афины - это культурный центр Греции, где постройки античных времен преспокойно соседствуют с домами, выстроенными по последнему слову современной архитектуры. Витрины новомодных бутиков в сочетании с сохранившимися там и сям византийскими базиликами рождают неповторимый образ этого прекрасного города, пережившего за свою долгую историю немало взлетов и падений. К Олимпиаде 2004 года Афины и вовсе преобразились, представ перед спортсменами и их болельщиками из разных стран во всей своей красе. Были отреставрированы многие исторические здания и музеи, выстроены шикарный стадион и новый аэропорт. Так и с ципуро - этот национальный спиртной напиток Греции за последние три десятка лет стал не менее значимым и востребованным, чем его младший братишка. Сегодня производство ципуро остается самым настоящим ритуалом. Это культовое действо приходится на октябрь. Данный национальный спиртной напиток Греции гонят, сопровождая процесс песнями и танцами вокруг медных котлов. Когда ципуро готов, хороводы сменяются шумными застольями и народными гуляньями.Как греки делают необычные напитки из обычных Кроме всего прочего, Греция удивительна еще и тем, что почти каждый элемент ее традиционной культуры и повседневного быта местных жителей можно увязать с мифологией. Только не подумайте, что традиции этой страны столь однообразны. Скорее, ее мифология столь обширна, что способна описать множество реалий, даже современных. К примеру, производство напитков из винограда очень похоже на легенды о богах вроде Адониса или Диониса, способных возрождаться после смерти в несколько измененном состоянии. Ягоды попадают под пресс, тем самым давая жизнь чудным напиткам.Наиболее ярко подобные метаморфозы иллюстрирует производство метаксы. Этот алкогольный напиток Греции представляет собой бренди, разведенный вином с добавлением настойки из определенных травок. Точная рецептура держится греками в строжайшем секрете. Суть же этого процесса заключается в изготовлении вина из чуть заизюмленного винограда трех сортов, характерных для Средиземноморья, его последующей перегонке, а также добавлению к полученному дистилляту сладкого вина сорта «мускат», дистилированной воды и настойки из таинственного набора трав, состав которого непосвященным знать не положено. После выдержки не менее 3 лет такая смесь становится метаксой.

Кстати, этот национальный спиртной напиток Греции появился сравнительно недавно. Первый завод по его производству был открыт в городке под названием Кифизия в 1882 году. Автором рецепта стал некий Спирос Метакса, в честь которого этот спиртной напиток Греции и получил свое необычное название. Сперва его употребляли только соотечественники изобретателя рецепта, но делали они это с таким нескрываемым удовольствием, что уже в 1892 году он решился попробовать отправить партию на экспорт. Три года спустя этот национальный спиртной напиток Греции получил свою первую награду за рубежом, завоевав золотую медаль на Международной выставке, прошедшей в Бирмингеме (Германия). С тех пор он не утрачивает статус изысканного напитка для ценителей тонких вкуса и аромата.Греки своим алкогольным детищем очень гордятся. Чтобы лишний раз подчеркнуть, что этот спиртной напиток Греции — национальное достояние, дизайнер по имени Янис Цекленис в 1963 году получил патент на бутылку особой формы, напоминающую амфору. Именно в такую тару теперь разливают метаксу 7-летней выдержки.Еще один спиртной напиток Греции, представляющий собой смесь логичных в данном контексте и необычных компонентов, носит название «мастиха». Это традиционный ликер с острова Хиос, который отличает внушительная крепость (около 30%) и наличие в составе мастики. Если с крепкими напитками русскому человеку сталкиваться не впервой, то вот последняя составляющая аппетит не очень возбуждает.
На самом деле, мастика — это смола одного из подвидов фисташковых деревьев (скорее, это даже кустарник), которые растут только на Хиосе. Их пробовали выращивать и в самых разных местах, да только капризные кусты никак не хотели приживаться не только за рубежом, но и в других районах самой Греции. По словам геологов, мастиковые деревья растут на Хиосе благодаря сочетанию почв, богатых известняком, с воздействием вулкана Псарона, который располагается на юге острова вот уже 16 млн лет. С одного дерева можно получить всего лишь около 300 — 400 грамм смолы. В Греции ее часто используют в кулинарии, добавляя в еду, сладости и даже жвачку, а также напитки. Тягучий, пряный запах мастики напомнит о восточных странах. Издавна смола высшего качества отправлялась в гарем константинопольского султана. Сотни его наложниц таким образом получали возможность использовать мастиковое масло, благодаря чему их кожа становилась ароматной и шелковистой.Мастиха имеет мягкий хвойно-фруктовый аромат и сладкий вкус со свежим оттенком огурца. Этот ликер совершенно универсален. Этот спиртной напиток Греции с удовольствием пьют мужчины из коньячных бокалов, дополняя сигарой. Женщинам нравятся коктейли с мастихой или ее сочетание с десертами. Кстати, такой спиртной напиток Греции часто подают во время свадебных застолий, когда основное блюдо уже съедено.Наверно, неспроста именно эта чудесная страна стала родиной многих философов, учения которых ценятся и по сей день. В Греции человек чувствует себя пребывающим в гармонии с природой. Здесь все вокруг дышит древней историей, начиная с монументальных построек вроде Акрополя и пейзажей, которые, кажется, не менялись еще с тех времен, когда Элладу частенько посещали божества с Олимпа, и заканчивая местной кухней. Национальные спиртные напитки Греции — это столь же неотъемлемая часть истории этой страны, как и греческая мифология, известная всему миру.

У японцев есть саке, у корейцев – соджу, в Индонезии и на Бали – туак. В Греции синонимом народного духа называют узо.

Но само это название – «узо» вошло в употребление достаточно поздно, лишь во второй половине XIX века.
Рождением же своим этот исключительно греческий напиток обязан традициям, уходящим корнями в тысячелетнюю историю производства крепких спиртных напитков, появившимся еще в Древнем Египте и Персии.

Да и сама история его рождения окружена ореолом загадочности и мистики. Попробуем же приоткрыть завесу тайны…

Анис и Арак

Начнем наше расследование с одной пряности, широко известной с древнейших времен – аниса.

На самом деле, под этим именем скрываются два растения, друг на друга совершенно непохожих, да и распространенных в разных частях света.

Одно из них – анис обыкновенный – это зонтичное травянистое растение, произрастающее в основном на западе Евразии. По-гречески он называется «гликанисос» – сладкий анис.

Другое – бадьян анисовый, распространенное в Восточной Азии – вечнозеленый кустарник. По-гречески он называется – «астероидес анисон» – звездчатый анис.

Но благодаря анетолу – ароматическому эфирному маслу, содержащемуся в том и другом растении в большом количестве, еще издавна были замечены объединяющие их терапевтические и кулинарные качества.

В Древнем Египте анис использовали, наряду с тмином и майораном, для мумификации умерших.

В Древнем Китае анису поклонялись как священному растению.

В древней Греции было известно «вино Гиппократа», дошедшее под этим названием до Римской империи – настойка аниса в вине.
Именно Гиппократа можно считать отцом спиртных напитков, настоянных на анисе.

Развитие и распространение виноделия на территории Древнего мира, породило помимо традиционного процесса, основанного на брожении, также и новую технологию – дистилляцию, т. е. извлечение винного спирта путем перегонки.

Особенное развитие эта технология нашла в азиатских странах, а продукт, получаемый в результате, повсеместно стал называться одинаково – «арак», в переводе с арабского – «пот», что напрямую указывает на процесс перегонки.

Экономической предпосылкой его создания было повторное использование отходов виноделия – жмыха, остающегося после отжима винограда. В него добавляли воду и сахар и после повторного брожения производили перегонку, а затем настаивали 1-2 месяца в дубовых бочках.

В большинстве стран Востока в процессе перегонки в него добавляли анис или бадьян.

Кроме виноградного сырья для производства арака использовали в разных странах инжир, финики, рис, сливу, кокосовый или пальмовый сок, кумыс и другие продукты, поэтому вкус и аромат напитков под общим названием арак может значительно отличаться в каждой стране, где его производят.

Также он отличается и крепостью, которая может быть от 20 до 70-80%.

Такие напитки имеют свои корни в бедности, и кое-где их даже называют «вино бедняков».

Производство основано на желании как можно более выгодно использовать отходы виноделия или садоводства, ценность которых чуть выше мусора.

Экономически слабые классы не только участвовали в создании таких напитков, но и максимально способствовали их распространению.

Это относится и к большинству спиртных напитков Средиземноморья, таким как испанский абсент, итальянская граппа, кипрская зивания, а также балканская ракия.

От Раки до Цикудья и Ракомело

В Балканских странах: Болгарии, Сербии, Черногории, Боснии, Хорватии, Румынии напиток, получаемый путем перегонки продуктов брожения винограда или фруктов, называется «ракия», в Греции – «раки», в Турции – «ракы», все эти названия происходят от азиатского «арака».

Вопреки утвердившемуся мнению, раки не турецкое изобретение, распространившееся затем по другим странам Оттоманской империи.

В исламской Турции, с ее строгими законами шариата, спиртные напитки могли производить и употреблять только иностранцы.

В основном это были православные греки, хранившие традиции виноделия и перегонки спиртных напитков еще со времен Византийской империи.
Они и были главными производителями раки в Турции, а от них эта традиция разошлась по другим странам Балканского полуострова.

В Турции же этот напиток получил повсеместное распространение только в XX в., благодаря «отцу турецкого народа» – Мустафе Кемалю Ататюрку, основателю современного светского турецкого государства.

Говорят, однажды попробовав греческое раки, он воскликнул, что этот божественный напиток способен сделать любого пьющего настоящим поэтом. До конца своих дней Мустафа Кемаль был его поклонником и немало сделал для популяризации раки в Турции.

От греческого раки берут свое начало и такие, известные сейчас спиртные напитки, как ципуро и цикудья. В 1920 году, специальным постановлением греческого правительства крестьянам Крита, только что вошедшего в состав Греции, было разрешено местное производство алкогольных напитков путем дистилляции.

Продукт выжимки винограда, использующийся для этого, называется на Крите «цикудья», от него и произошло название местного напитка, хотя, по традиции, его до сих пор называют также и «раки». Отличие от традиционной раки только в том, что критская раки-цикудья не содержит аниса.

Производится она на маленьких семейных винокурнях, с использованием традиционных медных перегонных аппаратов. В процессе однократной перегонки получается продукт, крепость которого обычно не превышает 30%, а стоимость находится в пределах 4€ за 0,5 л.

Благодаря использованию для производства напитка отходов, остающихся от выжимки высококачественных критских вин, качество цикудьи можно поставить на достаточно высокий уровень, несмотря на практически домашнее производство.

На основе раки делают на Крите чудесную и целебную настойку на меде – «ракомело», которая пьется горячей и эффективно помогает при простудных заболеваниях. В охлажденном виде она хороша, как десертный напиток после приятного обеда.

Стоит ракомело около 5€ за 0,5 л. Также известен на Крите напиток из ягод тутовника – «мурнораки», который стоит 35€ за 0,5 л. Кроме Крита раки-цикудья производится и на Кикладах.

В других частях островной и материковой Эллады наибольшее распространение получил другой напиток, своим происхождением обязанный раки, – «ципуро».

Ципуро

Первое документальное упоминание о производстве греческого ципуро в монастырях сделано в 1590 году, а существовало оно там значительно раньше, вероятно, уже в XIV веке.
Оттуда же оно получило дальнейшее распространение по территории Западной Македонии, Эпира и Фессалии. До последних десятилетий XX века производство ципуро было только домашним и не существовало в промышленных масштабах. Была запрещена и его широкая торговля, продажа разрешалась только в тавернах и специализированных закусочных – «ципурадико».

В 1988 году появился закон, устанавливающий правила производства, налогообложения, проверки качества, розлива и торговли такими напитками. С этого времени крупные семейные предприятия преобразуются в промышленные, благодаря чему значительно повышается как качество ципуро, так и его соответствие стандартам Евросоюза.

В результате этого закона ципуро и цикудья были признаны защищенными греческими наименованиями продуктов, а ципуро Фессалии, ципуро Македонии, ципуро Тирнаву и цикудья Крита – защищенными торговыми марками.

Традиционно этот напиток производится двух видов: без добавления аниса, и с ним. Кроме аниса, а иногда и вместо него, могут добавляться и другие специи: фенхель, гвоздика, корица.

В большинстве закусочных-ципурадико в Фессалии и Македонии ципуро подается в маленьких бутылочках – «карафаки», емкостью 100–200 граммов.

К каждой карафаки полагается «мезе» – порция легкой закуски в виде , печеных овощей, морепродуктов, маслин и т. п.

Сколько бы порций ципуро вы ни заказали, столько раз вам принесут мезе, причем, каждый раз другое, чем иногда можно поставить в затруднение персонал заведения, когда после пятой–шестой карафаки у них кончается ассортимент закусок, ведь сами греки редко выпивают больше двух порций напитка.

Предшественник ципуро – раки сыграл свою роль и в истории Греческой национально-освободительной революции 1821 года. 21 марта 1821 года в городе Патра произошел инцидент, когда около сотни турецких солдат из гарнизона соседнего городка Рио, изрядно выпив раки в закусочной на центральной площади Патры, убили хозяина заведения и сожгли его дом, в результате начавшегося пожара сгорели и многие соседние дома.

Возмущенные жители города подняли восстание против турок, которое вскоре охватило и соседние провинции. 25 марта, когда греки объявили лозунг восстания «Свобода или смерть», и поныне отмечается как национальный праздник Греческой независимости.

Одним из крупнейших производителей ципуро в Греции считается фирма «Тсандали», основанная в 1890 году. «Македонико Ципуро Тсандали» в стеклянной бутылке емкостью 0,5 л стоит в супермаркете 8,40€.

Узо – напиток эллинов

«Капли датского короля», или грудной эликсир – старинный рецепт лекарственного средства от кашля. А по существу – настой аниса. Вкус его знаком с детства людям среднего и старшего поколения. И это первая ассоциация, возникающая у тех, кто впервые попробовал знаменитый греческий напиток «узо».

В состав хорошего узо входит не только анис, но и бадьян, фенхель, кардамон, корень имбиря, корица и кориандр. Некоторые полагают, что ципуро и узо – одно и то же, но это является глубоким заблуждением. Технология изготовления этих напитков совершенно различная.
Если ципуро получается полностью в процессе перегонки виноградного сырья, то содержание его в составе узо не превышает 20–30%. Смесь семян и ароматических трав для узо настаивается сначала на чистом спирте, затем тщательно перегоняется в медном дистилляторе с обязательным отделением «головной» и «хвостовой» частей. Затем отобранная сердцевинная часть медленно перегоняется второй раз при непрерывном контроле. Полученный спирт разбавляется мягкой водой так, чтобы содержание алкоголя в полученном напитке было не ниже 37,5%.

История появления узо и само происхождение этого слова неразрывно связано с небольшим городком Тирнавос, находящемся в регионе Фессалия. Этот район, издавна славившийся своими винодельческими традициями и производством одной из самых известных марок ципуро, был известен выращиванием коконов шелкопряда для производства натурального шелка. Лучшие образцы коконов отбирались для экспорта во Францию, текстильная продукция которой была знаменита во всем мире, и сырье для нее поставлялось самое качественное.

На ящиках для отправки стояла надпись на итальянском языке «USO MASSALIA» – «использовать в Марселе». Этот таможенный термин в XIX веке воспринимался в торговле, как своеобразный знак качества. Один турецкий офицер, стоявший в то время в Тирнавосе, попробовав ципуро местного производства, сделанное по семейным рецептам, воскликнул: «Это же USO MASSALIA – лучший напиток, какой только может быть»!

В 1856 году семья Катсарос получила первый в Греции патент на производство и продажу нового продукта под торговой маркой «Дистилляция, как USO Тирнаву» – намек на высокое качество своего продукта. С тех пор это название и закрепилось за напитком, а рецепт его изготовления из города Тирнавос быстро разошелся по всей Греции.

После обретения страной независимости многие греки стали переселяться из Турции на территорию Греции, в частности, в Македонию и на остров Лесбос. Они принесли с собой византийские традиции виноградарства, виноделия и производства раки.

В начале XX века во многих странах Европы был введен запрет на производство и потребление полынной водки – абсента, получившего широкое распространение. Популярность его была особенно велика среди низших классов общества. В состав известных марок абсента кроме полыни входили также анис и фенхель, своими ароматами сглаживавшие горечь полыни.

Любители запрещенного напитка стали искать ему замену и быстро нашли ее в анисовых настойках.

Во Франции в это время появляется Пастис и Перно-Рикар, в Италии – Самбука. Любовь к настойкам аниса предопределила и быстро возросшую популярность греческого узо.

В столице Лесбоса Митилини возникает широкое производство узо, быстро завоевавшего популярность в самой Греции и во многих других странах.

Уже в 1930 году на острове насчитывалось 40 мелких и 10 крупных производителей напитка. Такие марки митилинского узо, как «Варваянни», «Мини», «Пломари», «Смирнио», «Самара», «Яннатси» становятся любимыми напитками как самих греков, так и гостей Греции.

Стоимость «Варваянни» в стеклянной бутылке 0,7л – 11,90€, а другого популярного узо «12» – 8,75€.

Как говорят греки: «Узо – это вся Греция в одном стакане». Узо – это то лучшее, что может сопровождать блюда из морепродуктов или рыбы, вареные, тушеные, жареные или приготовленные на углях блюда. Узо – один из главных героев греческой таверны.


Метакса

Наверное, неспроста местом рождения коньяка «Метаксы» – греческого бренди, входящего в число 50 самых популярных напитков мира, является портовый город Пирей.

В этом порту, крупнейшем в Греции и одном из самых больших в Средиземноморье сходились морские дороги всей Европы, да, что Европы – всего мира.
Множество разноязычных, с разным цветом кожи и разрезом глаз, моряков со своими привычками и пристрастиями сходили здесь ежедневно на берег во время стоянки своих судов и кораблей. Они искали возможности хотя бы на несколько часов забыть о своей нелегкой работе. И интернациональный Пирей старался отвечать им всем дружелюбием и гостеприимством.

Закусочные и бары работали круглосуточно, а идея создания своего греческого коньячного напитка, подобного тем, что подавали в портовых заведениях Марселя, Гавра и Ниццы витала в воздухе и нужен был только человек, способный воплотить ее в жизнь. И такой человек нашелся. Это был Спирос Метаксас, представитель большого семейства торговых брокеров.

Отец семейства – Ангелис был выходцем с небольшого скалистого, выжженного солнцем и, казалось бы, малопригодного для жизни островка Псара, находящегося поблизости от острова Хиос и недалеко от турецкого побережья.

Этот маленький островок имеет большую историю. Жители его, не имея возможностей развивать земледелие или животноводство, с самых древних времен занимались рыболовством и мореплаванием и считались отличными моряками.

Во время Архипелагской экспедиции графа Алексея Орлова островитяне активно помогали русскому флоту и 7 июля 1770 года участвовали в Чесменском морском сражении, происходившем в непосредственной близости от острова, а в 1821 году они одними из первых поддержали Греческое восстание, переоборудовав все свои торговые суда в военные корабли.
За это турки устроили на острове страшную резню, когда из 20 000 жителей уцелело не более 500 человек. Оставшиеся в живых разъехались по всей Греции, а семья Ангелиса оказалась в Халкиде.

Вероятно в это же время он принимает решение сменить фамилию, а поскольку в Халкиде семья открывает предприятие по торговле шелком, Ангелис записывается под фамилией Метаксас («метаксиос» – по-гречески шелковый). И опять история греческих напитков оказывается связанной с шелком.
После смерти Ангелиса его девятерым сыновьям осталось немалое состояние. Один из них – Спирос, забрав свою долю наследства, решает обосновать свой бизнес в Пирее.

В конце XIX века экономика независимой Греции, основанная на морской торговле, стремительно развивается, и в портовом Пирее кипит торговая и денежная жизнь страны. Перепробовав несколько разных занятий, Спирос, наконец, выкупает небольшой, приходящий в упадок винокуренный завод. Привлекает в дело двух своих братьев, и в 1888 году они регистрируют свою новую компанию и торговую марку «Метакса».

На острове Хиос издавна существовал местный напиток, представлявший собой настойку смолы мастикового дерева на спирте с добавкой различных ароматических и целебных трав, который назывался «Мастиха». Он и сейчас производится только на Хиосе, и больше нигде в Греции.

Так что в создании «Метаксы» были учтены и древние винодельческие традиции Хиоса. А хиосские вина еще во времена Древней Греции и Рима считались самыми ценными и дорогими во всем Средиземноморье.

Выбрав лучшие ингредиенты и ароматические травы, и, связав старинные традиции виноделия и дистилляции с великолепными качествами винограда сорта Мосхато, братья создали новый греческий коньяк, быстро завоевывавший признательность любителей и ценителей всего мира.

Уже в 1895 году он завоевывает золотую медаль на выставке в Бремене. В 1900 году начинаются массовые поставки в США, где напиток получает эпитет «летящий бренди».
В 1915 году «Метакса» завоевывает Гран-При на выставке в Сан-Франциско.

Кроме коньяка предприятие производило абсент, шартрез, бенедиктин, вермут, но со временем все они ушли на второй план.

Бренд «Метакса» пережил две мировые войны, немецкую оккупацию, нелегкие послевоенные годы, Гражданскую войну, хунту, но, несмотря на все превратности, остается одним из самых узнаваемых греческих символов.

Знаменитая семизвездочная «Метакса» в бутылке емкостью 0,7 л в виде старинной амфоры стоит сейчас примерно 21,75€, пятизвездочная – 16€, демократичная трехзвездочная – 13€, пятизвездочная в трехлитровой бутыли на подставке и с краником – 79€, а бутылка «Metaxa AEN» емкостью 0,7 л из бочки №1 – 1410€.

Алкогольные напитки типа бренди имеют свою философию – тех, что пьются на ходу, бездумно, не существует.
Требуется определённый момент и развитое чувство вкуса. Для настоящего ценителя время такого напитка – после хорошей еды.

В отличие от других, дающих быстрое опьянение, здесь нужна медлительность, вдумчивость, игра с ароматом. Высшее качество продукта и ароматическое послевкусие, остающееся во рту от последнего глотка – вот те особенности, за которые ценят «Метаксу» ее поклонники во всем мире.